В украинцев вселился Вий

May 03, 2014 20:43

Сами эти слова не принадлежат мне (если автор предъявится, с удовольствием его укажу): это реплика в одной из первых интернетных дискуссий на украинскую тему. Они дремали где-то на дне актуальной памяти, в компании всякого информационного хлама, пока не активизировались в связи с этими фотографиями:



Судя по насмешкам над погибшими вроде "майские шашлыки", "копчёная сотня", "Нехай горять чорти у пеклі" и т.п., одной из сторон события вокруг одесского Дома профсоюзов представляются воистину борьбой с нечистью, а сгоревшие - "гномами", завязшими в окнах и дверях гоголевской церкви. Но бесовское обморачивание рано или поздно рассеется, глаза раскроются, веки у людей подымутся - и станет виден голый факт. Украинцы убивают украинцев. И когда им кажется, что они убивают русских врагов - убивают-то они украинцев. И даже когда они потешались над русскими в нашумевшей инсталляции "Осторожно, русские!" - мерзких русских в трениках и с балалайками изображали опять-таки украинцы.

Зато теперь мы имеем возможность в реальном времени наблюдать то, о чём только читали в книгах: как раскручивается молотилка гражданской войны. Вот есть жертвы (заживо сгоревшие в Одессе). Возмущённые их смертью находят виновных, в частности, местных девушек, которые делали коктейли Молотова для поджога Дома профсоюзов. Их данные выкладываются в сеть - с категоричным "Они. Не. Должны. Жить". Если ведОмые желанием мести близкие погибших причинят этим девушкам вред - тогда уже у их близких будет повод для того же самого... Так же вот оно было в тех же местах в 1918 г. Брат на брата, родич на родича. Причём, поскольку, как было уже мною сказано, водораздел может проходить не территориально, а в самых неожиданных местах, в том числе в семье - родство в том числе вполне реальное, кровное. Батька за белых, дочка за красных, сын за чёрных или зелёных. И у каждого свои герои и свои резоны. И чем больше становится погибших героев, тем громче становятся резоны... Поневоле тут вспомнишь безумного и мудрого В. Б. Микушевича, который говаривал, что русское "гражданская война" - калька с немецкого "Burgerkrieg" (извините, не знаю, как ставить умляут) - невозможное, нелепое сочетание. Потому что если люди, живущие в одной стране, воюют между собой, значит, они не считают себя, не хотят быть гражданами одного и того же государства. Идеология - прожорливое чудовище! А некоторые идеологии особенно хотят кушать.

И, наблюдая историческую картинку, я не только скорблю об этой многострадальной земле, но и дивлюсь способностям нынешнего украинского правительства меньше чем за полгода разрушить то, что худо-бедно, местами на соплях, но всё-таки держалось. Добрая ссора иногда бывает лучше худого мира, но такую ссору, когда стреляют, пытают, сжигают заживо, доброй не назвать. Янукович явно не кристальной души человек, но - "раньше наш колхоз стоял на краю пропасти, с приходом нового председателя он сделал шаг вперёд". А началось всё с Майдана... Поначалу я ему сочувствовала как порыву народа к социальной справедливости, а теперь думаю: хорошо, что не высказывалась в его пользу. И хорошо, что не подружилась с нашей антипутинско-замайдановской оппозицией - встретилась раз с этими людьми, и встреча оставила неизгладимо неприятное впечатление, но об этом здесь будет неуместно. Просто скажу: хорошо, что не подружилась. Пришлось бы сейчас разругаться. А я этого не люблю.

А уместно вот что: что же это за Вий такой? Как его изловить? А изловив, что с ним делать: подымать ему веки или, наоборот, опускать? Впрочем, эти вопросы - для украинцев. Отлично сознаю, что мой голос - даже не совещательный. Только вот наблюдать за происходящим жутко. Жутчее, чем читать Мыколу нашего общего Гоголя.

Украина, Гоголь, ужасы, Вий

Previous post Next post
Up