Сделаю врезку меж румынскими воспоминаниями, чтоб не забыть. Вообще-то это древний баян, но для себя и для таких, как я, кто раньше не видел, оставляю зарубку. А для тех, кто видел, обещаю: в конце будет не охваченный ещё в сети, сугубо личный момент.
Что вы скажете об этой картине?
Вот
здесь некоторые детали видны лучше.
Чем дольше я на неё смотрю, тем сильнее она кажется неприятной, даже жутковатой... Несмотря на то, что отдаю себе отчёт: именно кажется, вследствие её бэкграунда. Без него я вряд ли задержала бы на ней взгляд. В лучшем случае, подумала бы: "Экая псевдонародная мазня!" И лишь история её создания и сведения об авторе побуждают искать в этой, в общем, незамысловатой картине скрытые смыслы.
Автор, В. Куплин, непрофессиональный художник,
страдавший душевной болезнью, заставлявшей не видеть вокруг себя ничего, кроме фантазий и желаемого, написал её в 1973 году - надо полагать, во время обострения или сразу после того, как миновала его самая тяжёлая фаза. Некоторое время она висела в холле гостиницы "Украина", причём никто не подозревал в ней ничего ненормального. Потом попала в Музей творчества аутсайдеров, где энтузиастам от общественности её удалось увидеть собственными глазами. Как и другую куплинскую картину - копию "Девятого вала" Айвазовского.
Да и "Масленица" вообще-то представляет собой копию картины некоего Антонова, предположительно изображающей празднование Нового года:
Но откуда, собственно, взялись энтузиасты? Из сообщества psyconsulting, где в ноябре 2006 года (как раз - пятилетний юбилей!) состоялось явление картины народу в сопровождении следующей легенды. Топикстартер сообщал, что в его институте читает лекции интересный (как многие психиатры) человек И. В. Филин, который показал студентам оную "Масленицу" в сборнике работ душевнобольных "Фрейд: новые иллюстрации".
Далее (цитирую):
Интрига вот в чем. Преподавателям были поставлены следующие условия: в этой картине есть признак, который со 100%-й вероятностью показывает, что художник - с психическими отклонениями, за 15 лет его преподавание в нашем инсте этот признак нашел лишь один студент. Если мы не находим этот признак(возможно деталь?), то он никогда нам на него не укажет и подсказок давать не будет. Вот так вот. Жестко, но справедливо. Единственная его подсказка была: дело не в мелких деталях.
Некоторые особенности картины: если вы попытаетесь найти себе место внутри нее - вы его не найдете, нормальому человеку там нереально провести время, вы понимаете, что вас там просто быть не может. И ещё ряд подсказок от профессора: дело не в мелких деталях, ключевой момент вода+воздух и звук.
И - понеслось! Три дня и три ночи подряд рунет ломал голову над загадкой "Масленицы". В ходе этого захватывающего процесса нагородили 56 страниц собственных страхов и проекций, из которых наиболее часто повторялись
1. Люди в повозках - пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.
2. Людей в повозках куда-то (насильно) увозят навсегда, они сидят неподвижно, что подчеркивает трагичность ситуации.
3. Люди в повозках мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.
4. Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей (или доступ к ним перекрыт). Уклон холма таков, что сани и кони все равно сползут к реке. Людям на заднем плане до них нет никакого дела.
5. Лошади не скачут, а крутятся в водовороте.
6. Люди на конях не живут в картине, не живут в мире, а пребывают где-то между. Они смотрят на нас, но выбраться не могут.
7. Саней на самом деле нет - люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.
8. Уши у ушанок возниц торчат, как рога у чертей.
9. Центральная повозка вообще горит. и много, много ещё всяческого. Честно признаюсь, все 56 страниц не читала, поскольку уже по прочтении хотя бы пяти возникают сомнения в собственном душевном здоровье. Наподобие: "Если со мной всё в порядке, что ж я так увлечённо читаю эту хрень?"
А ведь ещё было (и до сих пор не уничтожено) сообщество ru_filin.livejournal.com...
Но каков же этот таинственный признак? Профессор Филин, дай ответ! Не даёт ответа. И в комментах не объявился, и вживую от вопроса ушёл. Так и не подтверждённую им версию ответа можно прочитать
здесь. А также
здесь. Однако последняя версия не выдерживает критики, поскольку оригинал из запасников Музея творчества аутсайдеров написан не на стекле, а на куске коробки.
Короче, теорема Ферма в наивной живописи...
А меня здесь больше другое занимает: профессор Филин - не тот ли это Филин, который преподавал у нас в Московском областном медицинском училище в 1986-88 гг.? За давностью лет не помню, как его звали, но совпадения знаменательные:
1) достаточно редкая фамилия,
2) психиатр,
3) провокативный метод преподавания. Нам он давал разобрать рассказ Зощенко "История болезни" на предмет того, какие нарушения допустил медперсонал. Вообще, любил задать группе вопрос для обсуждения и наблюдать, как мы корчимся в мозговых судорогах.
Тогда он был ещё не стар, лет пятидесяти, с жёсткими чёрно-седыми волосами, которые из-за стрижки стояли ежом, врезаясь мысом в морщинистый низкий лоб. Иногда, помнится, надевал очки. Улыбка его была хороша: белозубая, треугольная - как, знаете, котята мяукают, треугольно открывая пасть, и вот из-за этого котёночьего намёка смягчалось всё лицо, обычно довольно суровое.
Неужели мои пути так рано пересеклись с одной из тайн рунета?