«Режим тишины», объявленный ранее в этом месяце, имел огромное экономическое значение для мировой экономики и геополитики. Прекращение огня подтвердило, что соглашение о перемирии на Украине, достигнутое 5 сентября, в целом соблюдается, несмотря на некоторые локальные столкновения и практически единодушные предсказания западных экспертов о скором возобновлении войны. Продолжительное действие сентябрьского соглашения о прекращении огня предполагает, что отношения между Киевом и Москвой постепенно возвращаются к шаткому мирному сосуществованию. В таком случае гражданская война, разразившаяся летом на Украине, возможно, превратится в более или менее стабильный «замороженный» конфликт, подобный тем тупиковым ситуациям, которые в течение многих лет и даже десятилетий сохраняются в Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджане, Косово, Израиле и на Кипре - вот лишь несколько примеров замороженных конфликтов недалеко от Европы. Хотя никто не может быть полностью удовлетворен таким исходом, и Украина, и Россия, и Европа должны вздохнуть с облегчением. Как и все, кого беспокоят перспективы мировой экономики.
Начнем с Украины. Потеря Крыма не имеет большого значения, так как большая часть полуострова уже была сдана в аренду России; при этом данная территория даже не входила в состав Украины до 1954 г. Потеря Донбасса гораздо важнее, поскольку это один из основных промышленных регионов страны. Однако нормальные экономические отношения могут быть вскоре восстановлены, так как России нужно продать, а Украине купить, донбасский уголь и сталь. Поскольку прибыль от подобной деятельности в целом и так незаконно растрачивалась коррумпированными чиновниками и олигархами, то для Украины не будет большой разницы, если вместо этого она достанется пророссийским ополченцам. В то же время этот конфликт укрепил национальное самосознание украинцев. Хотя маловероятно, что Украина когда-нибудь станет членом Европейского союза или Североатлантического блока - учитывая противодействие со стороны Германии и Франции, а также России - соглашение об ассоциации с ЕС, подобно Турции, может способствовать уменьшению коррупции и стимулированию экономических реформ. Двусторонние торговые отношения и с Европой, и с Россией в конечном итоге могут стать единственным возможным решением для Украины на пути к достижению экономической эффективности. Подобные отношения должны стать возможными после того, как этот конфликт окончательно будет «заморожен».
Теперь перейдем к России. Исходя из того, что Киев и Запад с неохотой признают положение, сложившееся в Крыму и на Донбассе - и, похоже, никто не знает, как отобрать эту территорию у Москвы - маловероятно, что президент Путин попытается продолжить территориальную экспансию, по крайней мере, не имея каких-то новых геополитических предлогов. В этом случае антироссийские санкции ЕС могут автоматически прекратить свое действие в марте и июле. Они были введены на один год, и трудно будет добиться единогласия по поводу их продления в случае прекращения боев на Украине.
Независимо от того, будут отменены санкции или нет, Россия уже переживает экономические трансформации. Учитывая цены на нефть и падение рубля, политическое руководство и крупные предприниматели России осознают, что постсоветская политическая модель масштабной финансовой либерализации и интеграции с мировой экономикой обрекла их на чрезмерную зависимость от экспорта энергоносителей и промышленного импорта из Западной Европы. Отчасти в результате этого Россия стала жертвой «проклятия природных ресурсов»: переоцененная валюта, деиндустриализация, расточительное потребление, избыточные государственные расходы, недостаточный сбор внутренних налогов и чрезмерная уязвимость перед международными потоками капитала. В ответ Россия начинает реструктурировать экономику. Она уходит от классической модели свободной торговли, принятой в 1990-е гг., которая заставила Москву экспортировать сырье и импортировать промышленные товары, согласно рикардианскому закону сравнительных преимуществ. Альтернативная модель развития, которой теперь отдаст предпочтение Россия, - это модель, поддерживаемая другими крупными развивающимися экономиками, включая Китай, Индию и Бразилию, а раньше она использовалась в Южной Корее и Японии.
Применение этой азиатской модели будет означать усиление защиты внутренней промышленности, повышение контроля над международными потоками капитала и сокращение зависимости от импорта - даже если это означает снижение качества и повышение цен для российских потребителей. Учитывая, что Россия остается крупным экспортером ресурсов, ее торговые и финансовые стратегии, а также геополитические союзы будут переориентированы на Китай и Азию. Такие стратегические изменения со временем усилят экономическое господство Китая в Азии. Это также может укрепить влияние авторитарной конфуцианской политики Китая в качестве противовеса либеральной демократической модели, продвигаемой Соединенными Штатами и Европейским союзом. И Путин приветствовал бы такие философские изменения.
А чем обернется «замороженный конфликт» для Европы и всего мира? Хорошая новость заключается в том, что окончательное завершение войны на Украине устранило бы крупнейшее препятствие для экономического восстановления в Европе. Угроза полномасштабной войны в Центральной Европе, возможно, была основной причиной неожиданного летнего спада в еврозоне, особенно в Германии. Если бы снова началась война, удар, нанесенный по деловому доверию, несомненно, подорвал бы любые попытки Европейского центрального банка по стимулированию экономики. Плохая новость в том, что замороженный конфликт на Украине нарушит послевоенные принципы о том, что европейские границы не могут быть изменены силой, на что недавно снова посетовала немецкий канцлер Ангела Меркель. Но на самом деле европейские границы не раз насильно перекраивались в течение последних 25 лет, после распада Советского Союза и Югославии.
Основы государственного суверенитета нарушались не один раз - в частности Соединенными Штатами, Британией и Францией в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии, а также в Израиле и на Кипре. Безусловно, подобные нарушения будут время от времени происходить и в будущем, независимо от сохранения санкций против России. Запад должен быть больше обеспокоен не дипломатическими прецедентами, связанными с замороженным кризисом на Украине, а глобальными последствиями выхода России на китайскую геополитическую и экономическую орбиту. Однако учитывая интенсивность западного взаимодействия с Китаем, также возможно мирное сосуществование и экономическое взаимодействие с той Россией, которая решила перенять китайские модели экономического управления, обеспечения прозрачности бизнеса и недемократического государства.