Оригинал взят у
argonov в
2032 - первая в мире музыкальная опера с открытыми исходниками? Сегодня, в день протеста интернет-ресурсов и пиратских организаций против новых американских карательных инициатив против интернет-пользователей PIPA и SOPA, я решил предпринять ответственный шаг и объявить о выкладке в открытый доступ детальных исходных материалов к своей электронной опере "2032: легенда о несбывшемся грядущем" (
http://argonov.ru/2032.html).
С 2007 года, когда произведение было готово, его фактический копирайтный статус несколько раз менялся. В начале 2007 года я начинал с традиционной, недружественной рядовому слушателю схемы, когда на сайте представлена лишь часть треков, да и то в весьма низком качестве - mp3 112 кбит. Желающий получить произведение целиком должен был купить диск. Диски действительно более-менее продавались, но мне как автору было важнее, чтобы люди просто могли познакомиться с моим творчеством. В конце 2007 года в сети появились торренты с полным набором mp3 320 кбит, а в 2009 году - wavpack. Я не стал с этим бороться, понимая, что это неизбежно, и мир движется в сторону свободного распространения информации. И, возможно, именно благодаря торрентам мне удалось получить немалую для некоммерческого автора известность. На данный момент, торренты с “Легендой” целиком скачало более 4000 человек, а хотя бы отдельные фрагменты слышали десятки, если не сотни тысяч человек. Среди моих слушателей неожиданно для меня оказались и весьма известные представители российской творческой интеллигенции. Но для "сохранения лица" на сайте я долгое время всё сохранял по-старому. Лишь в 2010 году я принял давно назревшее решение: выложить на официальном сайте оперу целиком. А недавно, в первых числах 2012 года, поднял качество mp3 до 320 кбит.
Однако предоставление творческого продукта к свободному скачиванию - лишь одна сторона вопроса свободы информации. Есть и другой важный аспект, связанный с доступностью исходных материалов. Слушатели неоднократно просили меня выложить фонограммы, партии голоса, миди-файлы, а я хотя и не давал отказа, но у меня постоянно не доходили руки. Сейчас же я решил разрубить этот гордиев узел, и дать людям даже больше, чем они просили
В наше время многие авторы официально предоставляют слушателям свои инструментальные фонограммы, но я решил пойти дальше. С сегодняшнего дня в свободном доступе представлены инструментальные и вокальные партии (формат .wav), их многодорожечные монтажные миксы (формат ".ses" программы Syntrillium Cool Edit Pro 2.0), и миди-исходники (формат ".cpr" программы Steinberg Cubase SX). Последние содержат не только партитуры, но и информацию об использованных vst-инструментах и их настройках. Теперь каждый музыкант может во многих случаях восстановить моё оригинальное звучание внутри миди-редактора, а значит - и модифицировать мои вещи, сохраняя звучание. Лишь там, где я по старинке использовал не программные vst-инструменты, а аппаратные Yamaha SW60XG и Creative SB Live, восстановить звучание по нормальному невозможно (их партии сохранены в формате ".wav").
Решение выложить исходные материалы я принял в соответствие с идеями, которые изложены здесь
http://argonov.livejournal.com/83912.html. Каждый человек должен быть волен использовать в своём творчестве разработки других людей, если не выдаёт их за свои. Фан-творчество в современном мире - великая сила. Наиболее ярким примером здесь может служить головокружительный успех творчества японского автора под псевдонимом Zun - художника, музыканта, автора серии игр Touhou. Музыканты и художники со всего мира сделали по мотивам его игр и музыки сотни тысяч рисунков и десятки тысяч обработок. Многое из фан-творчества, особенно рисунки, с профессиональной точки зрения оказалось даже лучше, чем оригиналы. А лично меня весьма впечатлили металлические каверы группы Unlucky Morpheus, одна из обложек которой приведена слева. Многие впервые узнали Zunа не по играм, а именно по фан-материалам. И если бы он не приветствовал фан-творчество, а боролся с ним или требовал, чтобы люди унизительно просили разрешения (как это принято в мире копирайта), то он, возможно, не имел и десятой части своей нынешней известности
Но перейдём к сути
Исходные материалы представлены в виде двух наборов. Первый из них называется “scr-dj” и представлен по адресу
http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-dj Это адаптированный набор wav-файлов инструментальных фонограмм и вокальных партий сольных арий (фрагменты 04, 06, 09, 10, 12, 15, 17, 21, 24, 27, 31, 32), которые можно использовать для создания ремиксов в любой звуковой программе. Файлы имеют прозрачные названия, состоящие из номера фрагмента и дескриптора типа партии: “voc” - вокал, “ins” - инструментальная фонограмма, “mel” - грубая инструментальная версия вокальной партии , “met” - метроном. Последние два типа партий могут использоваться для облегчения записи вокала, если кто-то захочет что-то перепеть, но не для финального микса.
Второй набор материалов называется “scr-real” и представлен по адресу
http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-real Это набор моих реальных рабочих архивов ".zip", где помимо звуковых файлов отдельных партий (как правило, коротких, и нуждающихся в дальнейшем монтаже) есть файлы аранжировок (как правило, формат ".cpr") и многодорожечных звуковых миксов (формат ".ses"). Для работы с ними необходимы программы Steinberg Cubase SX (хотя бы для конвертации .cpr в .mid) и Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 (подойдёт и его аналог Adobe Audition версии не выше 1.5). В отличие от набора "src-dj", набор "src-real" охватывает все фрагменты оперы. Номер архива соответствует фрагменту или группе фрагментов, которые переходят друг в друга без пауз. Ищите там файлы .ses и .cpr, открывайте их и изучайте. Иногда для открытия .cpr вам также потребуются файлы сэмплов .sf2, в основном для ударных. Их можно найти в файле
http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-samples.zip. Более подробное описание работы с исходниками можно найти в файле
http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-description.rtf За предоставление хостинга немалого объёма (10 Гб) я благодарю Михаила Вербицкого, известного в рунете математика, создателя блогсервиса
http://lj.rossia.org и пропагандиста всяческого независимого, порой скандального, искусства
В заключение следует отметить, что помимо нот, сэмплов, многодорожечных монтажных сессий, настроек vst-инструментов и т. д., существует ещё один особый вид исходников, который наиболее трудно сделать общедоступным. Это труд и личные навыки самих творческих людей. Чтобы преодолеть традиционные ограничения даже в этом вопросе, сейчас мы рассматриваем возможность записи ваших песен нашими силами, в том числе, с нашими вокалистами. Но это уже на коммерческой основе, и это отдельная тема. Если что-то интересно - обращайтесь.
Основное условие использования представленных материалов простое: не выдавать их за свои и по возможности указывать источник. Официально лицензия пока будет
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/3.0/, то есть разрешено любое некоммерческое использование материалов. Также дополнительно даю согласие на коммерческое использование в тех случаях, когда мой материал не является основным источником привлечения средств. Свободно можете ставить музыку на радио и в кафе, исполнять на собственных концертах, где большинство материала взято из других источников. Ограничение на коммерческое использование касается лишь крупных проектов, специально посвящённых моему творчеству, как то постановка, экранизация и т. п. В таких случаях, обращайтесь ко мне лично.
В целом, активное использование приветствуется. И также, как всегда, приветствуются пиар и финансовая поддержка :)
Контакты: музыкальный сайт
http://argonov.ru, блог
http://argonov.livejournal.com Кошельки в порядке приоритета: Webmoney R248521417799 Z225931701130, Яндекс-деньги 41001159842314, PayPal argonov@list.ru
Все, кто поддерживает мою инициативу - расскажите о ней людям, и пусть она будет примером для других авторов