2032 - первая в мире музыкальная опера с открытыми исходниками?

Jan 26, 2012 13:34

Оригинал взят у argonov в 2032 - первая в мире музыкальная опера с открытыми исходниками?

Сегодня, в день протеста интернет-ресурсов и пиратских организаций против новых американских карательных инициатив против интернет-пользователей PIPA и SOPA, я решил предпринять ответственный шаг и объявить о выкладке в открытый доступ детальных исходных материалов к своей электронной опере "2032: легенда о несбывшемся грядущем" (http://argonov.ru/2032.html).


С 2007 года, когда произведение было готово, его фактический копирайтный статус несколько раз менялся. В начале 2007 года я начинал с традиционной, недружественной рядовому слушателю схемы, когда на сайте представлена лишь часть треков, да и то в весьма низком качестве - mp3 112 кбит. Желающий получить произведение целиком должен был купить диск. Диски действительно более-менее продавались, но мне как автору было важнее, чтобы люди просто могли познакомиться с моим творчеством. В конце 2007 года в сети появились торренты с полным набором mp3 320 кбит, а в 2009 году - wavpack. Я не стал с этим бороться, понимая, что это неизбежно, и мир движется в сторону свободного распространения информации. И, возможно, именно благодаря торрентам мне удалось получить немалую для некоммерческого автора известность. На данный момент, торренты с “Легендой” целиком скачало более 4000 человек, а хотя бы отдельные фрагменты слышали десятки, если не сотни тысяч человек. Среди моих слушателей неожиданно для меня оказались и весьма известные представители российской творческой интеллигенции. Но для "сохранения лица" на сайте я долгое время всё сохранял по-старому. Лишь в 2010 году я принял давно назревшее решение: выложить на официальном сайте оперу целиком. А недавно, в первых числах 2012 года, поднял качество mp3 до 320 кбит.

Однако предоставление творческого продукта к свободному скачиванию - лишь одна сторона вопроса свободы информации. Есть и другой важный аспект, связанный с доступностью исходных материалов. Слушатели неоднократно просили меня выложить фонограммы, партии голоса, миди-файлы, а я хотя и не давал отказа, но у меня постоянно не доходили руки. Сейчас же я решил разрубить этот гордиев узел, и дать людям даже больше, чем они просили

В наше время многие авторы официально предоставляют слушателям свои инструментальные фонограммы, но я решил пойти дальше. С сегодняшнего дня в свободном доступе представлены инструментальные и вокальные партии (формат .wav), их многодорожечные монтажные миксы (формат ".ses" программы Syntrillium Cool Edit Pro 2.0), и миди-исходники (формат ".cpr" программы Steinberg Cubase SX). Последние содержат не только партитуры, но и информацию об использованных vst-инструментах и их настройках. Теперь каждый музыкант может во многих случаях восстановить моё оригинальное звучание внутри миди-редактора, а значит - и модифицировать мои вещи, сохраняя звучание. Лишь там, где я по старинке использовал не программные vst-инструменты, а аппаратные Yamaha SW60XG и Creative SB Live, восстановить звучание по нормальному невозможно (их партии сохранены в формате ".wav").


Решение выложить исходные материалы я принял в соответствие с идеями, которые изложены здесь http://argonov.livejournal.com/83912.html. Каждый человек должен быть волен использовать в своём творчестве разработки других людей, если не выдаёт их за свои. Фан-творчество в современном мире - великая сила. Наиболее ярким примером здесь может служить головокружительный успех творчества японского автора под псевдонимом Zun - художника, музыканта, автора серии игр Touhou.  Музыканты и художники со всего мира сделали по мотивам его игр и музыки сотни тысяч рисунков и десятки тысяч обработок. Многое из фан-творчества, особенно рисунки, с профессиональной точки зрения оказалось даже лучше, чем оригиналы. А лично меня весьма впечатлили металлические каверы группы Unlucky Morpheus, одна из обложек которой приведена слева. Многие впервые узнали Zunа не по играм, а именно по фан-материалам. И если бы он не приветствовал фан-творчество, а боролся с ним или требовал, чтобы люди унизительно просили разрешения (как это принято в мире копирайта), то он, возможно, не имел и десятой части своей нынешней известности

Но перейдём к сути

Исходные материалы представлены в виде двух наборов. Первый из них называется “scr-dj” и представлен по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-dj

Это адаптированный набор wav-файлов инструментальных фонограмм и вокальных партий сольных арий (фрагменты 04, 06, 09, 10, 12, 15, 17, 21, 24, 27, 31, 32), которые можно использовать для создания ремиксов в любой звуковой программе. Файлы имеют прозрачные названия, состоящие из номера фрагмента и дескриптора типа партии: “voc” - вокал, “ins” - инструментальная фонограмма, “mel” - грубая инструментальная версия вокальной партии , “met” - метроном. Последние два типа партий могут использоваться для облегчения записи вокала, если кто-то захочет что-то перепеть, но не для финального микса.

Второй набор материалов называется “scr-real” и представлен по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-real


Это набор моих реальных рабочих архивов ".zip", где помимо звуковых файлов отдельных партий (как правило, коротких, и нуждающихся в дальнейшем монтаже) есть файлы аранжировок (как правило, формат ".cpr") и многодорожечных звуковых миксов (формат ".ses"). Для работы с ними необходимы программы Steinberg Cubase SX (хотя бы для конвертации .cpr в .mid) и Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 (подойдёт и его аналог Adobe Audition версии не выше 1.5). В отличие от набора "src-dj", набор "src-real" охватывает все фрагменты оперы. Номер архива соответствует фрагменту или группе фрагментов, которые переходят друг в друга без пауз. Ищите там файлы .ses и .cpr, открывайте их и изучайте. Иногда для открытия .cpr вам также потребуются файлы сэмплов .sf2, в основном для ударных. Их можно найти в файле http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-samples.zip. Более подробное описание работы с  исходниками можно найти в файле http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-description.rtf

За предоставление хостинга немалого объёма (10 Гб) я благодарю Михаила Вербицкого, известного в рунете математика, создателя блогсервиса http://lj.rossia.org и пропагандиста всяческого независимого, порой скандального, искусства

В заключение следует отметить, что помимо нот, сэмплов, многодорожечных монтажных сессий, настроек vst-инструментов и т. д., существует ещё один особый вид исходников, который наиболее трудно сделать общедоступным. Это труд и личные навыки самих творческих людей. Чтобы преодолеть традиционные ограничения даже в этом вопросе, сейчас мы рассматриваем возможность записи ваших песен нашими силами, в том числе, с нашими вокалистами. Но это уже на коммерческой основе, и это отдельная тема. Если что-то интересно - обращайтесь.

Основное условие использования представленных материалов простое: не выдавать их за свои и по возможности указывать источник. Официально лицензия пока будет  http://creativecommons.org/licenses/by-nc/3.0/, то есть разрешено любое некоммерческое использование материалов. Также дополнительно даю согласие на коммерческое использование в тех случаях, когда мой материал не является основным источником привлечения средств. Свободно можете ставить музыку на радио и в кафе, исполнять на собственных концертах, где большинство материала взято из других источников. Ограничение на коммерческое использование касается лишь крупных проектов, специально посвящённых моему творчеству, как то постановка, экранизация и т. п. В таких случаях, обращайтесь ко мне лично.

В целом, активное использование приветствуется. И также, как  всегда, приветствуются пиар и финансовая поддержка :)

Контакты: музыкальный сайт http://argonov.ru, блог http://argonov.livejournal.com

Кошельки в порядке приоритета: Webmoney R248521417799 Z225931701130, Яндекс-деньги 41001159842314, PayPal argonov@list.ru

Все, кто поддерживает мою инициативу - расскажите о ней людям, и пусть она будет примером для других авторов

свободная музыка, свободные лицензии, борьба за права людей, copyleft, creative commons, история, позитив, Аргонов, альтернативная история, копилефт, свобода слова, sopa, преимущества свободной модели разработки, свобода информации

Previous post Next post
Up