Инфо-войны. Пособие для новичка.

Oct 25, 2013 21:19



Среди различных видов войн на первый план в 21 веке выдвигаются войны неклассические, прежде всего это информационные. Люди религиозные скажут, что это войны за души людей. В этом посте я рассмотрю некоторые отдельные приемы, которые могут быть использованы в информационных битвах. Люди с опытом знают эти приемы и широко ими пользуются. Ничего нового или сверхсекретного они в моей статье не найдут. А вот новички могут узнать что-то новое.

Предупреждая различные кривотолки, я скажу, что не следует увязывать изложенный мною текст с какими то реальными событиями. Во первых, потому что приклеить можно к чему угодно. Во вторых, потому что таких событий хоть пруд пруди. В третьих, потому что это уведет от сути разговора.

Начну пожалуй с самого простого. С троллинга. Я не будут исследовать когда и где появился этот мем, а также весь сопровождающий его ворох понятий и фраз, типа "кормить тролля". Дам лишь краткое определение. Тролль - это провокатор. Цели провокатора могут быть самые различные, от блокирования нормальной дискуссии и скатывания её в пустопорожнее переругивание, до доведения собеседника до состояния, когда он не контролирует себя, и может сказать что-то, что его же потом и дискредитирует.

Причем надо отличать моменты, когда человека выводят на "чистую воду", указывая ему на противоречия в его высказываниях, или в его словах и делах, и когда его просто выводят из себя, и он начинает нести околесицу.

Очень хорошие лекции по видам троллинга и типам троллей, в свое время, прочитал Николай Стариков. Опустим сейчас его политическую окраску, просто признав, что его лекции достаточно технологичны, понятны и просты. Каждый желающий может с ними ознакомиться.

Более сложный вид войн - это работа с аудиторией. Тут надо понимать, как читает и думает аудитория. Опытные блоггеры, чувствующие остроту момента,  и профессиональные маркетологи, набившие руку на раскрутке товаров, часто манипулируют своей аудиторией. Но наиболее сложный вид работы - это работа в команде. Давайте я просто опишу один из сценариев работы.
Представьте себе интернет-площадку, со своей аудиторией, которая никак определенно не относится как какой-либо сфере человеческой жизни. Допустим, к космическим полетам.

На этой площадке вдруг появляется группа людей, которая начинает очень открыто и смело хвалить космические путешествия, приводить зажигательные статьи, фотографии, фильмы и т.п.

Чуть погодя появляется другая группа людей, которая начинает оставлять очень интересный контент, который, на первый взгляд, никак напрямую не пересекается с космическими путешествиями. Например описание работы современного ай-фона. Но... в этом контенте, время от времени, будут вставляться фразы, очень иронично и колко отзывающиеся о космических путешествиях. Унижающие тех, кто о них мечтает, кто их любят и кто о них говорит.

Получается противостояние двух команд, одна из которых открыто говорит о космических путешествиях, а другая рассказывающая о посторонних интересных вещах, регулярно вставляющая шпильки в адрес первой.

Тут сложно сказать, какая команда будет победителем. Ведь картину можно и усложнить, сказав, что и та и другая команда будет, в реальности, представлена одними и теми же людьми. Которые могут играть в поддавки в лице 1-й команды, и очень тонко играть в лице второй команды.

Оставим перебор различных вариантов на домашнее задание читателю. Лишь призываю не доигрываться в этом задании до конспирологии и сионистских проектов. Не надо...

Ещё один распространенный вид инфо-войны. Создание авторитета. Для этого создается площадка, на которой начинается публикация очень интересного и правильного контента. Который может даже иметь политическую окраску. Набирается большая аудитория. Затеваются дискуссии. Автор площадки получает большой авторитет. Его "правильные" статьи регулярно репостят его читатели. Его начинают цитировать на других площадках. Ведь он пишет правильные вещи, которые нравятся его аудитории. В определенный момент, автор  начинает высказывать свое мнение, по определенным политическим вопросам. И его аудитория, особенно та, что не искушена в реальной политике, принимает его мнение за истину в последней инстанции. Хотя он всего лишь обозреватель. Не аналитик, не политик, даже не реальный персонаж, что-то делающий в политике. А всего лишь обозреватель, в лучшем случае, писатель. Но аудитория его слушает, и идет за ним.

Увод аудитории, достаточно распространенный способ в соцсетях, типа вконтакта. Когда создается площадка, на неё приглашаются активные пользователи, которые начинают размещать там контент, собирать аудиторию, в общем развивать площадку. В определенный момент возможны несколько вариантов. Либо эти трудяги выкидываются из числа администраторов, а аудитории начинают "скармливать" контент нужной направленности (в лучшем случае, это реклама). Либо, наиболее авторитетный автор, объявляет, что политика площадки абсолютно несовместима с его личными принципами, и поэтому он выходит из коллектива авторов, и создает свой собственный проект, который будет организован по правильным принципам. А в качестве убойного материала, он обещает, в первых статьях, подробно изложить свою точку зрения, почему же внутренняя организация площадки не соответствует его личным принципам.

Кстати, принцип "не выносить сор из избы" тут заведомо объявляется неверным, так как коллектив авторов "плохой" площадки объявляется нелюдью, а это освобождает от всяких моральных запретов, не правда ли? Или, в другом варианте, раскольник объявляет, что всей душой болеет за развитие площадки, из которой он уходит, и желает всяческих благ. А чтобы помочь ей, он публично переберет все её внутренние вопросы, и публично же объяснит команде первой площадки, как на самом деле надо работать. Также, подразумевается, что аудитория в шоке, и желает знать, почему же раскольник принял решение. И исключительно из желания помочь аудитории разобраться, правильный автор напишет несколько статей, в которых он респектабельно и основательно сотрет коллектив неправильной площадки в пыль.

Кстати, возмущение аудитории "плохой" площадки вполне может быть использовано и для раскрутки новой, ведь свои негодования люди будут изливать именно на площадке "правильного" автора, совесть которого не позволяет ему держать в себе сведения о внутренних делах "плохой" площадки. Соответственно высокая посещаемость и активность на новой "хорошей" площадки уже с самого начала обеспечена.

В общем-то, надеюсь, эти простые и элементарные сведения, ни для кого не являющиеся большой тайной, будут хоть как-то интересны читателю. Кстати, в качестве домашнего задания, читатель, подумай, как можно противодействовать провокатору в той, или иной ситуации.

информационная война

Previous post Next post
Up