На обсуждение сегодняшнего круглого стола традиционно организуемого Правлением Красноярского отделения «Русского Лада» выносится вопрос о содержании реформ, начатых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в январе-феврале 2020 года. Реформы заявлены как кардинальные, имеющие конституционный характер.
Поскольку все население страны планируется втянуть в голосование по поддержке этих реформ, необходимо иметь представление не только о содержании реформ, но и о том, что от всего этого может получить или не получить население страны и Красноярского края. Это, конечно, предварительная информация, поскольку полной ясности по многим поправкам еще нет.
Но прежде, чем приступить к изложению основного вопроса, хочу обратить внимание на одно обстоятельство. На день, в который будет проводиться это всенародное голосование 22 апреля - день рождения В.И. Ленина, юбилейный год. Велик авторитет вождя мировой революции, не считаться с этим не может и нынешняя российская власть. Поэтому и назначает день голосования по оценке предлагаемых поправок в Конституцию на 22 апреля. Совершенно очевидно, что таким приемом как бы пытается привлечь народ на избирательные участки. Таких случайных совпадений не бывает.
По этой же причине сами по себе поправки Президента к действующей Конституции предваряются его Посланием к Федеральному Собранию и обществу, Послание, в отличие от всех предшествующих, является строго социально-направленным. Базовой установкой является (и это уже не в первый раз) намерение обеспечить достойный уровень жизни всех граждан Российской Федерации. Особое внимание уделено в Послании проблемам демографии и многосторонним мерам поддержки молодых людей. Здесь и увеличение материнского капитала, и особая поддержка многодетных, и различные пособия для детей, и увеличение сроков декретного отпуска. Среди социальных мер и увеличение МРОТ, и индексация пенсий. Детализировать далее смысла нет - все эти предложения широко растиражированы СМИ. Но, очевидно, что этот «ударный» пакет коренным образом демографической ситуации не решит, в отличие, например, от проведенного в 1982 году резкого (до 80 процентов) повышения зарплаты в отраслях промышленности с тяжелыми условиями труда. Но население может позитивно настроить в отношении следующего этапа: поправок в Конституцию страны.
Структуру поправок Президента в действующую Конституцию Российской Федерации можно разделить на несколько групп. К первой группе относится делегирование полномочий Совету Федерации и Государственной Думе. Это, например, касается того, что Государственная Дума утверждает Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров.
Совет Федерации назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, их заместителей, судей Конституционного и Верховного судов. Совет Федерации назначает на должность Генерального прокурора и его заместителей. В компетенцию Совета Федерации входит предварительное обсуждение кандидатур (в форме консультации с Президентом) руководителей федеральных органов исполнительной власти (в том числе федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций. Процедура освобождения от должности вышеуказанных лиц производится в соответствующем же порядке.
Очевидно, что определенные ограничения всевластия Президента этими поправками предусмотрены, однако, реальный смысл они имеют только в том случае, если в этих органах Федерального Собрания у Президента нет автоматического квалифицированного большинства. То есть более двух третей из числа депутатов Госдумы и трех четвертей Совета Федерации. Очевидно, Президент В.В. Путин предполагает, что в обозримом периоде партия «Единая Россия» или какой-то политический блок в парламенте ему такие гарантии предоставит.
Но даже, если ситуация и будет иной, и политическая структура в той же Государственной Думе не будет автоматически «штамповать» все пожелания Президента, в поправках предусмотрены механизмы, позволяющие Президенту страны сохранять достаточно серьезные возможности проводить свою линию.
Так, без утверждения Государственной Думой Президент не может назначить Председателя Правительства Российской Федерации, но персонально кандидатуру на должность Председателя Правительства вносит именно Президент и никто другой. Всех судей Конституционного и Верховного суда, включая их председателей, назначает Совет Федерации, но сами кандидатуры вносит в Совет Федерации именно Президент.
Отстранение от должности Председателя Правительства, инициирование отставки должностных лиц, чье назначение происходит через Федеральное Собрание, тоже являются прерогативой Президента.
Да и прописанный порядок формирования Совета Федерации, когда каждый регион представлен в этом органе двумя представителями: одним назначенным губернатором и второй, избранным Законодательным Собранием субъекта Федерации, дает понятные преимущества для высшего должностного лица в государстве. Добавьте к этому и то, что 10 процентов от общего числа сенаторов назначает сам Президент.
Так что считать эти поправки ослаблением президентской власти, по меньшей мере, преждевременно, хотя задуматься здесь есть над чем. И основанием этого «задумывания» является появление в системе органов власти новой структуры - Государственного Совета. В общественном мнении, уже, очевидно, сложилось, что этот орган возглавит, конечно, В.В. Путин. И если «транзит власти», как это теперь называется, предусматривает сохранение влияния нынешнего российского лидера, то тогда эта демократизация управления страной за счет расширения полномочий Федерального Собрания может быть понятной. У Президента страны есть возможность прекращения полномочий Государственной Думы. А вот на полномочиях Государственного Совета замахнуться будет нельзя. Правда все эти управленческие комбинации не очень-то вписываются в традиционную ментальность российского общества. Россия всю свою историю жила при вождях от гениальных до никудышних, всегда культивировалась монолитность власти. И что будет после Путина?
Пока полезность этой группы поправок с точки зрения стратегии развития России не очевидна.
Другая представляется более значимой в контексте российской истории: эта группа поправок связана с укреплением российской государственности и установлением приоритета российского права над международным.
Из числа первоначальных поправок этой группы является существенным введение в полномочия Конституционного Суда разрешения вопроса о невозможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации.
В числе дополнительных поправок важную роль должно сыграть закрепление отчуждать какую-либо часть территории Российской Федерации, что является принципиальной оценкой уже допущенных потерь и ставит точку в позиции России относительно тех же Курильских островов.
Естественно, важным моментом является поправка о недопустимости иметь иностранное гражданство или иные права на постоянное местожительство за рубежом для граждан РФ, занимающих государственные должности и должности государственной и муниципальной службы.
Для нас, участников движения «Русский Лад», безусловно, значимым является введение в Конституцию страны понятия о государствообразующей роли русского народа и об утверждении традиционных для России семейных ценностей, которые сегодня находятся под прессингом навязываемых нашей молодежи образчиков безнравственности и бескультурья.
Нельзя недооценивать возможности внесения в действующую Конституцию и положения о преемственности Россией наследия СССР. И это вопрос не только международных договоров СССР и послевоенных границ - это касается и нашей советской истории и определенных нравственных обязательств власти перед народом, который и по действующей Конституции является источником этой власти. Появляются дополнительные, пусть и на первый взгляд, не очень очевидные, правовые возможности добиваться социальных изменений при определенной организованности и политической активности народных масс.
Самым невыразительным и откровенно слабым в предлагаемых поправках выглядит экономический блок. И это естественно, поскольку никаких кардинальных преобразований в этой сфере не планировалось. Не случайно в поправках, предложенных КПРФ, предлагается, например, «Зафиксировать принадлежность природных недр России ее народу, гарантировать всем гражданам страны достойную долю дохода от добычи полезных ископаемых». Но подобной постановки вопроса в поправках Президента к Конституции Российской Федерации нет. Как нет и адекватных понятию социального государства принципов перераспределения национального дохода. А это более чем актуальный вопрос, поскольку по данным д.э.н. С. Симчеры - бывшего директора НИИ статистика Росстата, 48 процентов ВВП России находится в оффшорах. И обязанность перерегистрации в России хотя бы только крупных, стратегичски значимых предприятий, могло бы на 20 процентов ежегодно увеличивать российский бюджет.
Но на решение таких вопросов поправки в действующую Конституцию не замахиваются.
Что же касается доведения МРОТ до уровня прожиточного минимума и индексации пенсий, то, во-первых, прожиточный минимум, как и минимальная пенсия, никак не обеспечивает «достойную жизнь» для граждан, в том числе и вполне заслуженных. А, во-вторых, увеличение МРОТ и индексация пенсий далеко не всегда соответствуют реальному росту цен и стоимости жизни в целом.
Однако, нельзя утверждать, что начатые властью в 2020 году реформы не предполагают решения крупных экономических задач. Хотя бы потому, что сенатором от Красноярского края Клишасом внесен в Государственную Думу законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Законопроект предусматривает введение прямого федерального управления через государственную комиссию по вопросам развития Арктики, соответствующее Министерство и управляющую компанию. Именно эта компания будет заключать соглашения с инвесторами, намеревающимися осуществлять крупные проекты, в основном связанные с добычей природных ресурсов. При этом обнуляется большая часть налогов в пользу инвесторов.
Очевидно, во-первых, что эти льготы, прежде всего, будут предоставлены крупным финансово-промышленным группам уровня «Роснефти» и «Норникеля». Во-вторых, также очевидно, что это существенно снижает перспективу потенциального роста налогов на деятельность хозяйствующих субъектов в пользу регионального и местного бюджетов. Это обстоятельство значимо для Красноярского края, поскольку к Арктической зоне относятся город Норильск Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Туруханский районы. И, в-третьих, введение этих новых механизмов управления приведет к перераспределению полномочий между федеральным центром, региональным и местным уровнями управления. Не факт, что такое перераспределение будет в пользу регионов, прежде всего, в части организации необходимого уровня жизнеобеспечения населения.
В целом, пакет президентских реформ хотя и несет в себе ряд позитивных изменений, но не решает коренных вопросов ни в области укрепления реального народовластия и развития местного самоуправления, ни в решении задачи ухода от сырьевой экономики и развитии внутреннего рынка, ни в сфере социального развития и снижении катастрофического социального неравенства.
Преобладающими тенденциями сегодняшней России являются концентрация сверхмонопольного транснационального капитала, преобладающая роль финансового капитала, усугубляющееся социальное неравенство.
По этим позициям мы, как бы, отброшены больше, чем на столетие назад. Ситуация соответствует той, что подробно проанализировал В.И. Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма».
Всеволод Николаевич СЕВАСТЬЯНОВ - профессор, кандидат технических наук, г. Красноярск
https://www.rus-lad.ru/news/v-n-sevastyanov-reformy-reformy-zachem-doklad-na-kruglom-stole-v-krasnoyarske/