Запрос на истории о сильной, выдающейся, неординарной личности в обществе был и будет всегда. Герои служат нравственным примером и ориентиром, без опоры на биографии великих людей невозможны воспитание и социализация. Это свойственно любой социально-экономической формации, любому историческому типу общества. Однако насколько разным может быть выбор героев и содержание модельных «историй успеха»!
Ненавистники социализма или просто невежественные люди часто говорят, что при социалистическом строе подавляется индивидуальность, все маршируют в серых безликих колоннах, не поощряются никакие проявления таланта, а личные качества якобы должны быть усреднены. Это представление о социализме навязывают в качестве стереотипа.
Трудно придумать более грандиозную ложь. Ведь в советское время мы воспитывались на примерах именно выдающихся личностей: героев войны и труда, учёных, путешественников, космонавтов, поэтов и писателей. Социализм был временем героев, выдающихся индивидуальностей. Героям ставили памятники, называли в их честь улицы и города, открывали посвящённые им музеи, в школах и институтах изучали биографии великих людей. На этих примерах росла молодёжь!
В чём же отличие героев советской эпохи от «звёзд» капитализма? Не в том ли, что «герои капиталистического труда» - эгоисты и эгоцентрики? Они загребают деньги и славу для себя. Их «успешность» в том, что они обогнали других в мошенничестве, обманули, использовали, прошли по головам. И совершенный идиотизм обожания «звёзд» в том, что эти самые другие, которых используют и считают «быдлом», восторгаются своими кумирами.
Теперь даже если футболист играет в сборной за свою страну, то этого ему мало, обязательной частью его «истории успеха» должны быть миллионные гонорары. И некоторые смеются над советскими спортсменами или жалеют их за то, что они защищали честь страны, получая обычные квартиры и обычные зарплаты. Вот только результаты в советском спорте были почему-то не хуже, а зачастую лучше, чем в современном российском спорте, накачанном под завязку гонорарами, трансфертами и допингами.
Герой - всегда сильная личность. Слабая, безвольная, серая душонка не способна на героизм. Но силу свою человек может использовать по-разному. Кумиры эксплуататорского строя применяют свою силу, чтобы эксплуатировать других, чтобы возвыситься за счёт общества, достичь личного успеха, власти, славы, могущества. Поэтому их вечный идеал - император Наполеон Бонапарт. Но советские герои не жаждали благ для себя. Они применяли свои таланты, трудились, чтобы продвигать культуру, науку, образование, улучшать жизнь своего народа, и даже жертвовали собой ради других.
Николай Островский и его герой Павел Корчагин стали настоящими «красными святыми» и героями, потому что оба отдали свои жизни служению революции, борьбе за интересы трудового народа и продолжали трудиться тогда, когда слабый человек просто сдался бы, сложил лапки и тихо ныл, умирая.
Новое поколение россиян в массе своей ничего не знает про Павла Корчагина, но вот в коммунистическом Китае вышло несколько изданий книги «Как закалялась сталь». Её продолжают переиздавать, читают и изучают, не раз экранизировали. Фильмы эти не сходят с телеэкранов. Китайцы понимают, что настоящие русские герои - это такие, как Корчагин, а не жулики ельцинского разлива вроде пресловутого Чубайса.
Потому эти жулики и хотят вымарать, вырезать из программ изучения литературы, закопать в архивах и обречь на забвение Николая Островского и других писателей героического реализма, что на фоне настоящих героев всевозможные чубайсы выглядят жалкими ничтожествами. А на фоне капиталистических «цукербергов» - вполне себе ничего; правда, капиталы свои наши нувориши украли, а не получили за счёт инноваций, но какая разница. Главное - результат.
Недавно по интернету гулял очередной «вброс» антисоветчиков. О том, что советская пропаганда, дескать, учила нас страданиям и смерти, потому что образцом для подражания и героем провозглашался подросток, с риском для жизни спасавший «кусок красной материи», пробитый пулями. С точки зрения капиталистической этики к чему был героизм Зои Космодемьянской, Александра Матросова, «Молодой гвардии»? Сдались бы немцам и «пили бы баварское». Как сейчас «новые русские» сдались и пьют - и баварское, и французское, и итальянское. Только пьёт и жрёт в три горла, скупает дворцы в Италии и летает на собственных реактивных самолётах очень маленькая прослойка компрадорской буржуазии. А основная часть народа тяжело сражается за существование.
И, кроме еды и пива, кроме жилья и шмоток, есть ещё такие понятия, как честь, гордость, свобода и независимость, право быть хозяином на своей земле. За это право надо бороться, и возглавляют такую борьбу коммунисты, среди которых появляются всё новые и новые герои. Они продолжают лучшие традиции борцов за народное счастье. Таких, например, как герой-рабочий Иван Бабушкин или Павел Власов из романа М. Горького «Мать».
Всего этого не понять идейным наследникам «мальчиша Плохиша», им где банка варенья - там и родина. Они и в наши головы хотят вбить преклонение перед своими «героями», кумирами и «звёздами» бесчеловечного рыночного общества, где всё продаётся и покупается за деньги, за славу и власть. Но категорическим укором предателям и приспособленцам стоят ещё памятники настоящим героям - из другого, советского времени. И новые борцы становятся рядом с ними…
Герман САДУЛАЕВ, член Союза писателей России, член горкома КПРФ. г. Санкт-Петербург - Ленинград
https://www.rus-lad.ru/news/g-sadulaev-idealy-chubaysov-nam-ne-godyatsya/