Apr 29, 2013 12:00
Читателю может быть тяжело поверить в реальность такой зверской бабушки, и рассказчик нас убеждает "правда, правда, все так и было". Но 8-ми летний ребенок не есть достоверный повествователь, нам хочется чтобы он все выдумал. И конечно надо учитывать, что такое мир глазами ребенка. Любое событие становится космическим, любая трагедия - абсолютом. А после такой поправки, бабушка станет ужасом не гротескным, а самым реальным. В ней мы узнаем соседей, прохожих, кто-то своих родителей и бабушек, и, что там греха таить, самих себя мы в ней узнаем. Получив сами множество травм в детстве, мы продолжаем травмировать детей и дальше.
Бабушка не фигура зла, она трагическая героиня. Понимаешь это ближе к середине книги, где через ненависть и страх повествователя, пробивается реальная ситуация - она любит внука, очень странно и искаженно, но любит. А какой еще любви ждать от психически нездорового человека? И после этого открытия ненавидеть ее, вместе с ребенком, уже не получается. Кстати, именно поэтому экранизация не удачная, по сути - ей не удалась показать многогранность героини, там она вышла плоской и однобокой.
В целом, Санаев создает очень важный текст для русской литературы. Он не намекает, не вставляет это одной из сюжетный линий романа - он посвящает целое произведению миру детского ужаса, страха и отчаяния, окончательно разрушая и ставя точку над романтическим мифом о безбрежном счастье детства.
фрейд,
проблемы,
литература,
дневник читателя