Омирщение церкви, роль в этом епископов.

Jun 27, 2022 12:49

Когда видишь фотографии приезда какого либо епископа, не важно митрополит ли это, или просто епископ, невольно обращаешь внимание на встречающих его. Если лица мирян чаще всего имеют наивный вид, то лица священников не редко подобострастны, на которых запечатлено человекоугодничество, лесть, желание понравиться, и редко найдешь в них спокойный ( Read more... )

омирщение церкви, любоначалие, священноначалие

Leave a comment

ext_3767861 June 29 2022, 11:31:17 UTC
Так в 4-м веке, ЕМНИП, епископы ещё могли жениться? В таком формате деспотствовать было не совсем с руки :) проблема началась, а) когда епископ мог стать уже только из монахов (как показала история - эта власть явилась для них искушением похуже семейных забот, не зря многие святые отказывались - "кто священства желает, доброго дела желает", а про архиерейство не помню таких цитат), и б) когда епархии стали настолько разрастаться, что архиерей уже чисто физически утерял возможность полноценно контактировать даже со священством, не то что с мирянами - даже если бы и хотел. Вот тут-то все "звёзды" византизма и сошлись - контроля над тобой никакого, хотя бы в виде жены и родственников, вышестоящие архиереи из той же элитарной корпорации и тем же искушениям подвержены. Только собственная совесть, по сути. Плюс единоличный контроль над финансами, в пределах епархии единоначалие, а не соборность. Да, конечный вид система обрела не сразу - были споры нестяжателей с иосифлянами, был откровенный нагиб петровско-синодальной и советской эпохи. И такое впечатление, что нынешние "деспоты" компенсируют как не в себя именно эти десятки (если не сотни) лет на "вторых ролях", хотя епископ царской России уже вполне представлял сложившийся тип мини-самодержавца в своей епархии. И в послесоветский период всё вернулось именно к тому, откровенно не лучшему, да ещё без всякого хотя бы номинального контроля от государства. Для Церкви 90-е тоже были совершенно диким временем, кто был тогда посеян - тот теперь и взошёл...

Reply

fortressofiron June 29 2022, 12:43:22 UTC
О нет, женатые епископы были злом для церкви большим, поскольку разворовывали церковные средства гораздо больше. Беда в финансах случилась не из-за того, что архиереи стали из монахов, а в том, что соборно приняли канон противоречащий евангелию позволяющий епископам иметь попечение, как де о душах людей и, как результат, после этого, перестали совсем (за редкими исключениями) печься о душах людей.
Нужно понимать то, что эта беда пошла с Рима потому, что римляне вообще имели культуру бюрократизма, чиновничества и формализма, это постепенно проникло и в церковь, а из римской церкви пошло в другие церкви. Например свт. Григорий Двоеслов буквально заставил ирландцев изменить устройство их церкви, без чего не признавал их за церковь, а у них, как и у шотландцев (точно не помню) епископ был не главным, важнее был аббат. В египте так же долго был обычай что священники рукополагали епископа, а не три епископа.
У нас на Руси в Великом Новгороде избирали архиепископа, и бывало что некоторых выгоняли с кафедры, поэтому сегодняшняя модель не индентична той что была 1000 лет назад.
Блаженный Иероним Стридонский один из первых толковников Священного Писания, принял сан священнника с условием что он будет вне юрисдикции, это конец 4го века, начало 5го, тогда ещё не было такого тотального всевластия епископов, епископы собирали соборы где священники были равноправными, но в это же время уже началось усиление их властолюбия, они стали елинолично запрешать, принимать доносы, не отсекая сплетни, интриги, лукавство.
Вы не правы на счет того, будто было в монашестве убеждение о том, кто желает священства доброго желает. Преп. Сергий Радонежский сказал что к этому побуждает гордость и властолюбие, что к сожалению мы часто сейчас наблюдаем как в епископах, так и в священниках, и он не одинок тоже можно увидеть и у преп. Нила Синайского. Вы цитируете измененную фразу апостола Павла, который писал так - кто желает епископства, доброго желает. Однако тогда, епископ не имел ни почета, ни власти, ни денег, ни бюрократии, он не сильно отличался от пресвитеров и, он был обречен на мученичество.
Одним из первых чиновников в церкви, при чем соединившим в себе светское чиновничество был Павел Самосатский, епископ Антиохийский, но был извергнут со своей кафедры, при чем при помощи светской же власти, которая считала христианство не дозволенной религией.
Есть хороший труд - лекции Болотова по истории древней церки, в которых можно найти много полезного.

Reply

ext_3767861 June 29 2022, 14:53:10 UTC
Спасибо за подробный экскурс и поправки! Ясности добавилось, но так и непонятно - кому же быть епископом, если архиереи из монахов, мягко говоря, не на высоте призвания в массе своей, а женатые, как оказалось, ещё хуже (но и многих из нынешних вполне можно женатыми считать - любовницы, дети). И можно ли тут что-то изменить, чтобы это не стало подобием европейской Реформации - намерения бесспорно благие, но методы - чисто человеческое суемудрие...

Reply

fortressofiron June 29 2022, 15:24:18 UTC
Что то можно изменить постоянно напоминая епископам о том, что ни какой власти они не имеют, тогда им придется смирится с этим. Большинство епископов полагают что у них особые отношения с Богом, в силу этого самого рукоположения. То что когда то было содержкнием тостов на трапезе (вы владыко рукоположили и подобное) уже чуть ли не в догматику превратилось, хотя не епископ рукопологает, а Божественная благодать, епископ лишь молится от лица церкви и призывает молится присутствующих.
Преп. Симеон Новый Богослов хотя и утверждает будто раньше власть вязать и решить принадлежала одним лишь епископам, что на деле не так, и вообще слово власть нужно понимать не в смысле чиновничьем, а в смысле врачебном, то есть исцелять грехи и страсти. Но давно уже это заблуждение о власти бытует в церкви и конечно толкуется сообразно тому плотскому мышлению которое имеют.
Так что, нужно лишь правильно учить и правильно расставлять акценты. Если упор делают на канонах обращать внимание на заповедях Христа, на то что они выше канонов. Если манипулируют тем что де помлушание превыше молитвы и поста, обратить внимание что без молитвы нет религии, а послушание тогда будет полезным когда оно основано на заповедях Христовых и напоминать о любви и милосердии, призвав проснуться от обольщения чиновничеством.
К слову сказать, чиновничество в церкви бывает настолько отвратительным, что сравнивая с чиновниками в светских учреждениях последние бывают более человечны и милосердны нежели церковные.

Reply


Leave a comment

Up