В мае 1763 г. в С.-Петербурге в Гостинном дворе и смежном с ним здании на Васильевском острове произошел крупный пожар с большим материальным ущербом.
Результатом разбирательства пожара стал именной, объявленный «Главным директором над всеми полициями» генерал-полицмейстером Николаем Андреевичем Корфом (исполнял должность в 1760-1766 гг.) указ от 19 августа 1763 г. Этим Указом был определен порядок привлечения в «пожарных случаях» воинских полков, «квартирующихся» в С.-Петербурге.
Выявление причины пожара продолжалось около полугода. По данному факту были подготовлены материалы, составившие более двухсот страниц.
В результате расследования был сделан вывод о необходимости изъятия из всех «присутственных мест» пожарных инструментов и сосредоточения их в одном месте - полиции. Именно с этого периода обеспечение общественной и пожарной безопасности стали основополагающими в деятельности полицейских чинов. В связи с этим впервые в составе российской полиции все «пожарные силы» были сосредоточены под руководством пожарного начальства - бранд-майора. Данное обстоятельство являлось новым этапом в деятельности пожарных команд дореволюционной России.
Бранд-майор (нем. бранд - пожар) - начальник всех пожарных команд города. В дореволюционной России должность была учреждена в составе столичных полиций (С.-Петербурге и Москве), а также в наиболее крупных городах Империи - Варшаве, Киеве, Н.-Новгороде, Одессе и Казани, с нач. XX в. - введена во многих губернских городах.
Впервые должность бранд-майора была учреждена в соответствии с высочайшим Указом Екатерины Великой (II) от 15 декабря 1763 г. Среди «Высочайше утвержденных по докладу воинской комиссии» в числе прочих были утверждены и «штаты Главной полиции с подведомственными оной местами».
Штаты «с их канцеляриями» Главной (в г. С.-Петербурге) и Московской полиции представлены в табл. № 1.
Москва в тот период была более многочисленной, территория ее была несравнимо больше чем в С.-Петербурге. Поэтому число городских, т. е. полицейских частей, в составе которых были пожарные команды, в Москве было больше. Возглавляли эти пожарные команды брандмейстеры.
Разница в окладах денежного жалования пожарных чинов в Москве и С.-Петербурге объяснялась дороговизной жизни в северной столице.
В 1764 г. Императрицей и самодержицей Всероссийской Екатериной II были произведены назначения на должности брандмайоров. В г. С.-Петербурге эту должность занимал капитан Исай Яковлевич Лефебер, а в первопрестольной - секунд-майор Егор Васильевич Григоров.
В ходе архивных поисков были найдены сведения о первом бранд-майоре г. С.-Петербурга. В Именном списке Финляндской дивизии, датированном 1764 г. указывалось: «Исай Лефебер, поручик Рязанского пехотного полка, 26 лет. Из французского шляхтства, лютернского закона (прим. - вероисповедания). За ним мужского пола душ не имеется. В службу вступил гвардии солдатом - 15 декабря 1752 г.; гвардии капралом - 31 октября 1756 г.; выпущен в армейские подпрапорщики - 1 июля 1757 г.; подпоручиком - 30 мая 1758 г.; поручиком - 1 мая 1762 г. Участвовал в делах против неприятеля: в 1761 г. от г. С.-Петербурга до Померании морским путем на кораблях и при осаде и занятии города Колберха (прим. - до 1945 г. Кольберг (Германия), с 1945 г. Колобжег (Польша). В 1762 г. из Померании до г. С.-Петербурга.
Грамоте читать по-российски и сверх того по-французски, по-немецки и по латыни говорить умеет.
В штрафах и под судом - не бывал. В домовых отпусках - не бывал. Находится при полку в комплекте. Пороков кои в Указе сей Государственной Военной коллегии 1756 г. генваря 29 дня написаны не имеет и по усердной его службе к повышению достоин».
Удалось найти сведения о московском бранд-майоре Е.В. Григорове. Родился около 1714 г. в селе Новоселки Переславль-Залесского уезда. В службу вступил в 1732 г. в Лейб-гвардии Преображенский полк, в 1733г. - мушкетер 5 роты, в 1740 г. - гвардии капрал, в 1742 г. - унтер-офицер и был зачислен в Московскую полицию.
21 января 1743 г. отличился при тушении пожара на Сретенской улице и был награжден чином поручика. В 1746 г. было присвоено очередное звание капитан, в 1761 г. - секунд-майор, в 1764 г. - премьер-майор. В 1764 г. по прошению из Главной Московской полиции утвержден московским бранд-майором.
В 1775 г. Сенатом по собственному прошению Егор Васильевич Григоров по «старости и слабости» был отставлен от службы из Пожарной Московской конторы с награждением чином надворного советника.
Несмотря на столь значимое событие в истории пожарной охраны, в составе Пожарных контор отсутствовали пожарные служители. Пожарную повинность продолжали нести столичные обыватели. Обязанностью их являлось участие в тушении пожаров. На лиц, уклонявшихся от пожарной повинности, налагался значительный денежный штраф.
Точкой же отсчета в истории пожарной охраны г. С.-Петербурга станет 24 июня 1803 г., а г. Москвы - 31 мая 1804 г. Именно с этого дня впервые в составе пожарных команд появится должность профессионального служителя - пожарного. Пожарная же повинность со столичных обывателей будет снята.
Авторы: Харин Ю.И., Борисова Е.М. ВНИИПО