Язык и опыт

Jul 07, 2012 16:58

Это фрагмент беседы с В.А. Воеводским (vividha). Разговор происходил в продолжение обсуждения двухчастного интервью, которое взял у него baaltii1: раз, два.( Read more... )

philosophy

Leave a comment

thedeemon July 7 2012, 15:58:06 UTC
Не слишком ли пессимистичная картина?
На грубом уровне мы все умеем отличать грусть от радости, гнев от нежности, вполне себе субъективные переживания. Может, и о более тонких получится договориться (в достаточных для практики пределах).
Я помню, что в раннем детстве очень интересовался вопросом: вот цвет, мое переживание/ощущение красного - оно такое же, как у моего соседа, или он чувствует что-то иное? Однозначно ответить сложно, но на практике это и не нужно, для практических целей достаточно, что мы оба можем отличить этот цвет от других. И делаем это, не передавая в точности своих субъективных переживаний.

Reply

dimpas July 7 2012, 16:06:10 UTC
ну почему "все мы". Аутисты, например, с большим трудом распознают чужие эмоции... При этом они могут вполне себе функционировать в жизни.

Reply

thedeemon July 7 2012, 16:26:58 UTC
Ок, не все, многие. Только я говорил не о чужих, а о собственных эмоциях/переживаниях.

Reply

dimpas July 7 2012, 16:57:08 UTC
да, но аутисту будет трудно "договориться" об эмоциях с кем-либо...

Reply

thedeemon July 7 2012, 17:13:12 UTC
А слепому о цветах, глухому о звуках. Давайте пока сосредоточимся на здоровом большинстве.

Reply

formerchild July 7 2012, 16:16:18 UTC
Нет, ну традиции же создают языки. Я не говорю, что это невозможно, я говорю что это очень медленно.

Reply

thedeemon July 7 2012, 16:24:40 UTC
Тут можно вспомнить Кастанеду, чей язык описания внутреннего опыта много людей сочли довольно эффективным. Насколько я представляю, он был создан довольно быстро.

Reply

formerchild July 7 2012, 16:27:37 UTC
Не берусь судить ни о его эффективности, ни о скорости создания. Моё мнение основано на (небольшом) собственном опыте и на (опять же не слишком большом) опыте общении с практиками-буддистами.

Reply

thedeemon July 7 2012, 17:24:19 UTC
Да, мы можем видеть традиции с длинной историей и медленным развитием. Но обязательный ли это атрибут любой науки об уме? Возможно, религиозные традиции медленно развивались, потому что просто не ставили задачу быстрого развития, а наоборот были консервативны, стараясь сохранить в точности и не вносить искажений. При этом в том же буддизме были личности-реформаторы, за короткий период дававшие серьезный толчок: Васубандху, Нагарджуна, Асанга, Цонкапа и т.п. Представьте, если бы они в одном университете примерно в одно время активно работали, какая была бы скорость развития! ;)

Reply

formerchild July 7 2012, 17:37:27 UTC
Я готов допустить, что развитие может быть быстрым даже при наличии меньшего количества гениев, занимающихся этим вместе. Но я никому не могу этого обещать, и исходя из собственного знания и опыта обязан предупредить, что если вы это начнёте делать, то скорее всего это будет долго.

Но основной целью этой беседы было даже не предупреждение, а опровержение легкомысленной точки зрения, что возможностей "человеческого языка" достаточно для коллективного исследования внутренней практики или что никакого точного специального языка для этого не нужно.

Reply

thedeemon July 7 2012, 17:54:31 UTC
Специальный язык неизбежен, он появляется в любой области - математика, химия, психология, религия...

Reply

unregistered July 7 2012, 19:58:19 UTC
Панини смог, как считают создать совершенный язык, но не обошлось без божественного влияния.

Reply

formerchild July 7 2012, 17:42:35 UTC
Кстати говоря, судя по этой ветке Воеводский склоняется к созданию традиции.

Reply

gineer July 8 2012, 07:49:38 UTC
А вы не задавались вопросом -- а почему они сами в одном месте не собрались, ведь поди ж знали друг о друге. ;)

Reply

vividha July 8 2012, 11:58:45 UTC
Кто они которые не собрались в одном месте?

Reply

thedeemon July 8 2012, 20:58:38 UTC
Я думаю, по той же причине, по которой не встречались Аристотель, Декарт и Гротендик.

Reply


Leave a comment

Up