1. "Вольно или невольно начинаешь менять мир" -- я не понимаю, почему речь идёт в таком залоге именно о сне. Люди Бахтиярова делают упражнение: увидеть вместо красного цвета какой-нибудь другой -- вполне при бодрствовании. Нейролингвистические программисты очень любят анализировать искажения восприятия при бодрствовании (в том числе при бытовых трансах -- т.е. состояниях, соответствующих "на секунду задумался перед ответом"). В этом плане одно и то же рассуждение лучше бы применять ко всем трём режимам работы мозга: бодрствованию, быстрому сну, медленному сну и многочисленным гибридам. Осознанное бодрствование тоже круто, чаще люди бодрствуют в бессознанке.
2. Если вам нужно выкинуть кусок вещества за границы солнечной системы так, чтобы он потом не вернулся, то у вас появляется критерий, как провести эти границы. Если речь идёт о чем-то другом, то и границы будут проведены по другому. То есть при определении гелиосферы (и кучи сопутствующих понятий) была установка на какую-то, пусть даже и гипотетическую, деятельность. Объекты выделяются из мира только для того, чтобы что-то с ними потом делать. Произвольно выделенные из мира объекты неинтересны, поэтому они произвольно и не выделяются. Системный подход предлагает делать выделение объектов сознательно, учитывая последующее обсуждение со стейкхолдерами-деятелями.
Я согласен со словом "памяти" (помним, что это не компьютерная метафора -- но что для памяти есть и презентация и репрезентация информации. Кстати, если вырываться за пределы компьютерной науки, но продолжать обсуждать работу с содержимым "памятей", я бы вводил понятие информатики, вот моя попытка: http://ailev.livejournal.com/1008054.html. А вот тут сравните с обсуждаемыми в нашем разговоре вопросами: http://ailev.livejournal.com/1008684.html
Кстати, отход от "компьютер как память представления мира на базе теории множеств" (путь к каковому отходу я интуитивно, ибо совсем не математик подозреваю в ваших сегодняшних математических штудиях) может ещё больше сблизить небелковые памяти-с-обработчиками и белковые. Например, существующие теории понятий когнитивной науки отнюдь не все опираются на понятия-как-классы-множества (http://plato.stanford.edu/entries/concepts/). Но это уже совсем в сторону.
3. Любой агент/процессор/самоподдерживающийся мыслеобраз (работа которого задаётся своими собственными структурами и памятями, конечно) может залезать в "чужие" памяти. Интерфейс такого залезания разный (чужую книжку я могу просто взять и прочесть, а вот другого человека я могу спросить -- он может автоматом мне ответить, даже не отрефлектировав этого. И наоборот: я ему как сказану что-то, а он возьми да запомни -- это запомненное его память, или моя переданная?). Так что требуется уточнять, что там с памятями. Ну, и иерархия памятей/процессоров/уровней обработки.
У меня, как я уже говорил, личность (т.е. психика в целом) имеет пятичастную (с учётом инструментов -- шестичастную) структуру. Сборку осуществляет Воля. Волю над Волей (Наблюдателя за Наблюдателем) дальше рассматривает большинство мистиков, но я этим пренебрегаю. Так что ваши "пассивные памяти", "памяти личности" и т.д. для меня совершенно загадочные объекты. Т.е. в любой момент можно договориться, что в такой-то ситуации такую-то память для таких-то процессоров/выполнителей мыслительных работ считаем "их" и "пассивной", но это требует специальных договоренностей. Ну, а бессознательное я вообще рассматриваю как работающий зоопарк разных форм памяти и самоподдерживающихся мыслеобразом, резонирующих друг с другом в "пространстве значений" (ох, эту "ассоциативную память" даже боюсь обсуждать, но грех её не помянуть).
Я немного интересуюсь темой и у меня есть вопрос. Зачем нужен экзокортекс, вполне понятно, люди это мешки с мясом и емкая и мощная система-сосед, способная действовать алгоритмически, не забывать, не прощать, выдавать точный ответ согласно своей модели, не искаженный усталостью, эмоциями и т.п., весьма полезна для хозяйственной деятельности.
Но я не могу усмотреть пользу в экспериментах с изменениями традиционной схемы мышления и психики, искажениях восприятия и других вещах, которыми, в частности, занимается Бахтияров. Понятие «здоровой» психики появилось в результате длительной эволюции сложной и потенциально крайне разнообразной нейросетки, которая отсекала рассуждения о том, что красный это зеленый, надо только захотеть его там увидеть и знать как, в пользу рассуждений вида «шорох травы на 11 часов, 120 мс размышлений, валить надо из этой Германии». Очень приблизительно говоря, в древние времена это была оптимизация по выживаемости-фертильности, сейчас по распространенности и мощности реализующихся и разрабатываемых социальных моделей.
Дают ли эти исследования какой-то воспроизводимый, социально значимый и позитивно оцениваемый результат для интеллекта (ну там способность за 2 минуты сдать задачу на топкодере, видеть подсвечивающиеся символы шифрокода как в «Играх разума» или лихо убегать от плохих парней как в «Областях тьмы»)? Или же это просто любопытство, как далеко можно зайти в переобучении нейросетей мозга вдаль от эволюционной программы с тем, чтобы сложность следования найденным правилам техники безопасности не превзошла профит от этого переобучения? Получают ли исследователи психонетики объективный результат и возможность объективного положительного влияния на реальность (которые в определенных, установленных развитием социума пределах, можно выразить простым русским языком), либо тестируют системы мозга на входах, для которых мозг не предназначен эволюционно, и поэтому не способен выдавать что-либо годное типа бозонов Хиггса или читабельного кода?
Вы задаёте вопрос очень близко к тому, как я ставлю его для психонетиков (только я не поминаю "оптимизацию по выживаемости/фертильности" и прочие обоснования оптимальности текущего положения дел с режимами работы мозга -- включая все ваши поминания "эволюционной приспособленности/неприспособленности"). Я с психонетиками совсем недавно имел семинар, где мы четыре часа развёрнуто обсуждали именно эту постановку вопроса: есть ли какие-то результаты, не сводящиеся к предъявляемым в цирке, а относящиеся к интеллектуальной деятельности? Например, можем ли мы с помощью психонетики научить человека программированию на Haskell быстрее (или вообще научить, даже без "быстрее"), чем "традиционным методом"?
Я терпеливо жду от психонетиков (или любых других представителей традиций "просветления") ответа и демонстраций кейсов. Пока же таких "нецирковых вкладов в цивилизацию" не было предъявлено. Но обещали предъявить.
Спасибо, понял. Вы отрицаете, что современное развитие структур мозга человека и растущей на них высшей психики достаточно близко к оптимальному в эволюционном смысле (выжить, проапгрейдиться, передать собранное, занять больше места, стабилизировать достижения, овладеть большей энергией, более точными моделями реальности)?
Для меня критерии оптимальности непонятны, ибо без обсуждения целей эволюции не обойтись. Кто я такой, чтобы эволюцию (какой системы? мозга? человеческого вида? планеты? космоса?) обсуждать? :-)
Скажем, есть какие-нибудь неприятности. Земля место комфортное, так что неприятности крупные, высокоэнергетические случаются пореже, мелкие почаще. Выживают те, кто способен с этими неприятностями эффективно бороться (не давать им случиться), игнорировать (получать меньше ущерба, в том числе оставляя свои гены в большем количестве потомков), предсказывать (оказываться не там, где они случаются). В остальном рандом, который как-то отсеивается только когда случаются неприятности. Соответственно, раз мы живы, и у нас есть атомная бомба, телескопы и много электростанций, то, вроде как, у нас это хорошо получалось и мы стали такими, что это у нас хорошо получается.
Даже отчасти способны перейти к проактивности по отношению к тому, чего на нашей памяти еще никогда не случалось (исчерпание нефти, скажем). И это обсуждение эволюции появилось как раз из той мысли, что раз уж мы проактивны, неплохо бы подумать и про то, а не оставила ли нам эволюция каких-нибудь багов неприятных, переусложнений неоправданных, моделей неадекватных (т.е. оставила, конечно, куда ж без них :(), которые можно было бы нахаляву поменять на те, которые и в будущем будут лучше, и сейчас лучше.
Мой тезис в том, что раз у эволюции простыми тычками, но на очень большой выборке, сделать этого не получилось, то и у нас получится не раньше, чем мы будем понимать мозг на уровне ньютоновской механики (по всякой механике vs. биомеханике человек природу, скорее всего, переплюнул, а вот по всякой химии, где понимание на уровне глубже смешал и посмотрел, но мельче, чем решил уравнение Дирака в уме и точно сказал, человек природу еще не переплюнул, хотя и дышит в спину). Психонетика мне представляется именно уровнем «смешал и посмотрел», который до должного развития нейрофизиологии только случайно может набрести на что-то, заметно круче результата эволюции, не говоря уж об индивидуальных практиках, обсуждаемых в статье, в которых я не вижу абсолютно ничего поучительного, зато массу опасного.
У нас с вами разное понимание эволюции -- как минимум того, кто именно эволюционирует, каковы границы обсуждаемой системы. Так что психонетика вполне в этом плане может делать свой эволюционный шаг, а Воеводин -- свой, и от разности их подходов и методов ничего в плане эволюции не произойдёт. Ну, и вы тоже пытайтесь что-то делать, вдруг вам что-то удастся лучше, чем "смешивать и смотреть"? Я сам тут вообще умываю руки, ибо предугадывать будущее мне не дано, и я поэтому не знаю, куда эту эволюцию направлять "естественно". Что не мешает мне игнорировать естественность и оптимальность эволюции, и направлять развитие в ту сторону, котрое больше нравится мне исходя из моих ожиданий будущего, но которое вы будете из своих ожиданий будущего считать совсем неоптимальным.
Насколько я понимаю, восприятие биологической эволюции как чего-то жёстко заданного адаптацией сейчас считается несколько устаревшим. Т.е. да адаптация имеет место но она далеко не всё определяет, много свободы остаётся.
Тут вот какое дело. Ваша точка зрения мне очень понятна поскольку я сам придерживался похожей точки зрения первые 40 лет своей жизни.
Сейчас она несколько изменилась и изменилась в результате осмысления собственного прямого опыта. Простая конкуренция в комбинации с стремлением к удовлетворению базовых потребностей развитие человеческого общества не объясняют (и как раз это мне было понятно довольно давно).
Каковы именно движущие силы исторического процесса это вопрос очень сложный и наверняка ответ на него тоже будет очень сложным. Понятно только что большая часть этих сил от нас в настоящий момент скрыта и что процесс этот активно регулируется. Правильной аналогией здесь может быть не то как водитель управляет автомобилем а то как управляется например большая корпорация, с ее периодами взлетов и спадов, с инерцией, с отсутствием точного знания о том как она будет реагировать на то или иное нововведение. Добавьте сюда еще невозможность перенять опыт у схожих корпораций так как человечество в отличие от корпораций всего одно и может быть получится немножко похоже.
То что сейчас происходит в плане различных экспериментов с психикой нужно рассматривать именно в этом контексте а не в контексте потребностей отдельных людей.
3. Согласен, что "не любой", и "не все разделы памяти", и про динамические иерархии (и даже то, что они формируются не всегда -- особенно когда мы не подозреваем об их формировании). В любом случае, нужны определения и типология для этих сущностей -- с учётом того, что выбранная терминология обязательно притянет за собой большие куски каких-то метафор...
2. Если вам нужно выкинуть кусок вещества за границы солнечной системы так, чтобы он потом не вернулся, то у вас появляется критерий, как провести эти границы. Если речь идёт о чем-то другом, то и границы будут проведены по другому. То есть при определении гелиосферы (и кучи сопутствующих понятий) была установка на какую-то, пусть даже и гипотетическую, деятельность. Объекты выделяются из мира только для того, чтобы что-то с ними потом делать. Произвольно выделенные из мира объекты неинтересны, поэтому они произвольно и не выделяются. Системный подход предлагает делать выделение объектов сознательно, учитывая последующее обсуждение со стейкхолдерами-деятелями.
Я согласен со словом "памяти" (помним, что это не компьютерная метафора -- но что для памяти есть и презентация и репрезентация информации. Кстати, если вырываться за пределы компьютерной науки, но продолжать обсуждать работу с содержимым "памятей", я бы вводил понятие информатики, вот моя попытка: http://ailev.livejournal.com/1008054.html. А вот тут сравните с обсуждаемыми в нашем разговоре вопросами: http://ailev.livejournal.com/1008684.html
Кстати, отход от "компьютер как память представления мира на базе теории множеств" (путь к каковому отходу я интуитивно, ибо совсем не математик подозреваю в ваших сегодняшних математических штудиях) может ещё больше сблизить небелковые памяти-с-обработчиками и белковые. Например, существующие теории понятий когнитивной науки отнюдь не все опираются на понятия-как-классы-множества (http://plato.stanford.edu/entries/concepts/). Но это уже совсем в сторону.
3. Любой агент/процессор/самоподдерживающийся мыслеобраз (работа которого задаётся своими собственными структурами и памятями, конечно) может залезать в "чужие" памяти. Интерфейс такого залезания разный (чужую книжку я могу просто взять и прочесть, а вот другого человека я могу спросить -- он может автоматом мне ответить, даже не отрефлектировав этого. И наоборот: я ему как сказану что-то, а он возьми да запомни -- это запомненное его память, или моя переданная?). Так что требуется уточнять, что там с памятями. Ну, и иерархия памятей/процессоров/уровней обработки.
У меня, как я уже говорил, личность (т.е. психика в целом) имеет пятичастную (с учётом инструментов -- шестичастную) структуру. Сборку осуществляет Воля. Волю над Волей (Наблюдателя за Наблюдателем) дальше рассматривает большинство мистиков, но я этим пренебрегаю. Так что ваши "пассивные памяти", "памяти личности" и т.д. для меня совершенно загадочные объекты. Т.е. в любой момент можно договориться, что в такой-то ситуации такую-то память для таких-то процессоров/выполнителей мыслительных работ считаем "их" и "пассивной", но это требует специальных договоренностей. Ну, а бессознательное я вообще рассматриваю как работающий зоопарк разных форм памяти и самоподдерживающихся мыслеобразом, резонирующих друг с другом в "пространстве значений" (ох, эту "ассоциативную память" даже боюсь обсуждать, но грех её не помянуть).
Reply
Но я не могу усмотреть пользу в экспериментах с изменениями традиционной схемы мышления и психики, искажениях восприятия и других вещах, которыми, в частности, занимается Бахтияров. Понятие «здоровой» психики появилось в результате длительной эволюции сложной и потенциально крайне разнообразной нейросетки, которая отсекала рассуждения о том, что красный это зеленый, надо только захотеть его там увидеть и знать как, в пользу рассуждений вида «шорох травы на 11 часов, 120 мс размышлений, валить надо из этой Германии». Очень приблизительно говоря, в древние времена это была оптимизация по выживаемости-фертильности, сейчас по распространенности и мощности реализующихся и разрабатываемых социальных моделей.
Дают ли эти исследования какой-то воспроизводимый, социально значимый и позитивно оцениваемый результат для интеллекта (ну там способность за 2 минуты сдать задачу на топкодере, видеть подсвечивающиеся символы шифрокода как в «Играх разума» или лихо убегать от плохих парней как в «Областях тьмы»)? Или же это просто любопытство, как далеко можно зайти в переобучении нейросетей мозга вдаль от эволюционной программы с тем, чтобы сложность следования найденным правилам техники безопасности не превзошла профит от этого переобучения? Получают ли исследователи психонетики объективный результат и возможность объективного положительного влияния на реальность (которые в определенных, установленных развитием социума пределах, можно выразить простым русским языком), либо тестируют системы мозга на входах, для которых мозг не предназначен эволюционно, и поэтому не способен выдавать что-либо годное типа бозонов Хиггса или читабельного кода?
Reply
Я терпеливо жду от психонетиков (или любых других представителей традиций "просветления") ответа и демонстраций кейсов. Пока же таких "нецирковых вкладов в цивилизацию" не было предъявлено. Но обещали предъявить.
Reply
Вы отрицаете, что современное развитие структур мозга человека и растущей на них высшей психики достаточно близко к оптимальному в эволюционном смысле (выжить, проапгрейдиться, передать собранное, занять больше места, стабилизировать достижения, овладеть большей энергией, более точными моделями реальности)?
Reply
Reply
Даже отчасти способны перейти к проактивности по отношению к тому, чего на нашей памяти еще никогда не случалось (исчерпание нефти, скажем). И это обсуждение эволюции появилось как раз из той мысли, что раз уж мы проактивны, неплохо бы подумать и про то, а не оставила ли нам эволюция каких-нибудь багов неприятных, переусложнений неоправданных, моделей неадекватных (т.е. оставила, конечно, куда ж без них :(), которые можно было бы нахаляву поменять на те, которые и в будущем будут лучше, и сейчас лучше.
Мой тезис в том, что раз у эволюции простыми тычками, но на очень большой выборке, сделать этого не получилось, то и у нас получится не раньше, чем мы будем понимать мозг на уровне ньютоновской механики (по всякой механике vs. биомеханике человек природу, скорее всего, переплюнул, а вот по всякой химии, где понимание на уровне глубже смешал и посмотрел, но мельче, чем решил уравнение Дирака в уме и точно сказал, человек природу еще не переплюнул, хотя и дышит в спину). Психонетика мне представляется именно уровнем «смешал и посмотрел», который до должного развития нейрофизиологии только случайно может набрести на что-то, заметно круче результата эволюции, не говоря уж об индивидуальных практиках, обсуждаемых в статье, в которых я не вижу абсолютно ничего поучительного, зато массу опасного.
Reply
Reply
Reply
Сейчас она несколько изменилась и изменилась в результате осмысления собственного прямого опыта. Простая конкуренция в комбинации с стремлением к удовлетворению базовых потребностей развитие человеческого общества не объясняют (и как раз это мне было понятно довольно давно).
Каковы именно движущие силы исторического процесса это вопрос очень сложный и наверняка ответ на него тоже будет очень сложным. Понятно только что большая часть этих сил от нас в настоящий момент скрыта и что процесс этот активно регулируется. Правильной аналогией здесь может быть не то как водитель управляет автомобилем а то как управляется например большая корпорация, с ее периодами взлетов и спадов, с инерцией, с отсутствием точного знания о том как она будет реагировать на то или иное нововведение. Добавьте сюда еще невозможность перенять опыт у схожих корпораций так как человечество в отличие от корпораций всего одно и может быть получится немножко похоже.
То что сейчас происходит в плане различных экспериментов с психикой нужно рассматривать именно в этом контексте а не в контексте потребностей отдельных людей.
В.
Reply
3. Далеко не любой и далеко не во все разделы памяти. Уже не говоря про те динамические иерархии которые иногда формируются.
Reply
3. Согласен, что "не любой", и "не все разделы памяти", и про динамические иерархии (и даже то, что они формируются не всегда -- особенно когда мы не подозреваем об их формировании). В любом случае, нужны определения и типология для этих сущностей -- с учётом того, что выбранная терминология обязательно притянет за собой большие куски каких-то метафор...
Reply
Leave a comment