В минувшие выходные была на тинге в лесу Одина.
А если точнее, на мероприятии под названием Tolkien Thing, организованном германским толкиновским обществом. Больше всего это походило на секцию толкинистики Блинкома, которую на двое суток занесло в замок (с питанием и проживанием). Впечатления смешанные - что-то среднее между never again и "хочу еще". Первая часть относится к местоположению и добиралову. Аутентичный средневековый замок - это неплохо, но находится он в таком anus mundi, что ехать туда надо было пять часов автобусом до ближайшего крупного города, потом на двух медленно ползущих электричках, а потом еще и на добровольцах, организовавших заброску в замок на машинах, потому что до самого замка не ходит ничего вообще. Ко всему этому прибавить затридцатиградусную жару и спартанские условия проживания в хостеле для юношества в комнатах по четыре человека (зато в самом замке). Что касается программы мероприятия, то она состояла из докладов, семинаров, собрания германского ТО и коротких концертов двух групп.
Доклады были частью на немецком, частью (если докладчик не из Германии) на английском языке. Специальным гостем Тинга был Джон Гарт, рассказывавший, понятное дело, о Толкине и Первой мировой (признаюсь честно, его кирпич я так и не читала). Рене ван Россенберг рассказывал об обретении неизвестной ранее аудиозаписи Профессора, сделанной на торжественном ужине в его честь в Роттердаме в 1958 году. Не то что бы я надеялась на этом докладе услышать хотя бы кусочек этой записи... хотя да, надеялась. В общем, увы, пришлось довольствоваться рассказом о самом этом ужине и о расшифровке текста: "...во многих местах Профессор говорит очень неразборчиво, и тогда я отметил неясные места в транскрипте и отослал его и запись Кристоферу Толкину с просьбой помочь. Да, я знаю его адрес. Нет, вам я его не дам". Ван Россенберг также посетовал на то, что переговоры с Толкин Эстейт об издании записи по-прежнему идут, но продвигаются медленно. Короче, будем ждать и надеяться.
За исключением этих двух докладов остальные, на которых я побывала, были как майяр супротив валар даже относительно среднеблинкомовского уровня. Ни глубокого копания в текстах, ни глубокого же их осмысления я не заметила. Доклад "Путешествия Толкина" мог претендовать на какую-то новизну только за счет демонстрации гуглокарт с маршрутами, но позвольте, для этого достаточно пару часов посидеть в обнимку с Карпентером, Письмами и Гуглом. На часовой доклад материала было явно недостаточно. Доклад же с многообещающим названием "Dragons: Myth and Malice" свелся к перечислению с картинками: вот вам древнегреческий Тифон, вот Тиамат, матерь богов, вот змей Уроборос, а вот какой-то китайский дракон, хранитель чего-то там. И чего? И при чем тут, стесняюсь спросить, Толкин? Доклад про Великую чуму выглядел так: сорок минут про чуму в реальном мире (Антонинова, Юстинианова, Черная Смерть, Лондонская чума и современное положение дел - я решила, что не поеду в США никогда, там оно в диком виде до сих пор есть), десять минут зачитывания Аппендиксов и потрясающий своей новизной вывод, о том, что эпидемия приводит к демографическому, экономическому и политическому кризису.
Но все доклады переплюнуло (не в положительном смысле) собрание ТО. Я его до конца не высидела, в начале пятого часа собрания мне позвонил окончательно потерявший меня муж, и я слиняла. Первый час собрания был посвящен изменениям в уставе. Выглядело это так: на экран выводится слайд с текстом типа "пункт Устава 8.6 изложить в следующем виде: бла-бла-бла-бла. Обоснования: бла-бла-бла". Тут непременно кто-то поднимает руку и спрашивает, а как звучал пункт в текущей редакции. Спикер роется в бумагах, зачитывает, после чего все голосуют. За-против-воздержались. Повторить раз десять. Потом были отчеты о проделанной работе всех трех сопредседателей, редактора журнала, казначея и финансового контролера общества. Отчеты подробные и детальные, весь приход-расход за год был занудно зачитан казначеем, включая пункт дохода в сумасшедшие пятьдесят восемь центов - проценты по вкладам в банке. Потом выбирали новое правление общества, выдвигая кандидатуры на каждую позицию отдельно и голосуя тайным голосованием по специальным бюллетеням (я честно воздерживалась). Потом голосовали за тему толкиновского семинара следующего года. Тут я было возрадовалась, что мой голос оказался решающим, и с перевесом ровно в один голос темой семинара будет "Авторитет и власть" (при альтернативах в виде "Толкин и сказки" и "Вторичный мир" - сиречь фанфики, т.е. на мой взгляд, мир уже третичный). Но тут оказалось, что кто-то недоосознал возможность множественного выбора в этом голосовании, и все началось заново, и уже по бюллетеням. Кинув свой бюллетень в урну, я свалила, не дождавшись результата.
Из семинаров мне были интересны только "Танцы Средиземья" и дегустация медовухи и ликеров, и естественно, по закону подлости, они перекрывались, так что, дернув забористой "Black Pearl White", я отправилась танцевать. Товарищи танцорствующие, если кто дочитал эту портянку до этого места, знаете ли вы, что эльфийские танцы - это плэйфордовские контрдансы, а хоббиты знают толк в ирландских сетах? В общем, это было бы весело, особенно если за два часа мастеркласса мы бы осилили больше, чем один контрдансик и одну сетовую фигуру.
Еще я поприсутствовала в качестве зрителя на игре "Aсtivity" с толкиновским колоритом, но оно было как-то вяло. Не мочь пантомимой изобразить балрога - это, в общем-то, странновато. И если уж даже мой не слишком толкинутый муж громко шепчет, глядя на рисунок, "А не Гондолин ли это?", то не угадать и считать себя толкинистом - пф-ф-ф...
Что касаемо концертов, то японо-американская группа "Faelend" меня не впечатлила (хотя, надо сказать, я ожидала большей занудности), а брутальные германцы "Verus Viator" впечатлили, но довольно специфически. Вообще предполагалось, что они будут услаждать наш слух за обедом и ужином, но поскольку эти музыканты (как, впрочем, любые другие известные мне) оказались не дураки пожрать и не дураки напрягаться по жаре, то играть выползали они, когда жара спадала, то есть ближе к полуночи. Во второй день я их нормально послушала и они мне понравились, а в первый... когда пытаешься спать с открытым окном (ибо жара же), а в десятке метров за этим окном во всю мощь наяривают волынка, бубен, большой барабан и какая-то дудка, не бомбарда, но не уступающая бомбарде в противности пронзительности, то спать... как оказывается, все-таки можно - если встал в этот день в пять утра. Впрочем, Диме повезло меньше, и он мне потом рассказывал, что после Verus Viator не желавший расходиться народ еще долго подпевал под магнитофон Scorpiions.
Ну и наконец традиционная рубрика "в чем у вас там ходят бабы". Я честно перла (ну ладно, Дима пер) дурацкое, потому что надо ж его иногда где-то выгуливать, а при температуре больше тридцати уже решительно все равно, ходить ли в футболке или в длинном платье, один фиг жарко, но, как оказалось, костюмированного народа там было от силы процентов десять. Возможно, это связано с тем, что большая часть членов тутошнего ТО перевалила за сорок, но с другой стороны, окостюмлена была преимуществанно старшая возрастная группа. И если косплей Гэндальфа на возрастном дядьке смотрится как надо (а-а-а, у него посох был настоящий и светился!), то леди пред- и запенсионного возраста с эльфийскими ушами - это... м-м-м... непривычно. Больше всего меня удивила одна дама, я ее постеснялась сфотографировать, и теперь жалею. На ней было стандартное условно-средневековое платье, но из темносерой ткани с большим количеством люрекса. На спине была огромная шитая жемчугом блямба, которая крепила к платью плащ? накидку? из прозрачной плиссированной органзы с зеленым отливом, похожей на крылья какого-то насекомого (продолговатая блямба, похожая на спинку жука, усиливала это впечателение). На голове у дамы была корона серого металлического цвета, напоминающая сплетение голых древесных ветвей, в котором холодным цветом мерцали светодиоды, а сверху была накинута вуаль из серой полупрозрачной ткани, так что ночью это свечение из-под накидки делало голову дамы похожей на шляпку гриба. Причем леди умудрялась есть и пить, не откидывая вуали, свисавшей ей до плеч. Очень хотелось подойти и спросить, что должен был изображать этот костюм, но я постеснялась.
Если кто осилил это словоизвержение, то значит, я не зря писала. ;)