Израильское царство, вобравшее в себя 10 колен израилевых, просуществовало два с половиной столетия и было окончательно уничтожено ассирийцами при царе Осии. Про последнего в 17 главе 4-й книги Царств сказано: «И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него.»
То есть, этот последний израильский царь в религиозном плане встал на путь исправления. За что же обрушился гнев Божий, которого не было при прежних, худших царях? Интересные сведения на этот счёт предлагает блж. Иероним Стридонский.
«Евреи передают следующего рода басню, опираясь в своих догадках на авторитет Священного Писания. Плен не наступал, пока и цари и народ одинаково покланялись золотым тельцам и были единомысленными в нечестии. Последним царем десяти колен был Осия, о котором написано, что хотя Осия делал злое пред очами Господа, но не так, как цари израильские, которые были прежде его, и в девятый год его царствования Салманассар, царь ассирийский, взял народ израильский и отвел в Ассирию и поселил при реке Гозан в городах мидийских. Итак спрашивается: почему они были взяты в плен не при наихудших царях, а при том, который начал несколько исправляться? На это они отвечают так: народ сначала извинялся, говоря: мы повинуемся распоряжениям царей и не можем сопротивляться их самовластию; мы чтим тельцов, потому что нас заставляют покланяться им. Но дни же Осии этим царем было предписано не проявлять такого усердия в служении тельцам; но если кто желал ходить в Иерусалим и приносить во храме жертвы Богу, то к такому решению, говорят они, неприязненно относился народ. Об этом именно и говорится теперь в словах: разделилось сердце их (Ос. 10:2), то есть царя и народа, и так как не оставалось никакого извинения, то они теперь погибнут и будут преданы на вечное пленение; ибо немедленно настала погибель, как только произошло разногласие между народом и царем.»
Толкование на книгу пророка Осии, 10