Русская земля в "Слове о полку Игореве"

Nov 08, 2019 19:11


Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи:
«О ты, Днепр, ты, Днепр, ты, слава-река!
(...)
Молвил Гзак Кончаку:
«Если сокол ко гнезду долетит,
Соколенка мы расстреляем стрелами злачеными!»
Кончак в ответ Гзаку:
«Если сокол ко гнезду долетит,
Соколенка опутаем красной девицей!»
И сказал опять Гзак Кончаку:
«Если опутаем красной девицей,
То ( Read more... )

Leave a comment

forlaiten January 2 2020, 18:11:16 UTC
Во Влахернской церкви хранились величайшие христианские святыни - риза Богородицы, ее пояс и мафорий. С этом храмом связаны два предания о чудесах, творимых Богородицей. Первое из них - явление Богоматери Андрею Юродивому в храме во время осады Царьграда арабами в 910 году. Святая Дева простерла над прихожанами свой покров. Второе чудо описано в "Повести временных лет" и относится к осаде Царьграда славянскими (тогда еще языческими) дружинами под предводительством Аскольда и Дира в 866 году. После ночного молебна Богородице о заступничестве, греки вынесли ризу Девы Марии и омочили в море. Сразу же поднялась буря и разбила корабли нападавших. Такое заступничество Богородицы поразило русичей. Примечательно и то, что Андрей был не греком, а крещенным "скифом". Поэтому, после принятия Христианства на Руси прибытие иконы Богоматери Пирогощей из Влахернской церкви означало, что отныне Богоматерь простирает свой мафорий и над Киевом. Подобное событие требовало учреждения особого праздника - Покрова Богородицы (архиепископ Сергий в конце 19 века, А. Александров в конце 20 века и современная исследовательница И. А. Шалина называют дату установления праздника - начало 12 века). Не известно, когда именно на Русь попала икона Покрова, однако дата учреждения праздника и прибытия иконы Пирогощей Богоматери совпадают. Поэтому, можно предположить, что привезенная икона и была Покровской иконой Богородицы .
С влахернской иконы Пирогощей Богоматери, привезенной в Киев, был написан "список", который должен был храниться в церкви Покрова на Нерли. Его судьба также неизвестна. Однако, до нас дошел список с этого списка - икона Покрова Богородицы, датирующаяся второй половиной 14 века. Происходит из Покровского собора Покровского монастыря в Суздале, а ныне хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
Покров Богородицы, репродукция взята с сайта: https://clck.ru/JZin8
Покров Богородицы, репродукция взята с сайта: https://clck.ru/JZin8
На этой иконе мы видим за Богородицей башню под конической крышей из красного кирпича - колокольню, а рядом храм с двускатной крышей того же цвета. Вероятнее всего это и есть Влахернская церковь.

В "Слове о полку Игореве" мы читаем: "Игорь едет по Боричеву взвозу
ко Святой Богородице Пирогощей." Вероятнее всего, имеется в виду храм Богородицы Пирогощей в Киеве, и Игорь, покидая Киев, идет возблагодарить Деву Марию за счастливое избавление от половецкого плена. Как и Влахернский храм, Церковь Успения Богородицы Пирогощи, церковь Покрова на Нерли, Покровский суздальский монастырь были построены за пределами городских стен, ведь эти храмы охранялись Ризами Богородицы. И наоборот, сами храмы были защитой для города. Кстати, в Киеве и сейчас есть улица, ведущая от Старого города вниз, к Подолу, и называется Андріївський узвіз. Возможно, Боричев взвоз - это название улицы.

zen.yandex.ru/media/id/5d59cc0614f98000ac8db5f2/tainstvennaia-ikona-bogomateri-pirogoscei-5da967d75d6c4b00b2543e25

Здесь только ошибка. Улица Боричев ток на Подоле существует до сих пор и к Андреевскому спуску отношения не имеет. К Киеву эта церковь тоже отношение не имеет. Иудеи крестили варяг, из коммерческих соображений, конечно. Очень интересно, почему эта икона вообще оказалась на варяжско - иудейском Подоле?

Reply


Leave a comment

Up