Вчера метнулись по-быстрому в Пушкинский музей - одним глазком взглянуть на работы Караваджо! Почему-то я сопротивлялась этому походу, как оказалось очень зря. Очень зря! Конечно, 12 работ - это мало, но будь их больше, возможно впечатления не были бы на столько глубоки. В общем, идите и смотрите! Не стану описывать каждую картину. Все-таки это не трактат о живописи барокко, и уж тем более не стану говорить о самом Микеланджело. Но только тот человек, в душе которого бушевали такие страсти, мог прочувствовать и прожить эти чувства для нас на полотне. Задержитесь чуть подольше у картины "Христос в Эммаусе". Первые минуты я забывала дышать! Вы умеете читать по лицам? Попробуйте! Если у Бога есть выражение лица (если у него в принципе есть лицо), оно должно быть именно таким! Мудрым, вечным, бесстрастным и знающим. И проникнуть в это знание нельзя! Не возможно. Можно почувствовать сердцем (раненым сердцем Урсулы) или увидеть духовным зрением ("Обращение Савла"), но как выразить это словами?!... Сравните лица на картине? Все светлы, но светлы по-разному. Христос - сам свет, а лица, стариков - лица, которых коснулся божественный свет. Таинство. И не важны ритуалы. Ничего не важно! И вместе с этим важна каждая деталь... Свет, руки, выражения лиц - ты смотришь не на картину, ты - внутри! Дышите, дышите...
P.S. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит рисунок.
(Вики).