Помнится, сдавал я как-то раз выпускной экзамен по литературе, и от первого вопроса в билете ко второму переходил со словами: «Итак, как сказал Маяковский, «Теперь поговорим о дряни»...» :) Так вот, сейчас самое время вспомнить эту фразу. Сегодня в роли дряни - ТВ-сериал «Air» (не путать с полнометражкой, которую я не так давно
нахваливал).
После просмотра полнометражки и сериала (именно в таком порядке) возмущённый я стал разбираться, что же здесь первично. Оказалось, ни то, ни другое, а вовсе даже компьютерная игрушка класса «dating sim». Причём игрушка в первоначальной версии ваще хентайная. %) Одним словом - нечто такое, в чём никаких высот и глубин не могёт быть по определению, хоть ты его «высью» назови, хоть «глубью», хоть ещё какой мутью. А потом две разных команды аниматоров одновременно взялись переносить это дело на экраны широкие и не очень... Ну что ж, честь и хвала создателям фильма, сумевшим углядеть в этом хламе высокий смысл и истинные чувства и вытащить всё это на свет Божий! А сериальщикам, за вчетверо большее экранное время ничего подобного не сумевшим и даже не попытавшимся - розоп и дытс.
За контрастом далеко ходить не надо: взять хоть главную героиню. Это ведь Мисудзу приводит в движение весь сюжет фильма, это её выбор переворачивает с ног на голову мир тех, кто оказался рядом с ней. Она немного «не от мира сего» в хорошем смысле слова, и ей удаётся передать это другим персонажам. А в сериале что? «Damsel in distress» типовая резиновая (даром что с голосом Утэны, ага). Весь сериал не может решить, от чего лучше бежать - от боли или от одиночества - в итоге просто сидит и ждёт. Крылатая дева - птица гордая, пока не пнёшь, не полетит... Но вот появляются ещё две девицы, которых в фильме нет - может, кто-нибудь из них продемонстрирует что-нибудь мало-мальски чудесное? Ага, вотпрямщас. Обе - такие же «спящие крОсавицы», как Мисудзу, один-в-один. Тут появляется главный герой (без белого коня почему-то, странно даже :)) и всех по очереди наставляет на путь истинный пинком под зад. Самому ему при этом хоть самую малость меняться в характере и в мыслях вовсе не обязательно, пусть он даже такой же раздолбай, как в фильме...
С персонажами всё ясно, а что с сюжетом? Да тоже ничего хорошего. В двух словах: в фильме мистерия, в сериале - паранормальщина; в фильме Любовь, в сериале - судьба; в фильме чудо, в сериале - ничего. Какая красота - реальность становится сказкой, и финал сказки дописывается и исправляется в реальности! Но это фильм. А в сериале никакой сказки вообще нет и не было никогда. Сплошная сверхъестественная бытовуха - проклятия, обеты, перевоплощения, предназначения... И всё таково, каково оно есть, и больше никаково. Тоска зелёная, короче. Причём отдельные моменты (да вся история с вороном, по сути) никакой логике в принципе не подчиняются - ну что поделаешь, судьба есть судьба, пусть нелогичная, но другой не дано... %)
Юмор в обеих версиях вроде как схож - но то, какие моменты в сериале этим юмором приправлены, вызывает лишь недоумение. Последние дни Мисудзу и Харуко превратили в нагромождение гэгов - почему, зачем? Плакать же хочется, а не смеяться, на всё это глядя. И история Каннаби-но-Микото - сплошные подшучивания над ней со стороны компаньонов. Вся атмосфера сказки разваливается... впрочем, о чём я - нет же никакой сказки и не было никогда.
Ну и в довершение всего - прорисовка персонажей. Я вообще по этому поводу предпочитаю не привередничать, однако же всему есть предел. Солнечные блики, приклеенные намертво к волосам - это где такое видано? %) А лица... да их же там всего два, по сути (женских, я имею в виду). Все мамы на одно лицо, все дочки на одно лицо. И все больше на театральные маски смахивают, чем на живых людей - хотя голоса живые, не наигранные... Самый жирный диссонанс между картинкой и звуком - это, конечно, Харуко. Так и кажется, что вот сейчас эта пластиковая маска не выдержит, потрескается и отвалится, и на экране появится настоящее лицо актрисы, выкладывающейся по полной программе... Но увы, маска оказывается прочней.
Несколько ложек мёда в этой бочке дёгтя - те моменты, благодаря которым коробка с сериалом так и не отправилась в мусорное ведро: 1) история Митиру, в частности, прощание на крыше; 2) Канна сотоварищи под деревом в кольце врагов; 3) голос Хисакавы-сама (Харуко, ага), особенно ближе к финалу - воистину, настоящий талант никакой режиссёрской лажей не задушишь, не убьёшь; 4) открывающая песня и колыбельная где-то в середине. Если б склеить всё это в одну серию, глядишь, и вышло б что-то стоящее. :)