Давенько я не писала ничего злобно-крЫтеганского!

Jun 07, 2012 17:05

Я в шоке от вчерашнего похода в театр. Наверняка кого-то обижу, но мои впечатления такие, какие есть. Мне жаль.
 Такого "удара под дых" от балета я не ожидала. Простите, но это хрень. Два совершенно пустых, мёртвых одноактных спектакля и действа. "Шехеразада" и "Тамар". В обоих случаях балетмейстер-постановщик--Андрис Лиепа. Не уверена, что хочу видеть его другие проекты.


"Тамар".
Признаюсь честно: в этот раз я не купила программку. Увлеклась книжкой. И потом--танцовщиков я и так узнаю, а с содержанием решила ознакомиться по ходу спектакля. Честно сказать, мне понадобилось прилично времени, чтобы сообразить, что же я смотрю: "Тамар" или же "Шехеразаду"? Тётка в "восточном" наряде, "живые" то ли волны, то ли барханы (таки волны, как потом выяснилось), танцы за "пологом" кровати, девицы а-ля "одалиски". Смущало обилие мужиков, правда. И декорация, напоминающая каменную крепость. Так что тупила я не долго.
Впрочем, сюжет понятнее не стал. Воспоминание истории о коварной царице, охочей до мужиков (заманивающей, разово пользующей и "отпускающей" с башни в речное купание) тоже не помогло. Что, собственно, хотел рассказать этим спектаклем его автор? О чем история? О коварстве (тёток вообще и данной царицы в частности)? О возмездии? О "тёмных" страстях и всём такои прочем? О комплексах и травмах, в конце концов? О мести? О любви (да хоть какой-нибудь!) ? О любовном треугольнике? Ни о чем.
Если говорить о танце, как о языке, то в данном случае "послание", которое с его помощью выражали было совершенно резонеским--пустым и бесплодным.
Уже дома я нашла на театральном сайте краткое содержание. Опуская предваряющий стих Михаила Юрьевича, цитирую: "Над волнами бурной реки Терек звучит дудук. Из пучины возникают силуэты мужчин. Появляется Тамар. Мужчины тянут к ней руки. Видения исчезают. Башня грузинского замка, кровать с красивым пологом. Визирь с двумя слугами охраняет покой Тамар. Он тайно влюблен в свою повелительницу, но знает, что она жаждет встречи с новым путником. В разгар пира разведчики приносят завернутого в ковер молодого Путника. Грузинские девушки и воины с интересом рассматривают юношу, одетого в черкеску. Тамар начинает завлекающий женственный танец, все гости поддаются его магии. Появляется Визирь. Тамар танцует с возбужденным юношей. Он не замечает ревнивых взглядов Визиря. Заканчивается пиршество. В спальне, у своего ложе, Тамар появляется вместе с Путником. Визирь страдает. Каждый новый путник вызывает страшную ревность и гнев в его сердце. Молодой Путник покорен красотой и возникшими ответными чувствами Тамар. Внезапно она исчезает, оставляя юношу одного. Врываются восемь разведчиков, которые вместе с Визирем захватывают Путника. Начинается борьба. Визирь наносит смертельный удар в сердце юноши. Мужчины уносят бездыханное тело Путника. Появляется Тамар. Она видит, как слуги уносят завернутое в ковер мертвое тело юноши. Его бросают в бурные воды Терека, над которыми снова звучит дудук. Из воды поднимаются погибшие юноши. Они тянут руки к вожделенной красавице. Тамар появляется в объятиях одного из юношей-видений."
Понятнее не стало. И общая идея так и не выявилась. Только вопросы "по содержанию" появились. Какие могут быть гости (в смысле, добровольные и живые) у тётки, живущей в глуши и развлекающейся сексом и последующим убийством? А что, в Грузии главный военачальник носил титул "визиря"? Почему грузинская царица носит "восточные" наряды и танцует в "лиапердовом" (только красном) трико--вы либо телесное уже дайте ей, если "голая", либо оденьте нормально? И нафига ей такое количество камней и стразов? А уж финал--один сплошной вопрос. То, что тётка в очередной раз воспользовалась насильно приглашенным "гостем"--не удивительно, но чего она тогда "появляется в объятиях одного из юношей-видений"? Не снесла мук совести? Поскользнулась на подоконнике, "провожая" недолговечного возлюбленного? Ещё версии? И я снова спрошу--а смысл всего в чем?
Кстати, "завлекающий женственный танец", кстати, ни разу таким не кажется. И вообще непонятно, чего они там все кучкуются "кагбэ в спальне", чего этот визирь носится с вечно зверским фейсом, кто эти люди, вообще?
Хореография Юриюса Сморигинаса (уж не знаю, что с ней делал Лиепа) восторженного отклика не вызывает, музыка Милия Балакирева--такая театрально-русско-классическая, т.е. просто так слушать приятно, но устойчивой привязки к самой истории и к "национальному колориту" не формирует.
Декорации с костюмами малость странноваты. Вызывают вопросы "национально-исторического" соответствия. Особенно, главгероинин нарад (во всех его формах). С точки зрения мого личного предпочтения, лучший костюм--однозначно у свежепотыренного вьюноши: белая кагбэ "льняная" рубашка прЫнцевского фасону (с широким рукавом, стянутом на запястье) и узкие черные брюки--на хороше сложенно Климуке смотрелось очень даже очень :).

"Шехеразада". Тут вообще--полный аллес. У меня один вопрос: "что это было?!" Даже не знаю, с чего начать. Танцы не впечатлили--честно сказать, дуэт Шехеразады и Золотым рабом, исполняемый отдельно в концертной программе смотрится куда лучше. Сложно сейчас догадаться, что хотели сказать первые авторы, создавая музыку и хореографию (и на какое либретто они опирались). Всё, что предлагают сегодня, это: "Скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и его любимая жена Зобеида. По совету своего младшего брата Шахезмана Шахриар уезжает на охоту. В гареме начинается оргия, в разгар которой неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и черных рабов. Зобеида убивает себя." Я напоминаю, это кагбэ "Восток", средневековая арабская страна и всё такое. Люди, какая "оргия в гареме"?! На сцене всё выглядело ещё чудесатее, чем представляется по прочтении "либретто". Сначала султан обнимается с тёткой в козырном блискучем халатеге, его брательник скчает рядом (у них что, гарем общий?). Потом султан явно психует, отпихивает тётку, а братец тащит два копья (честно говоря, я думала он несет копье, чтоб умочить тётку). Линяют в неизвестном направлении. Тётки дружно машут "пока!" и открывают двери, зазывая кучу мужиков в шароварах, "спортивных лифчиках" и фапотьках. Я думала евнухи. Ну а кто? Кто может запросто зайти к султановским жинкам, если не эта категория "мужиков"? Тем более, в таком прикиде. Но когда эта компания попарно разлеглась вокруг, отыгрывая "древний Рим", моему удивлению не было предела. Этот бред сразу затмил предедущий "шедевр".
Разумеется, главная героиня тоже не осталась без персонального "гостя"--тот самый Золотой раб (снова возвращаемся к вопросу кастрации). У меня личный вопрос--им реально было бы удобно вот так коллективно "возлегать"? И к авторам--два спектакля практических одних и тех же создателей, и тема коллективного сексуального действа упорно стремится к раскрытию--это к чему?
Но вернемся к действу! Прекрасный финал: к тому моменту, когда тяжесть рогов выбила султана из седла, помешав охоте  султан явился домой, идея выжечь напалмом затопить дворец со всеми его постоянными и незванными обитателями казалась очень логичной и закономерной. Не, ну правда, если "любоу-любоу", то почему ГГ с зазнобой не попытались смыться? Иначе--это какой-то извращенский суицид, уж слишком высока цена за "амурное приключение" в стране, где практикуют забивание камнями и прочие "вразумления" неверных жен.  Так вот, пока султан таращился и рахал ручками, его брательник с объявившимися стражниками (у них там вседворцовый корпоратив на охоте был?) таки прирезал всех участников увеселения и собственно Золотого раба. А тётеньку султан кагбэ простил. И пока я таращилась в изумленном офигеже, тётка жить передумала, протянув ножичек муженьку. Тот отказался "в ужасе", и она закололась сама. Бугагашеньки. Фиг бы этот султан долго прожил в реальности.
Кстати, почему главгероиню звали Шехеразада? Как бы правильно имя не писалось, но оно очень четко ассоциируется со знаменитой рассказчицей из арабских сказок. Только не говорите, что это она и была!
Кроме того, что постановщики даже не подумали учесть особенности культуры, в рамках которой они ставят спектакль, так и сами герои истории никакого сочувствия не вызывают. Декораторам--отдельный "привет". Лев Бакст, как и в первом спектакле, плюс, Анна и Анатолий Нежные, которые отвечали за "восстановление костюмов и декораций". Мало того, что "дворец" никак не напоминал традиционную арабскую архитектуру и "раскрашен" как-то совсем нетипично, так ещё и имел две нарисованные колонны--круглую и квадратную. Не знаю, с каких "древних греций/римов" их слямзили, но смотрелось очень странно. Но не это самое прекрасное. Был там другой "хит", затмивший всё ранее виденное и раздражавшее/возмущавшее. Напомню: место действия--мусульманское государство. Так вот. К возвышению, на котором сидел султан с главной теткой, была прикручена СТАТУЯ ТЁТКИ, подозрительно напоминающая одно из индийских богинь, только с дефицитом рук. Люди, вы откуда упали?! Позор!

Я в трансе. Хочется на манер кликуш взвыть: "Валентин Николаевич, на кого ж вы нас оставилииыыы?!!".
Печаль и полный мрак...

крЫтеганство, имхистое ИМХО, театральные похождения, балет, убиццо веником, сплошное расстройство!, впечатления, злобное

Previous post Next post
Up