book IV Source:
http://www.facebook.com/michaeljackson, (c) Raven Woods, 09/04/2010
Перевод: SW @ liveinternet.ru/community/michaeljackson
History, Past, Present and Future, Book I, альбом был выпущен в двух дисках, один из которых в основном основывался на Greatest Hits, второй содержал исключительно новый материал. Здесь я хочу остановить свое внимание на втором диске, и том материале, который и сделал диск оригинальным.
HIStory, вероятно, не самый легкий для усвоения диск Майкла. Он не похож на те счастливые, веселые альбомы, которыми были Off The Wall, Thriller или Bad, ничего похожего, что было в sexy и романтических Dangerous и Invincible. Какая-то темнота, наполненная тревогой, пафосом, одиночеством и чувством отъединенности, со случайным проблеском света, чтобы мы не были погребены окончательно. Это также его самый политический альбом. Это был наш первый альбом, в котором мы поняли, что наш милый, застенчивый, невинный Майкл может ругаться.
(Я помню, когда Эл Шарптон сказал, что Майкла можно считать образцом для молодых черных артистов, потому что его музыка была всегда хорошей, полезной, чистой... очевидно, Эл Шарптон никогда не слушал HIStory).
Это был его альбом, который был его пальцем миру (или, может быть, следует сказать иначе, как Майкл ясно показал в Earth Song, его проблема была связана не с планетой, которую он любил, но... давайте прямо скажем, с некоторыми людьми, которые ее населяют).
Говоря коротко, это альбом, в котором Майкл перестает быть просто поющим и танцующим мужчиной. И именно по этой причине он получил такое количество нападок. Критики, восхваляя его до небес, в то же время были слегка сбиты с толку. В 1995 множество критиков пытались сделать иллюстрацию того, ЧТО же происходило в голове у Майкла в то время.
Что касается меня, это именно то, за что я предпочитаю и особенно ценю HIStory. Альбом содержит несколько великих вещей. Лично я люблю Money, This Time Around и Scream.
Earth Song никогда не позволит мне оставаться равнодушным, даже после миллионного прослушивания. Stranger in Moscow, возможно, самый великолепный single, который когда-либо сделал Майкл. Childhood всегда заставляет меня плакать. Весь альбом - это эмоциональное путешествие, но именно поэтому этот альбом невозможно просто одолжить для временного прослушивания. Я могу наслаждаться Money, находясь в одиночестве, если я просто еду в пробке и слушаю. HIStory - единственный альбом, который я не могу слушать целиком, просто перехожу от трека к треку, вовсе не потому, что я не люблю все песни, а потому, что они требуют меня всего, целиком, а это не сопоставимо с тем местом, где я нахожусь в тот момент. Короче, альбом не является ''веселым'' местом в этом мире. Но, когда я слушаю HIStory целиком, я всегда куда-то ухожу, подобно Улиссу, который переживает очень длинную одиссею. Альбом награждает слушателя, который выслушал до конца, который хочет нырнуть вместе с Майклом в то темное место. После всего этого, два последних трека альбома, составляют песня, рассказывающая о жестоком убийстве девочки, после этого все заканчивается чаплинской Smile, в чем есть, несомненно, диссонанс и скачок, подобный тому, который происходит вов ремя движения на дороге.
Для того, чтобы действительно понять, что же произошло с Майклом во время создания HIStory, я думаю, следует, во-первых, понять, какой период своей жизни он переживал в то время. Паранойа - самое употребляемое слово, которое используют музыкальные критики, обсуждая HIStory. Я думаю, что это слово здесь неуместно. Паранойя, в конечном итоге, предполагает, что страх и беспокойство относительно преследования полностью захватывает сознание жертвы. В случае Майкла все это тоже было на самом деле. Когда вы начинаете действительно понимать жизнь Майкла и то, через что он прошел к сентябрю 1994, когда началась запись нового материала для этого альбома, вы осознаете, что, возможно, это было одним из самых тревожных аспектов его альбома, но ни одно из этих преувеличенных заблуждений не должно иметь место, что это, скорее, голос человека, который действительно живет в каждой песне. И даже в треках таких, как Little Susie, он глубоко тронут событиями, которые вдохновили его на написание песни, хотя и не пережил их лично.
Факт остается фактом, к концу 1994 года больше не осталось того невинного, счастливого молодого мужчины, чья широкая, сверкающая улыбка и горячий танец захватили мир в 70-80-х. Это был Майкл Джексон, который испытал глубокое унижение, который обвинялся в отвратительном преступлении, который был подвергнут вымогательству, осквернен, подвергнут фотографированию интимной области тела, который был высечен таблоидами и линчеван медиа. Он был преследуем фанатами, которые потеряли рассудок и политиками, которые жаждали вендетты: его жизнь была подвергнута давлениям бесчисленного множества обстоятельств. Круг его друзей, коллег и наемных сотрудников представлял из себя картину никогда не прекращающейся вращаться двери, в то же самое время, он осознавал, что среди них не было никого, кому он мог бы доверять. Он прошел через ад зависимости от обезболивающих. Его брак был неустойчив.
Одним словом, Майкл Джексон в середине 90-х находился в состоянии, когда мало кто хотел восхвалять его, но многие готовы были поливать его грязью. И Майкл Джексон решил все высказать этому миру в 1995. Он не просто сделал ответный ход, он показал миру, что он не собирается переносить все это дерьмо.
They really wanna fix me, hit me
But this time around I’m taking no shit
Though you really wanna get me
You really wanna get me…
Возвращаясь в прошлое, я не думаю, что HIStory мог быть создан в каком-то ином формате. Конечно, Майкл мог бы выпустить коммерческий, веселый альбом, если бы он этого захотел, но, тогда это стало бы высочайшим лицемерием. Это было не то место, в котором его голова и сердце находились в тот момент. Иногда великое искусство выходит из темных мест. Об этом я часто говорю своим студентам относительно композиции произведения, когда порой они смущаются и отступают назад, замечая, что что-то подобное происходит с ними самими. Потому что им страшно находиться в том месте, в котором сосредоточена боль.
Я говорю им, что хорошее творчество находится рядом с тем местом, где находится боль.
Относительно HIStory, это абсолютно то самое место, откуда Майкл творил. Он вышел из того места, где была его боль, и вынес, возможно, самый замечательный, хотя иногда, наиболее непонимаемый альбом во всей его карьере.
HIStory является не только альбомом, в котором сосредоточена личная тревога Майкла, но и самые близкие к нему лично политические и общественные аспекты. Такие, которые заключены в Earth Song, которая стала постером для тех, кто озабочен проблемами окружающей среды, опередив обеспокоенность о глобальном потеплении на целое десятилетие. They Don't Care About Us, песня, слова которой были истолкованы в прямо противоположным смысле, превратив ее в антисемитскую, в то время, когда на самом деле она была антирасистской.
Billboard отдал Майклу дань уважения за то, что он стал ''образцом для социального развития'' в Рио де Жанейро после съемок фильма для песни: ''Это место свободно от насилия и наркотиков. Здесь все вращается вокруг Майкла Джексона''.
В целом альбом был хорошо принят критиками (хотя некоторые попытались воткнуть несколько уколов, обвинив его в самовосхвалении) и имел коммерческий успех, стартовав с первой позиции в Billboard Top 200 и был признан 7-кратно платиновым к 1999 году.
Контраст между чартами в США и другими странами говорит о том, как фрагментарно и несопоставимо было принятие Майкла в мировом масштабе. Например, я помню Scream и You Are Not Alone стали грандиозными хитами, в то время, как всего несколько лет назад многие фэны из США вдруг осознали, что Earth Song и Stranger in Moscow были огромными хитами... на ДРУГОЙ стороне Атлантики! Earth Song стала самым продаваемым синглом в Британии, даже преодолев рубежи Beat It и Billie Jean. Все еще в Америке эта великолепная песня не имеет того почтительного отношения, которое снискала себе во всем мире.
Когда вышел фильм This Is It, многие в Америке признались, что они никогда раньше не слышали Earth Song. Грандиозный трек Stranger in Moscow, лидировавший в чартах в Великобритании и в Европе, все еще остается неизвестным в США.
Я слышал Earth Song до того, как вышел This Is It. Как и большинство фэнов в Америке, я смог обнаружить эти ''подводные камни'' в HIStory, такие как Stranger in Moscow , но не могу не признать, что там было какое-то мошенничество и обман. Где же были эти песни в 1995, когда они были выпущены для прослушивания? Конечно, HIStory имел славу грандиозного альбома, благодаря Scream и You Are Not Alone. Но, если бы они выпустили Earth Song и Stranger in Moscow, две песни, которые вознеслись на вершины Британских и Европейских чартов, HIStory мог бы стать таким же феноменом, как в свое время стал Thriller.
Главным вопросом остается: Почему они этого не сделали? Было ли это какое-то соглашение, вроде того, что Америка не готова принять их? Что мы не были готовы принять Майкла Джексона, который может поставлять нам не только романтические баллады или крутой грув?
Stranger in Moscow, без всякого сомнения, остается самой выдающейся песней в альбоме. В музыкальном и поэтичном смысле это одна из самых совершенных песен Майкла когда либо им созданных. Она зародилась, по многим источникам, включая самого Майкла, в 1993, когда первые обвинения были выдвинуты в прессе. Майкл, который был в тот год в туре, также выступал в Москве, он почувствовал, как когда волна общественного мнения повернулась против него и превратилась в преследование, холодные взгляды и холодные плечи, и особенно, одиночество и изоляция, которые он пережил во время пребывания в чужой стране, так далеко от дома, в то время, когда он больше всего нуждался в тепле того, что близко и любимо, как заметил Джеймс Хантер из
Rolling Stone, тревога в Stranger in Moscow может соперничать с самыми пронзительными рок-балладами.
I was wandering in the rain
Mask of life, feelin’ insane
Swift and sudden fall from grace
Sunny days seem far away
Kremlin’s shadow belittlin’ me
Stalin’s tomb won’t let me be
On and on and on it came
Wish the rain would just let me
How does it feel
How does it feel
How does it feel
When you’re alone
And you’re cold inside
Here abandoned in my fame
Armageddon of the brain
KGB was doggin’ me
Take my name and just let me be
Then a begger boy called my name
Happy days will drown the pain
On and on and on it came
And again, and again, and again…
Take my name and just let me be
Клип Stranger in Moscow также был с восхищением принят критиками в качестве кинематографического шедевра. Хотя он и не имел в своей основе обращения к черно-белому старому кино в качестве отправной точки, тем не менее, в нем несомненно была использована экспрессия черно-белой фотографии для передачи состояния застылости и для усиления чувства изолированности и одиночества шести представленных персонажей, одним из которых был сам Майкл, идущий по улице в атмосфере, которая больше всего напоминает те многочисленные ночи, когда, как он сам говорил, он гулял по улицам один, просто в поисках друга.
Меня лично наиболее трогает та часть песни, когда Майкл поет в конце ''We're talking danger'', которая больше похожа на отчаянный крик, '' I'm living lonely / I'm living lonely, baby''. Майкл пытается сделать так, чтобы слушатель почувствовал его боль, пережил эту боль вместе с ним. От нее невозможно убежать. Я имею ввиду, что, если уж вы включили HIStory в вашем плеере, вы не сможете избежать тех эмоций, которые в нем заложены. Единственный способ сделать это, нажать кнопку Off. К несчастью, для Майкла такой кнопки не существовало. Это была его жизнь, кровоточащая, насыщенная и реальная.
Я всегда имею свои особенные отношения со всеми альбомами Майкла, и с каждым у меня есть своя история. Как я уже выяснил, HIStory не самый легкий для восприятия альбом Майкла . Но в нем есть моменты, которые мне пришлось пережить самому. Это было однажды, теплым великолепным воскресным днем, когда я ехал с опущенными окнами, и D.S. играл в машине. В тот момент, когда Майкл пел: ''They wanna get my ass dead or alive'', я подъехал к красному светофору. В этот самый момент машина шерифа остановилась прямо рядом со мной слева. Мы стояли там рядом, наши окна были опущены, и у меня гремел D.S. на полную мощность мы сидели буквально бок о бок. Свет поменялся, и я тронулся, машина шерифа все еще виднелась в моем зеркале, когда Майкл прокричал: ''Dom Sheldon is a cold man!'' Знаете, это был один из тех моментов, когда Майкл улыбался с небес.
Заканчивая этот обзор, я хочу сказать еще раз, что, без всякого сомнения, HIStory не является самым доступным альбомом Майкла. Я должен отчасти согласиться с Джеймсом Хантером, который, хотя и отдает должное великолепной передаче тревоги в Stranger in Moscow, все же говорит, что ''альбом водит вокруг одного места''. Но обычно, различия между тем, откуда смотрят критики и фэны, находятся в том месте, откуда альбом вышел. Это возвращает нас к тому, что сам Майкл однажды сказал про то, что весь мир любил его до тех пор, пока он оставался ''на своем месте просто поющего и танцующего мужчины''. Но однажды он обрел больше власти, однажды он побил рекорды The Beatles и Элвиса, однажды он приобрел каталог The Beatles, и совершил успешную сделку, став совладельцем Sony/ATV Music Publishing, вот тогда он внезапно почувствовал реальную опасность. Он перестал быть всеми любимым ''поющим и танцующим мужчиной''.
И наконец то, что, возможно, я больше всего люблю в HIStory. HIStory это подтверждение его поворота в другую сторону. Он обозначил ту позицию, с которой у Майкла больше не было возможности повернуть назад. Ту позицию, подобную той, в которой забитое дитя, играющее на детской площадке, наконец обернулось и начало раздавать ответные удары. Ту точку, в которой он сам сказал: ''Довольно''. Ту точку, когда он в финале сказал: ''Теперь я больше, чем поющий и танцующий мужчина''. Которая, как мы хорошо это понимаем, была просто вежливым способом сказать Sony, Чендлерам, Тому Снеддону, таблоидам, медиа и всем остальным, кто хотел опустить его: ''Этот черный человек больше не является вашим ниггером''.
Это было послание, которое не все готовы были услышать. Даже сейчас, не все готовы его услышать. Все еще есть такие, которые предпочитают думать, что Майкл Джексон навсегда останется зомби, переодетым в волка из Thriller или тем, кто танцует moonwalk в своей неизменной федоре и сверкающих носках из Billie Jean. Но для тех из нас, кто смог пройти через все это и оценить глубже Майкла Джексона, как художника, HIStory навсегда останется его самым значительным альбомом.
Это альбом, который официально обозначил конец песням и танцам. И показал выход на поверхность жесткого, но более мудрого художника и человека, готового войти в новое тысячелетие.
ЗЫ. Я бы сказала, что эта статья во многом повторяет мысли, высказанные мною и другими в комментах к моим предыдущим записям о Хистори - но тем приятнее, что русские, украинские и американские фаны, и фаны в разных частях света, и в разных интернет-сообществах, разными путями, но приходят к похожим выводам.