Gail Mitchell и Melinda Newman, L.A. 03. 2009
Ссылка на первоисточник:
http://www.billboard.com/news/exclusive-how-michael-jackson-s-thriller-1003990525.story#/news/exclusive-how-michael-jackson-s-thriller-1003990525.storyПеревод: smalltoy
Почти через 27 лет после своего релиза, «Thriller» все еще остается самым продаваемым студийным альбомом в США, собравшим 28 платиновых дисков, согласно данным «RIAA». По их оценкам во всем мире продано более 50 миллионов копий альбома.
Но успех альбома определяется не только объемом продаж. Если Джексон вписал свое имя в музыкальную историю лунной походкой, то «Thriller» установил новую планку для блокбастеров, которая изменила рынок музыкального бизнеса и продажи релизов суперзвезд. Он также изменил MTV, разрушив рассовые барьеры и подняв требования к качеству видео.
С самого начала целью «Epic» было оправдать свое название. Лейбл сделал «Thriller» первым основным дебютным релизом одновременно во всем мире, это первый альбом, над которым работали в течение почти двух лет вместо обычных шести или восьми месяцев, а также первый альбом, с которого на радио было отправлено семь синглов - вдвое больше, чем обычно.
На своем пути «Thriller» влиял на релизы ожидаемых блокбастеров. Начиная с 1984 года, «Columbia» выпустили семь синглов с альбома Брюса Спрингстена «Born in the U.S.A.», все из которых попали в топ-10 «Billboard Hot 100». Примерно в то же время «Warner Bros» отправили на радио пять синглов с альбома Принца «Purple Rain». «Mercury» выпустили семь синглов из альбома группы «Def Leppard» «Hysteria», все из которых попали в музыкальные чарты. В конечном итоге было продано более 10 миллионов экземпляров всех трех альбомов в одних только Соединенных Штатах.
Перед этим «Thriller» дал толчок, весьма необходимый музыкальному бизнесу, уже в течение трех лет страдающему от второго сильного кризиса. В то время «Billboard» сообщал, что в период между 1980 и 1982 годами продажи записей упали на 50 миллионов единиц.
Это было мрачное время, упомянутое 13 августа 1982 года сотрудниками «CBS», как «Черная пятница». «В тот день у нас произошло очень много увольнений» - вспоминает Дэн Бек, вице-президент по мерчандайзингу «Epic / Portrait / CBS Associated Labels». «Половина отдела маркетинга была отпущена с «Epic». Это очень пугало, поскольку никогда раньше ничего подобного не случалось».
И тогда Джексон изменил все. «Не существует никаких сомнений в том, что «Thriller» был движущей силой, и этот период стал самым горячим в истории в «Epic» - рассказывает Бек. После этого, лейбл выпустил свои основные хиты Синди Лаупер, «Culture Club» и «REO Speedwagon». Саундтрек к фильму «Flashdance» и композиция «Synchronicity» группы "Police" также помогли заманить поклонников обратно в магазины.
Создавая "Off the Wall"
Джексон сделал себе имя в начале 70-х, в качестве юного фронтмена группы «Jackson 5», а также сольного исполнителя студии «Motown». Джексоны покинули «Motown» в 1975 году и выпустили на «Epic» три альбома, последний из которых, «Destiny», занял 11 позицию в «Billboard 200» в 1978 году. Но настоящей звездой Джексон стал благодаря своему первому сольному альбому «
Off the Wall», выпущенному на «Epic».
Как только Джексон записал этот альбом, выпущенный в 1979 году, его команда решила донести его до широкой аудитории. «Все наши мысли были о том, что мы сделали музыку для массового потребления, и частью большого плана было помочь звукозаписывающей компании развернуться, выйти на рынок и организовать массовые продажи» - рассказывает Рон Вайзнер, который в то время вместе с Фредди ДеМанн был со-управляющим Джексона. «Если вы в то время были чернокожим исполнителем, то вы были отнесены к черному разделу музыки, а значит, маркетинговые кампании проводились бы только в «Jet» и «Ebony». Нашей позицией было: «Пусть публика сама решает - представлять ли его только лишь на рынке чернокожих исполнителей».
С того момента, как команда «Epic» по продвижению поп и R&B продукции услышала «Don't Stop 'Til You Get Enough» - трек, открывающий альбом и ставший лидирующим синглом с него, они поняли, что у них на руках огромный хит, вспоминает бывший менеджер по продвижению продукции на Западном Побережье Морис Уорфилд. И они сделали беспрецедентный шаг по раскрутке этого сингла одновременно на R&B и поп-радиостанциях.
«Это не было похоже обычную раскрутку артиста, происходившую сначала на городских радиостанциях, а затем на эстраде» - рассказывает Уорфилд. «Мы изначально знали, что будем все это делать одновременно».
«Don't Stop» дебютировал 28 июля 1979 года и стал первым R&B и поп-синглом № 1 у Джексона, как у сольного исполнителя, со времен его хита 1972 года «Ben». Вслед за этим в ноябре последовал второй R&B и поп-сингл № 1 «Rock With You», а затем заглавный трек альбома и «She's Out of My Life».
«Off The Wall» открыл для радио то, что никогда уже не было вновь закрыто» - рассказывает Вайзнер. «К тому времени, когда мы приступили к «Thriller», стена рухнула».
Время «Thriller»
Когда Джексон впервые решил работать с Куинси Джонсом над альбомом «Off The Wall», руководство «Epic» обеспокоилось тем, что продюсер был слишком «джазовым». Но Джексон, который встретил Джонса на съемках «The Wiz», где он играл роль Пугала, и Джонс, продюсировавший саундтрек, сработались. В то время Джонс был поражен «глубокой дисциплиной и вниманием Джексона», он понял, что тот «станет более великим, чем все пророчат».
Джонс начал закладывать фундамент для «Thriller» в декабре 1981 года, когда он отправился с Джексоном в Тусон, штат Аризона, на три дня для записи дуэта «The Girl Is Mine» с Полом МакКартни. «Майкл и я просто захотели поработать с Полом, которого я знал несколько лет» - вспоминает Джонс.
Работа началась в августе 1982 года. Джексон написал несколько песен: «The Girl Is Mine», «Beat It», «Billie Jean» и «Wanna Be Startin' Somethin'». Среди других авторов был бывший клавишник группы «Heatwave» Род Темпертон, который написал «Rock With You» для альбома «Off The Wall». «Он привел нас к «удивительной» песне, которую назвал «Starlight Love, которая в итоге стала композицией «Thriller»» - рассказывает Джонс.
«Затем однажды ночью мы случайно наткнулись на одну демо-мелодию, соединенную позже с лирикой Джона Беттиса и ставшую композицией «Human Nature» - рассказывает Джонс. «После выхода «Off The Wall» мы стали бойкими и бесстрашными, готовыми на все. Это было очень интересное время».
Несмотря на успех «Off The Wall», по словам Джонса, в их рабочих отношениях было очень много творчества ради творчества. «Когда вы делаете записи, вы не можете сказать, сколько собираетесь продать» - говорит он. «Вы не можете контролировать это. Вы просто делаете свою работу с надеждой достигнуть чего-то большего».
Джонс и Джексон провели вместе четыре месяца, просмотрев более 700 демо. В конце концов, они остановились на девяти. Затем четыре из них были замещены треками «The Lady in My Life», «P.Y.T. (Pretty Young Thing)», «Human Nature» и «Beat It».
Одной из приоритетных задач было сбалансировать «Thriller» между R&B, поп, диско, роком, фанком и балладами. «В какой-то момент мы решили, что у нас это получилось» - вспоминает Грег Филлиганс - клавишник, принимавший участие в записи альбомов «Off The Wall» и «Thriller». «Но Куинси сказал: «Нет, не так быстро. Нам нужны определенные недостающие элементы». Майкл был очень расстроен, но именно тогда мы записали «Lady» и «Beat It».
В то время, диско по-прежнему доминировало в чартах, а Джонс и Джексон хотели изменить эту ситуацию. «Beat It» была записана с Эдди Ван Халеном, потому что мы хотели сделать черный rock'n'roll» - рассказывает Джонс. «Композиция «My Sharona» группы «The Knack» была в то время № 1, плюс нам надо было выйти на дискотеки, значение которых все еще было велико. Мы хотели найти способ преодолеть все это. С Божьим благословением нам это удалось».
Всемирное признание
Джексон и Джонс продолжали работать в течение всего конца 1982 года, это означало, что «Epic» были вынуждены переносить дату релиза альбома несколько раз. Накануне Джонс, наконец, вернулся к работе над «Thriller». После того как они с Джексоном провели всю ночь за работой, он понял, что музыкальный материал для каждой из сторон альбома превышал лимит. «Необходимо было очень много грува, чтобы все это поместилось на виниле» - рассказывает он. «У нас было 24-27 минут музыкального материала. Мы должны были сократить их до 19-20 минут».
Поэтому Джонс и Джексон урезали интро к «Billie Jean», исключили один куплет из «The Lady in My Life», и, таким образом, завершили проект. Или так посчитали в «Epic». «В самую последнюю минуту, по-прежнему недовольные некоторыми аспектами звучания, они перекроили весь альбом экстренным образом за одни выходные» - рассказывает Рон Маккаррелл, вице-президент по маркетингу «Epic / Portrait/CBS Associated Labels».
Руководство «Epic» рвалось выпустить «Thriller» до Рождества 1982 года. Так как Джонс и Джексон не успевали, они решили подождать до января 1983 года. Потом руководство лейбла было просто вынуждено форсировать события из-за того, что произошла утечка информации, и альбом просочился на радиостанции, начавшие передавать отрывки из него.
«Мы понимали, что у нас на руках огромный потенциал продаж, потому что было продано 6 или 7 миллионов копий альбома «Off the Wall», и мы хотели быть очень осторожными» - рассказывает МакКаррелл. Но так как радиостанции поставили песни в постоянную ротацию, старший вице-президент «Epic» Дон Демпси решил назначить дату релиза на 30 ноября 1982.
Демпси провел встречи с главами ряда отделов, в том числе, международных представительств. После глобального успеха «Off The Wall», международные офисы «CBS» громко кричали о необходимости проведения компании по одновременному релизу «Thriller» во всем мире, а не последовательному выпуску, как происходило обычно. Традиционный способ означал, что «экспортеры могут купить альбом по ценам США, отправить его в Европу, и наши местные отделения на местных рынках в действительности нанесут урон международному хиту» - рассказывает Бек. Поскольку доллар в то время был слаб, альбом был бы особенно легкой добычей для экспортеров.
«Вопросы импорта и экспорта вставали и раньше, но никогда не поднимались в той степени, как это было в случае с Майклом» - рассказывает МакКаррелл. «Он стал первой международной суперзвездой такого уровня».
Убедившись в том, что CBS может получить необходимые материалы для своих заводах по всему миру, «Epic» приступили к выпуску «Thriller» во всем мире одновременного. «После «Thriller» это стало обычной практикой» - рассказывает Бек.
«Thriller» попал на 11 позицию чарта «Billboard 200» в течение недели, закончившейся 25 декабря 1982 года. После 10 недель в чарте, он подвинул композицию «Business as Usual» группы «
Men at Work» с верхней позиции и оставался № 1 в течение 37 непоследовательных недель. «The Girl Is Mine», первый сингл с альбома достиг второй позиции чарта «Billboard Hot 100», но тогда даже и намека не было на то, что на руках у «Epic» хит. Веселье началось позже.
Глава отделения по продвижению продукции «Epic» Френк Дилео (который так сблизился с Джексоном во время работы над «Thriller», что позже стал его менеджером), решил одновременно выпустить два сингла с тем, чтобы расширить аудиторию альбома. Как только второй сингл, «Billie Jean», поднялся на вершину чарта, «Epic» выпустили «Beat It» - рок-трек с яростным гитарным соло Эдди Ван Халена.
Фрэнк сказал: «Давайте выпускать другой сингл. Мы взорвем их умы» - рассказывает МакКаррелл. Что они и сделали. В течение недели, начиная с 18 декабря 1982 года, «Beat It» вошел в тройку лучших рок-новинок для радио чарта «Billboard» наряду с
Sammy Hagar и Bob Seger. Песня достигла 14 позиции в чарте новых рок-треков «Billboard».
Бывший рок-консультант на радио Ли Абрамс, теперь глава отдела новых разработок «Tribune Co», описывает тот период как «запутанное время» для альбомного рока. Этот формат находился на перепутье и был зажат между величинами альбомного рока, такими, как «Led Zeppelin», и новыми группами, такими как «Police» и «U2».
«Альбомный рок должен был начинать больше думать, чтобы сохранить свою актуальность» - рассказывает Абрамс. «Несколько радиостанций попробовали поставить в эфир «Beat It», и реакция оказалась фантастической. Это родило спрос и открыло глаза многим составителям программ».
Джексон покоряет MTV
С самого начала видение Джексоном альбома «Thriller» состояло в том, чтобы: «поднять его на следующий недосягаемый уровень» - рассказывает Вайзнер. «Это говорило о том, что мы собирались соединить альбом с визуальным рядом».
Большие надежды возлагались на поход Вайзнера со снятым Стивом Бароном клипом на композицию «Billie Jean» в офис 16-ти месячной сети телепрограмм под названием MTV. Хотя MTV показывало видео нескольких черных артистов, в том числе, Гарленд Джеффрис и Джоан Арматрейдинг, они заведомо отказались ставить в эфир видео ведущего R&B исполнителя Рика Джеймса на песню «Super Freak», позиционировав себя, как рассистский телеканал.
«Я помню, как отправился на MTV с черновым вариантом клипа «Billie Jean», а MTV отклонило видео» - вспоминает Вайзнер. Оттуда он отправился в штаб-квартиру «Epic». «Мы сели пообщаться с главой «CBS Records» Вальтером Йетникофф» - рассказывает он. «Затем мы пошли к главе «CBS» Биллу Палей, и они с Вальтером сказали MTV: «Либо это видео начнут показывать к концу дня, либо «CBS Records» больше не будет иметь дел с MTV» Звукозаписывающая компания сыграла в жесткую игру, и тот день стал днем, изменившим историю. Появилось видео, разрушившее рассовые барьеры».
Лес Гарленд, в будущем - старший исполнительный вице-президент по разработке программ «MTV Networks», вспоминает другую версию событий. «В тот день «Billie Jean» установила стандарт, на который видеоклипы равняются до сих пор» - рассказывает он. «Никогда не возникало разногласий, которые бы мы не могли решить». Единственной задержкой, по его словам, было то, что он хотел показать клип своему боссу Бобу Питману. «От заявлений Вальтера Йетникофф никогда не исходило угрозы» - рассказывает он. «Он был более расстроен тем, что мы не показывали Вилли Нельсона или Барбру Стрейзанд». (Йетникофф не отреагировал на просьбу дать интервью для этой статьи).
Так или иначе, «Billie Jean» сразу же была поставлена в ротацию восемь раз в сутки, что вывело Джексона и MTV на новый уровень успеха. А триумф Джексона сломал барьеры для Принца, Билли Оушена и Эдди Гранта.
«Billie Jean» открыла дверь для последующих R&B видео, и это привело нас к расширению возможностей для продвижения обширного спектра музыки, которая выходила за рамки первоначального формата альбомного рока» - рассказывает Гарланд.
MTV было не единственным телеканалом, изменившим ход карьеры Джексона. 16 мая 1983 года, NBC показали телешоу «Motown 25: Yesterday, Today, Forever», где Джексон представил знаковое легендарное исполнение композиции «Billie Jean» и продемонстрировал блестящую перчатку и навеянную Джеймсом Брауном лунную походку. На следующий день Фред Астер позвонил Джексону, чтобы поздравить его.
«Это было ошеломляющим» - вспоминает Вайзнер. «Все забыли о гигантах и легендах «Motown», участвовавших в шоу. На следующий день единственным, о ком говорили, был Майкл».
К тому времени спрос на «Thriller» был настолько высок, что, по словам Вайзнера, заводы приостановили выпуск других альбомов, чтобы сделать больше экземпляров «Thriller». Но, согласно словам МакКаррелла, реального дефицита или серьезных задержек никогда не было.
И это было еще до выхода видео на песню «Thriller». Хотя видео «Billie Jean» и «Beat It» усилили яркость звезды Джексона, 14-минутный клип «Thriller» стал сенсацией в поп-культуре.
Видео «Thriller» стоимостью в $ 1 млн. долларов, было снято в 1983 году и стало первым видео режиссера Джона Лэндиса. «Мы снимали самые лучшие видео за $ 30000 - $ 40000» - рассказывает МакКаррелл. «Я помню, как чуть не упал со стула, когда увидел бюджет».
Хотя Джексон и закрепился на MTV, сеть испытывала серьезную конкуренцию со стороны ряда других сетей, за права на показ видео «Thriller», признанного наиболее амбициозным клипом всех времен. В итоге MTV заплатили свыше $ 1 млн. за эксклюзивные права на трансляцию видео в эфире. Это стало первым случаем, когда MTV заплатило лейблу за показ клипа.
Первый показ видео в эфире состоялся 3 декабря 1983 года, более чем через год после выпуска одноименного альбома. MTV выделило определенное время для показов видео, которое транслировалось до пяти раз в сутки. «MTV подняли рейтинг до 1,2 баллов за 24 часа» - рассказывает Гарланд. «Это был очень умный стратегический ход, поднявший MTV на вершину популярности среди целевой демографической аудитории сегмента от 12 до 34 лет».
Интерес к видео вырос настолько сильно, что «Epic» создали документальный фильм под названием «Making Michael Jackson's Thriller», который был показан MTV и, в конечном итоге, выпущен в продажу. Таким образом, впервые выход определенного видео сопровождался выпуском подобного продукта, который «открыл коммерческий рынок для видео» - рассказывает бывший генеральный директор «RIAA», председатель Хилари Розен, в настоящее время комментатор CNN и управляющий директор компании «Brunswick Group».
Судьбы Джексона и MTV были так тесно связаны между собой, что Гарланд, который сейчас является консультантом, говорит, что не мог даже подумать о том, как MTV развивалось бы без Джексона. «Все, что я могу сказать вам, это то, что все могло бы быть совсем по-другому. Я не думаю, что это было бы хорошо».
Счастливая семерка
Учитывая, что MTV сыграло значительную роль в успехе «Thriller», «Epic» также развернула беспрецедентное наступление на радиостанции. До выхода «Thriller» для продвижения большинства альбомов лейблы выпускали только по 3 или 4 сингла. «Я помню беседы на маркетинговых совещаниях: «Должны ли мы выпустить еще один сингл?» - рассказывает МакКаррелл. «Мы не хотели выпускать сингл, если он не мог попасть в топ-10. Но так как парни из рекламного отдела считали, что нам это необходимо, мы продолжали выпускать их».
«Дилео выразился предельно ясно» - рассказывает Уорфилд. «Сражаться и не принимать никаких возражений. Завоевать с этой композицией радиостанции».
За 15- ти месячный период «Epic» выпустила семь из девяти синглов с альбома «Thriller», и все они попали в топ-10. Еще более примечательно то, что между выпуском «PYT (Pretty Young Thing)» и «Thriller», дочерний лейбл «Epic» - «Columbia» выпустила сингл «Say, Say, Say,» - второй дуэт Джексона и МакКартни, с альбома МакКартни «Pipes of Peace», который также стал № 1.
В конечном итоге, «Thriller» провел 122 недель в чарте «Billboard 200», что привело «Epic» к одному из величайших периодов процветания. Учитывая снижение продаж альбомов, появление цифровых скачиваний и отсутствие артистов, подобных Джексону, вряд ли еще один альбом когда-либо захватит радио, видеоэфир или коллективное сознание таким же образом, как это сделал «Thriller».
Как сказал Гарланд: «Вместе с «Thriller» мы достигли вершины».