The Scream: Primal Therapy

Dec 19, 2011 23:07

В конце ХХ века картина норвежского художника Эдварда Мунка The Scream обрела иконический статус в поп-культуре.




SCREAM: EDVARD MUNCH

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника (Эдварда Мунка), не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.
В 1978 году известный знаток творчества Мунка Роберт Розенблюм высказал мнение, что необычное, бесполое существо на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в Флорентийском Музее Натуральной Истории, которая ещё сильнее похожа на фигуру на картине.
Существует также версия, что картина эта частично - плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик“, словно таким образом пытаясь избавиться от него, - до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это»

SCREAM: ARTHUR JANOV

В 1977 году в издательстве ABACUS вышла книга психолога и психотерапевта Артура Янова (Arthur Janov) «Первичный крик» (The Primal Scream, 1970). Обложка книги, выпущенной в этой редакции, представляла картину The Scream Эдварда Мунка. Она не воспроизводила целиком всю картину, а фокусировалась на фигуре кричащего человека, держащего руки возле головы.


В середине 1960-х гг. Артур Янов создал новый вид психотерапии (первичную терапию), вполне вписывающуюся в психодинамическую парадигму, согласно которой в основе неврозов, сексуальных перверсий, различного рода зависимостей и широкого круга психосоматических расстройств лежит неосознаваемая психическая травма, возникающая в детстве.







За прошедшие 30 лет первичная терапия утвердила себя как способ лечения психосоматических расстройств и решения сложных психологических проблем. Исследования в Копенгагенском и Калифорнийском университетах подтвердили теорию первичной терапии.
До создания первичной терапии Артур Янов занимался психоанализом. Он получил степени бакалавра и магистра по психиатрии и социальной работе в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) и доктора философии в области психологии. Закончил интернатуру в психиатрической клинике Беверли Хиллс, работал в нейропсихиатрическом госпитале. В период с 1952 по 1967 г. занимался частной практикой. Янов также работал 2 психиатрическом отделении лос-анджелесской детской больницы, где его интересовала проблема психосоматического взаимодействия.
Истоки первичной терапии были строго эмпирическими: она возникла благодаря нескольким случайным наблюдениям, связанным с сильно выраженным облегчением состояния пациентов, позволившим себе в ходе терапии издавать сильные, непроизвольные и примитивно-нечленораздельные звуки или так называемый "рваный" крик.


В течение 17 лет Янов, как клинический психолог и работник системы патронажа, занимался психоаналитической терапией. Профессиональная ориентация Янова была изменена в один день. Это случилось в середине 1960-х гг. В ходе одной из ночных групповых психотерапевтических сессий Янов услышал "жуткий крик, вырвавшийся у молодого человека..." (Prochaska & Norcross, 1994, p. 239). Это был 22-летний студент, который корчился на полу в агонии, казалось, находясь в глубокой гипнотической регрессии (чувствовал, что облачен в пеленки и пьет молоко из бутылочки). Его дыхание было очень частым и спазматичным. Вдруг он начал жутко кричать: "Мама, папа!" После этого крика у него началась рвота. В итоге у пациента наступило значительное улучшение состояния, но никто не знал причины такого улучшения.
В другой психотерапевтической сессии Янов настойчиво просил 30-летнего мужчину обратиться к своим родителям. После долгого отсутствия каких-либо эффектов пациент вдруг "пошел в работу", обнаружив тот же ряд непроизвольных реакций, которые возникли у первого из описанных пациентов: он начал быстро и глубоко дышать, корчась в конвульсиях, а затем издал ряд леденящих душу криков. После этого возник инсайт: пациент понял основную проблему своей жизни, увидев ее как цепь закономерных событий, начинающуюся в раннем детстве. В результате он почувствовал себя здоровым человеком.

Янов пришел к выводу, что крик был порожден бессознательной раной (болью), которую пациент не в состоянии осознать и выразить и которая возникла в результате первичной (ранней) травмы. Для того чтобы выявить первичную травму, необходимо вызвать терапевтически оправданную регрессию, и Янов начал экспериментировать с различными средствами, способствующими регрессу пациентов в психотерапевтической ситуации. Именно с этого времени Янов занялся исследованием первичной боли и развитием теории и практики первичной психотерапии, которая смогла бы смягчать влияние этой боли на жизнь человека.
Артур Янов был известен как психотерапевт Джона Леннона и Йоко Оно.


Andy&John&Yoko



P.S. В интервью журналу "Vogue" Артур Янов, основоположник терапии "первичного крика", заявил: "Мы можем лечить гомосексуализм, наркоманию, алкоголизм, психоз так же, как эндокринные нарушения, головные боли, язву желудка и астму".
http://psylib.org.ua/books/nahem01/txt06.htm
http://www.palsh.nm.ru/ianov.htm

SCREAM: ANDY WARHOL




В 1983-1984 годах художник поп-арта Энди Уорхолл сделал серию принтов, состоящую из работ норвежского художника Эдварда Мунка, включая и Scream - картину, изображающую исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне - вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.
Идеей Уорхолла была десакрализация (устранение священного из понимания каких-либо реальностей, например, природных, культурных, политических) картины посредством массового воспроизведения объекта. Мунк уже начинал когда-то подобный процесс самостоятельно, сделав литографию этой работы для репродукции.







В журнале Network Awesome Magazine статья про Энди имеет название "Andy Warhol is a Scream: Vinyl and Flesh" http://www.networkawesome.com/mag/article/andy-warhol-is-a-scream-vinyl-and-flesh/

У Дэвида Боуи есть песня под названием «Andy Warhol», в которой есть такие строки:
Andy Warhol Looks a Scream
Hang Him On My Wall
Andy Warhol, Silver Screen
Can’t Tell Them Apart At All

image Click to view



MICHAEL JACKSON: SCREAM & CHILDHOOD


image Click to view


studio54, art

Previous post Next post
Up