Я буду тем, кем вы хотите меня видеть...

Nov 06, 2011 16:58

Оригинал взят у smalltoy в Я буду тем, кем вы хотите меня видеть...

Джо Вогель в своем твиттере посоветовал замечательный блог под названием: «Dancing with the elephant», который ведут Willa Stillwater - автор «M Poetica: Michael Jackson’s Art of Connection and Defiance» и статьи «Rereading Michael Jackson» и Joie Collins - одна из основателей Team Members of the Michael Jackson Fan Club (MJFC).

В блоге происходит анализ песен Майкла, который ведется в очень интересной манере - как диалог между Willa и Joie, что делает текст живым, эмоционально окрашенным и простым для восприятия.

Я считаю, что по своей глубине, пониманию сути произведений и самой личности Майкла данные эссе находятся примерно на том же уровне, что и замечательная книга Джо Вогеля «Man In the Music». Я абсолютно придерживаюсь мнения, что именно вот такие произведения доступны для понимания каждого: и поклонника, и не поклонника творчества Майкла, а также призваны сделать Майкла ближе каждому человеку, даже тем, кто раньше никогда не соприкасался с его творчеством. Такие произведения призваны и способны изменить устоявшееся мнение, десятилетиями насаждаемое обществу СМИ.

Ниже - перевод разбора песни «Is It Scary». В блоге еще есть много интересных постов, так что читающие на английском могут насладиться:http://dancingwiththeelephant.wordpress.com/




Willa: На этой неделе мы празднуем Хэллоуин с одной из  «страшных» песен Майкла Джексона.  И я должна  признаться,  что была очень взволнована, когда Joie предложила поговорить об «Is It Scary», потому что она одна из моих любимых песен.

Joie: Она одна из моих любимых тоже. Итак, услышав «Is It Scary» я сразу же была поражена тем, насколько грустной она была, и на самом деле я даже заплакала. Я помню, что нажимала на кнопку повтора несколько раз, и сверялась с текстом на обложке диска, пытаясь удостовериться, что правильно расслышала слова Майкла, потому что, на мой взгляд, эта песня очень о многом говорит и просто душераздирающая. Все, что вам нужно сделать, это прислушаться к тексту, чтобы получить четкое понимание о том, какую боль он должен был испытывать.

I’m gonna be exactly what you wanna see/ Я собираюсь быть в точности тем, кем вы хотите меня видеть
It’s you who’s taunting me/ Вы те, кто смеется надо мной
Because you’re wanting me/ Потому что вы хотите, чтобы я 
To be the stranger in the night/ Был чужаком в ночи.
 Am I amusing you/ Я забавляю вас?
Or just confusing you/ Или просто смущаю вас?
Am I the beast you visualized/ Я и есть то чудовище, которого вы представляли?
And if you wanna see / И если вы хотите увидеть
Eccentric oddities/ Эксцентричные странности
I’ll be grotesque before your eyes/ Я стану гротеском в ваших глазах
Let them all materialize/ Пусть все они материализуются

Она заставляет задуматься о том, какая ноша может навалиться на человека, который всегда рассматривается как какой-то фрик или чудовище. Всегда слышит, что весь мир думает о том, что он странный, сумасшедший и эксцентричный. Постоянно носит дурной ярлык, прикрепленный к своему имени, и рассматривается как враг общества номер один. На что похоже это чувство? Как с этим справиться? Насколько  это ранит? Майкл Джексон знал ответы на эти вопросы. И прослушав впервые «Is It Scary» я почувствовала, что он хотел, чтобы и остальной мир знал ответы на эти вопросы. Просто на несколько минут поставив себя на его место и почувствовав то, что он должен был чувствовать.

Но он не просто хотел, чтобы мы на некоторое время поставили себя на его место. Он хотел, чтобы мы взглянули на себя и попытались рассмотреть факт того, что не он странный в этом фрик-шоу, а мы! Мы те, кто навешивают на него эти отвратительные ярлыки. Мы те, кому по каким-то причинам необходимо, чтобы он играл роль монстра в воображаемом нами фильме ужасов. Мы,  с нашими больными умами, те, кто утверждают, что он совершил  крамольные поступки с неподобающими людьми. Мы - конечно не фанаты,  но весь остальной мир - добивались и признали его виновным в том, о чем он никогда даже и не помышлял. Все потому, что он «казался» странным.

Willa: Joie, я чувствую то же самое в отношении этой песни. Я не думаю, что мы можем себе представить, насколько ужасны были для него обвинения 1993-го. Боль от этих обвинений постоянно присутствует в его более поздних работах. В прошлом месяце мы увидели это в «Invincible». Боль от этих обвинений находиться прямо на поверхности каждой песни на данном альбоме. Он не может преодолеть, не может избежать ее. Это постоянная боль. И мы так отчетливо видим ее в песне «Is It Scary», которая была написана, записана и выпущена в годы, следующие непосредственно за данными обвинениями. Его голос так красив и выразителен в этой песне, и когда он поет эти строки, вы просто хотите склонить голову и плакать:

So did you come to me/ Так вы пришли ко мне
To see your fantasies/ Чтобы увидеть, как ваши фантазии
Performed before your very eyes/ Воплощаются прямо у вас на глазах?
A haunting ghostly treat/ Впечатляющие трюки с призраками
The ghoulish trickery/ Отвратительные уловки
And spirits dancing in the night/ И духов, танцующих в ночи?
But if you came to see/ Но если вы пришли увидеть 
The truth the purity/ Правду, чистоту 
It’s here inside a lonely heart/ Они здесь, в одиноком сердце 
So let the performance start/ Так пусть представление начнется!

Но здесь присутствует что-то еще. Он не просто выражает боль, которую чувствует из-за этих обвинений. Он также говорит нам о том, как  он собирается отвечать на них.

В строчках, которые ты процитировала, Joie, он говорит: «I’m gonna be exactly what you wanna see/ Я собираюсь быть в точности тем, кем вы хотите меня видеть».

Другими словами, если люди будут настаивать на том, что он монстр, то он станет им - он собирается удовлетворить их «фантазии» и дать им то, чего они хотят. Он поет: «you’re wanting me to be the stranger in the night / вы хотите, чтобы я был чужаком в ночи».

Таблоиды в особенности, а также большая часть общества «желают» видеть в нем растлителя (stranger in the night/ чужака в ночи), хотя реальность явно противоречит этому. Однако факты не принимаются в расчет,  потому что все это выходит за рамки разумного или логичного. Речь идет о массовой истерии - такая же массовая истерия, которая заставила нас напасть на Ирак, суверенное государство, безо всякой причины. Мы склонны думать о том, что ушли вперед со времен судов над ведьмами Салема, но я не думаю, что это действительно так.  Просто  сейчас мы иначе дали волю нашим страхам. И он  попал в эпицентр этой истерии и стал целью всех этих бессмысленных страхов, и он пытается справиться с этим.

Он и его адвокаты пытались бороться с теми обвинениями, ссылаясь на доказательства, но это не возимело вообще никакого действия. На самом деле это только раздувало ситуацию еще больше. Поэтому он приготовил ответ через искусство. Так он говорит нам: «if you wanna see / Eccentric oddities / I’ll be grotesque before your eyes / Let them all materialize» / И если вы хотите увидеть/ Эксцентричные странности/ Я стану гротеском в ваших глазах/ Пусть все они материализуются».

Joie: Я думаю, что ты абсолютно права, Willa, и полагаю, что текст говорит сам за себя. Все, что вам нужно сделать, это обратить внимание на то, о чем он говорит здесь, и вы все увидите. Он очень ясно говорит нам, что именно собирается делать дальше. Ты знаешь, он почти как дерзкий подросток, который восстал против своих родителей: «Ах, вы думаете, что я сейчас разыгрываю вас?  Ну тогда просто подождите».

Мы имеем очень странную тенденцию того, как люди отвечают на личные выпады,  вот в такой манере практически самосаботажа. Это все равно, если бы Майкл сказал: «Итак, вы хотите думать обо мне, как о фрике? Ну, тогда держитесь крепче, потому что я покажу вам фрик-шоу!» Данный момент он отлично показывает в короткометражном фильме «Ghosts»  при столкновении с Мэром города.

Willa: Держаться покрепче, это точно! Это была  довольно дикая гонка, особенно касательно скандала о пластической хирургии или  напечатанной в «Vanity Fair» истории о том, что он заплатил колдуну  $ 150,000, чтобы тот принес в жертву 43 коровы и проклял Стивена Спилберга и Дэвида Геффена. Это безумие. Я не могу поверить, что они напечатали это.

Joie: Я также не могу поверить в то,  что они напечатали такую ​​нелепую историю. Знаешь, иногда мне кажется, что чем более сумасшедшей становиться пресса, тем больше все это работает на то, чтобы ОНИ выглядели глупо, а не Майкл.  И то, что общественность верит в это, просто ставит меня в тупик. Неудивительно, что он решил «быть в точности тем, кого вы хотите видеть». Должно быть, он чувствовал, что он не сможет выиграть.

Willa: Joie, я вижу, что это было вызовом. Он определенно имел в характере  сильную черту неповиновения. Я не думаю, что без нее он мог бы пережить все, с чем он сталкивался, так что это может быть одной из причин, почему он решил быть «тем, кого вы хотите видеть» и стать монстром, которым его хотела видеть пресса и общественность.

Но я думаю, что здесь есть что-то еще, что-то критически важное. И чтобы понять это, я думаю, стоит  на минуту задержаться и посмотреть на другие его «страшные» работы: «Thriller», «Ghosts», «Threatened», «Monster».  Мы неоднократно  наблюдаем, что он берет на себя роль монстра, но эти истории не страшны в общепринятом смысле. С одной стороны, они не так уж и пугающи. Обычно  ужасная история погружает нас в пугающую ситуацию и призывает нас окунуться в ощущение полного ужаса этой ситуации, но он этого не делает. Он затрагивает ее, затем отступает назад и показывает нам, что это иллюзия, затем затрагивает ее снова и снова отступает назад. Во всех этих работах мы наблюдаем одну и ту же структуру. Он действительно не хочет напугать нас. Эти истории не об этом.  В интервью MTV  в 1999 году, когда его спросили, нравится ли ему фильмы ужасов, он сказал:

«Верите или нет, я боюсь смотреть ужастики. Честно, я не очень люблю их. Я никогда не думал, что буду заниматься чем-то подобным».

Но на самом деле он и не занимался «подобными вещами», потому что эти истории и правда не являются страшными.  Но  чем же тогда они являются?

Чтобы понять это, я думаю, стоит вернуться назад  еще глубже - более чем на 2000 лет - и посмотреть на теории Аристотеля об искусстве. В «Ars Poetica» Аристотель говорит, что одной из функций искусства - особенно трагедии, - является вызвать катарсис, то есть выпустить наружу такие основные эмоции, как страх. Я думаю, что это именно то, что делает Майкл Джексон  в своих «монстральных» работах. Он не вынуждает нас чувствовать основные эмоции. На самом деле он делает как раз наоборот -он освобождает нас от этих эмоций. В «Thriller» он пытается очистить нас от конкретного типа расовых предрассудков - страха, которые многие люди испытывали к нему, как к гиперсексуальному черному мужчине,  даже секс-символу,  а также нашему первому чернокожему идолу тинейджеров. А в «Ghosts», «Threatened», «Monster» и «Is It Scary» он пытается очистить нас от ужасного менталитета толпы, разразившейся истерией в ответ на обвинения в 1993 года.

Joie: Willa,  я не читала  Аристотеля  со времен моего курса философии в колледже, поэтому в действительности я не могу много комментировать. Но я понимаю идею катарсиса и высвобождения  основных эмоции, а также очищения и исцеления души. Поэтому я думаю, что это несет большой смысл.

Willa: Ты знаешь, я все еще пытаюсь вникнуть в это, но я вижу, что между всеми этими историями и «эксцентричными странностями», которые доминировали в  СМИ после выпуска  «Is It Scary», существует что-то действительно отличное друг от друга, и я думаю, что так он создает новый вид искусства - я считаю, что не сложно понять, что он создает принципиально новый жанр искусства - и он просто завораживает меня. И если я еще не упоминала об этом, то позвольте мне еще ​​раз сказать о том, что Майкл Джексон был гениальным  - поражающим вас, заставляющим расширять ваши глаза от удивления, сражающим вас наповал от восхищения.

Joie: Я понимаю, что ты имеешь в виду; это действительно невероятно, когда думаешь о том, насколько он был великолепен. Собственно почти пугающе гениален. И я никогда не была в состоянии понять тех людей, которые просто не могут осознать это. Я знаю, что я яростная поклонница, но даже меня потрясает понимание того, что существуют люди, которые не считают, что Майкл Джексон является самым-самым потрясающим творческим человеком из тех, которые когда-либо ходили по земле. Осознание этого просто  сбивает меня с толку - ну как, как же такое возможно? Почему не все сходят по нему с ума, так же как я? Я просто не понимаю.

Willa: Joie, это так смешно, потому что я тоже задавала себе подобные вопросы. Почему они видят в нем угрозу и почему они осуждают его так жестоко? Почему они не способны увидеть то, как удивительны и важны его работы? Они не могут принять это? На самом деле я много думала об этом  в последнее время  - о том, почему поклонники Майкла Джексона видят его по-другому, чем все остальные. И я решила, что ответ очень прост:  потому, что мы любим его. И если вы посмотрите на кого-то с состраданием, вы просто увидите его с другой стороны, отличной от того, если вы не сделаете это.

Я была в продуктовом магазине несколько месяцев назад и  за несколько человек впереди меня в очереди стояла пожилая женщина. Она была  довольно медлительна и неорганизованна,  отвечала на вопросы кассира резко, почти грубо, и вы могли бы сказать, что кассир  очень раздражает ее, как и другие люди в очереди.  Но  я работала с этой женщиной и ее мужем над общественный проектом. И, хотя я и не знала ее хорошо, но я знала, что за неделю до этого после долгой борьбы с раком умер ее сын.  Когда я уезжала из продуктового магазина, я заметила, что она стояла у входа с растерянным видом и пыталась найти ключи, и  я подошла и сказала: «Привет!» И, Joie, можно было видеть, что она  еле-еле держалась. Эта поездка  в продуктовый магазин была пределом того, что она могла сделать в то время. И знание об ее истории и о том, через что она прошла, а также попытка посмотреть на нее  с состраданием позволили мне интерпретировать ее слова и действия иначе, чем это сделали другие люди, стоявшие за ней в очереди.

Думаю, то же самое применимо и к Майклу Джексону, и к тому, как различные люди видели его. Те из нас, кто знал его музыку и его идеи, знали насколько предан он был идее изменить общество и как важны были для него дети, как в личном плане, так и с точки зрения социальных изменений - те гораздо лучше понимали то, что он, должно быть, переживает после обвинений 1993 года , и это позволило нам относится к нему с симпатией и интерпретировать его с гораздо более сильным состраданием. И когда вы смотрите на него и  ситуацию, в которой он оказался, с этой точки зрения, все выглядит совершенно по другому, нежели жестокая, осуждающая критика, которую вы можете прочитать в прессе.

Joie: Ты знаешь, действительно очень грустно, когда  ты думаешь об этом подобным образом. Понимать то, что так много наших ежедневных конфликтов могут быть решены, или даже полностью устранены если бы мы все просто имели немного больше сострадания друг к другу и смотрели друг на друга вначале через призму любви, а не  реагировали сразу  с раздражением. И очень печальным является то, что это именно тот урок, которому Майкл пытался научить нас на протяжении стольких лет.  Уау!  Это даже немного перевернуло мое сознание. Спасибо что поделилась этой историей, Willa.

Но, возвращаясь к «Is It Scary» - что делает эту песню особенно душераздирающей для меня, это строки в самом конце:

I’m tired of being abused/ Я устал от нападок
You know you’re scaring me too/ Знаете, вы тоже меня пугаете
I think the evil is you/ Думаю, что зло в вас самих
Is that scary for you, baby/ Это пугает тебя, детка?

От этих нескольких последних строк мне просто хочется плакать. В конце этой песни  вы можете услышать  все его эмоции - разочарование, ярость, гнев, печаль. Особенно в сочетании с его скорбными криками: «Don’t wanna talk about it / I don’t wanna talk about it/ «Не хочу говорить об этом / Я не хочу об этом говорить», которые предшествуют этим последним строкам.  Это почти невозможно слышать, и я чувствую, что если бы каждый человек на планете действительно послушал эту песню, воспринял ее и постарался бы осмыслить ее, то возможно мир, наконец, понял бы его немного лучше и осознал все, через что ему пришлось пройти.

Я знаю. Это несбыточная мечта. Но девушка имеет право надеяться.

Willa: Я согласна - эта песня  кажется  чистым выражением всех эмоций, которые он переживал после обвинений1993 года. И  меня поражает то, что в разгар боли от этих обвинений, в то время, когда я лично не желала бы ничего большего, кроме того, чтобы спрятаться под одеяло и плакать, он был в состоянии немного отстраниться, думаю посредством искусства,  и создать художественный ответ.

Это просто поражает меня на разных уровнях и рождает множество эмоций - восхищение тем, что он проделал в состоянии глубокой скорби от того, через что ему пришлось пройти, и о том, что мы потеряли.

Joie: Я знаю. Действительно удивительно размышлять об этом. О том, что кто-то способен иметь мужество в его ситуации держать голову высоко поднятой изо дня в день ... это просто удивительно для меня, и я думаю, что он был одним из самых храбрых людей, живших когда-либо. Можете ли вы представить себя  на его месте, проходящим через ежедневное публичное унижение? И между тем  все еще быть в состоянии работать и писать, создавать по-настоящему убедительные произведения и сохранить способность представить их миру, который отвернулся от вас. Для меня он просто невероятен.

Willa: Ну, мы обе, безусловно, можем согласиться с этим.

Перевод: smalltoy 

article, ghosts, blood on the dance floor album

Previous post Next post
Up