ЗВЕЗДНЫЙ 1956-Й
Успех на бродвейских подмостках открыл молодому актеру дорогу в кино.
Первую свою кинороль он сыграл еще в 1949 году. Это был забытый сегодня фильм "Порт Нью-Йорк".
Но поистине звездным годом в карьере Юла Бриннера стал 1956. Во время гастролей с мюзиклом "Король и я" он сыграл египетского фараона в фильме "Десять заповедей". Библейский эпос Сессиля де Милля с невероятным для того времени бюджетом $13 млн. лидировал во всех рейтингах телевидения.
В том же звездном 1956-ом экранизация прославленного мюзикла "Король и я" принесла Юлу Бриннеру долгожданную статуэтку золотого "Оскара" - награду Киноакадемии.
В 1957 году Анна Маньяни вручила бритоголовому любимцу Америки вожделенную фигурку за роль Короля.
Он схватил статуэтку и улыбнулся, как можно скромнее. Сегодня все понимают, что речь на вручении "Оскара" есть сама по себе соревнование на ум, находчивость и артистичность. И здесь Бриннер не подкачал: "Надеюсь, что это не ошибка, потому что обратно я вам ее не отдам". Ведь другими номинантами на "Оскар" были прославленные Лоуренс Оливье и Кирк Дуглас!
Click to view
С этого момента Юл стал кинозвездой.
В этом же 1956-м году был снят и третий известнейший фильм с участием Бриннера "Анастасия". Режиссер - тоже "наш человек в Голливуде", Анатоль Литвак.
*15 сентября 1956. На съемках фильма «Анастасия»*
The Kings
Click to view
В основу фильма положена действительная история международной авантюристки Анны Андерсон, которая долгие годы выдавала себя за Великую княжну Анастасию Николаевну Романову, чудом уцелевшую во время расстрела царской семьи в подвалах Ипатьевского особняка.
В роли Анастасии снималась Ингрид Бергман, а в роли генерала Бунина - Юл Бриннер.
Необходимо отметить, что исторические факты в этом фильме находятся в полном противоречии с сюжетом. На самом деле, все члены императорской фамилии, в том числе все дочери царя, были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале особняка инженера Ипатьева в Екатеринбурге по распоряжению Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В расстрельную команду под руководством видного большевика Юровского Якова Михайловича (Янкеля Хаимовича, 1878 -1938) входили красные латыши и мадьяры.
Через 8 дней после казни в Екатеринбург вошли белые. Верховным правителем России адмиралом А.В.Колчаком для расследования убийства царской семьи был назначен следователь по особо важным делам - Николай Алексеевич Соколов (1882 -1924). Он повел следствие упорно, невзирая на Гражданскую войну и смену власти. Проделал опасный путь через всю Сибирь на Дальний Восток, потом в Америку. В эмиграции он продолжал брать показания у уцелевших свидетелей. Именно благодаря кропотливому расследованию Н.А.Соколова, стали впервые известны подробности расстрела и захоронения царской семьи. Об этих же фактах имеются свидетельства и самого руководителя расстрельной группы Я.М.Юровского.
Начиная с 1920 года, ряд женщин претендовали на право называться Анастасией Романовой. Наиболее известными из Лже-Анастасий являются Анна Андерсен и Евгения Смит.
За каждой из них стояли определенные круги первой русской эмиграции, выброшенной из России Советской властью.
Чтобы понять, что двигало этими людьми, эмиграцию первой волны условно можно разделить на две группы.
Одни полагали, что с большевиками скоро будет покончено, и они вернутся к себе, в привычную и прежнюю Россию. Другие, более прозорливые, понимали, что Советская власть "всерьез и надолго "(Ленин). Задачей этих последних было, пользуясь любой легендой, в том числе и о чудесном спасении Анастасии, постараться наложить лапу на царские капиталы. Их цель была: нажива любым способом.
От авторов:
Как видим, психология беспринципных и алчных людей мало изменилась за последние 85 лет.
Рассказ о чудесном спасении юной великой княжны завоевал популярность благодаря снятому в Голливуде фильму с участием знаменитых актеров.
Прошли годы. История совершила еще один виток. В последние два десятилетия было сделано немало по идентификации и захоронению царских останков. В этом крайне запутанном и обросшем легендами деле, наконец, была поставлена точка, когда в 1998 году останки захоронили.
В 1981 году царская семья была причислена к лику святых Русской православной церковью за рубежом, а в 2000 году - Русской православной церковью.
В результате успешных съемок и проката гонорары Бриннера росли. Но Юл ухитрялся тратить деньги быстрее, чем он их зарабатывал. К концу 50-х Юл Бриннер был должен сто тысяч долларов.
1958. Yul & Mercedes 300 SL
В то время система налогообложения в США была такова, что налоги с миллиона долларов составляли около 900 000 долларов. От налогов освобождали граждан, проживших за границей не менее пяти лет. Имея швейцарское гражданство, Юл решил уехать в Швейцарию. Он поселился всего в нескольких километрах от деревни Мерикен- Вильдегг, откуда происходил его дед. Так замкнулся круг одиссеи семьи Бриннеров.
ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕРИОД 1959 -1974
На родину деда Юл прибыл в 1959 году и провел в Швейцарии пятнадцать лет.
В этот период были сняты 25 из 35 фильмов, составляющих его фильмографию.
Очень известный и весьма успешный актер, Юл Бриннер входил в десятку самых прославленных звезд (TOP STARS OF THE YEAR) дважды: в 1957 и 1958 году. Зарабатывал многие тысячи долларов. Но успевал тратить их быстрее, чем зарабатывать. "Я не уважаю деньги, я на них плюю", - Юл выражался более энергично по поводу этой презренной субстанции, которой катастрофически не хватало.
В 1958 году он сыграл роль Мити в "Братьях Карамазовых". Сын Бриннера, Рок считает, что это его лучшая роль, но от философско-религиозных исканий Достоевского там осталось мало. К своей работе Юл всегда подходил очень серьезно. Во время съемок "Братьев Карамазовых" заставил продюсеров Метро-Голдвин-Майер пригласить специального консультанта по русской истории.
Граф Алексей Толстой, племянник Льва Толстого, консультировал этот фильм. Тем самым Бриннер с помощью голливудского заработка поддержал старого больного эмигранта.
Еще от мачехи, Екатерины Корнаковой, Юл помнил рассказ о постановке "Братьев Карамазовых " в Художественном театре с Л.М. Леонидовым в главной роли. Он изнутри понимал, как создать образ отчаявшегося и сорвавшегося человека. Но от режиссера Ричарда Брукса Голливуд ждал красивой эффектной картины. Бриннер же хотел проявить себя как актер в этой роли. Сталкиваясь с героиней Марией Шелл в роли Грушеньки и с самим режиссером, его энтузиазм гас, он матерился по-русски, уходил в запой на два-три дня.
В итоге фильм получился по-голливудски роскошным: меха, снега, драгоценности. Но к роману Достоевского это отношения не имело.
С точки зрения Юла, роль Мити не получилась. Росло его разочарование в продукции "фабрики грез".
"Только в двух ролях внимательный и искушенный зритель мог наблюдать меня истинного - в "Тарасе Бульбе", где я Тарас, и в "Братьях Карамазовых, где я Митя Карамазов. Вот там, соприкасаясь с великой русской литературой, я работал истово, только там мне было безумно интересно. Мне искренне жаль американцев, обреченных всю жизнь... довольствоваться средним искусством", - так с горечью говорил он в это время в одном из интервью.
*Именно в «Братьях Карамазовых» хотела сыграть Мерилин Монро - роль Грушеньки*.
От авторов:
Прошло около 50 лет, и новое российское кино приступило к реализции блокбастера на 15 миллионов долларов. В феврале 2007 года начали снимать масштабную экранизацию великого романа Гоголя "Тарас Бульба". Режиссер Владимир Бортко, знакомый по фильму "Мастер и Маргарита", а в главной роли Тараса - украинский актер Богдан Ступка.
В том же 1958 году Юл заменил внезапно умершего актера и сыграл в довольно посредственной телеэпопее "Соломон и Шеба" на библейский сюжет вместе с Джиной Лоллобриджидой . Сыграл ради гонорара в 1000000 долларов.
Актер купил себе роскошный особняк на берегу Женевского озера, начал коллекционировать картины Пикассо, Модильяни, импрессионистов. Его винным погребам мог позавидовать любой аристократ. А в парке, примыкавшем к дому, жили особые белые пингвины.
В Нормандии он приобрел замок Criqueboeuf, где останавливался лишь несколько раз в году. Словом, все как положено у звезд первой величины.
THE MAGNIFICENT SEVEN
Еще до переезда в Швейцарию Юл задумал вестерн по мотивам Куросавы "Семь самураев" В 1959 году он выкупил у Акиро Куросавы права на съемку фильма о" семи самураях" по сюжету его известной картины. Фильм, получивший название "Великолепная семерка", поставил режиссер Джон Стерджесс. Был приглашен тренер-индеец, который обучал актеров приемам скоростной стрельбы из револьвера и верховой езде.
"Великолепная семерка" вышла на экраны в ноябре 1960 года и имела сумасшедший кассовый успех по всему миру, в том числе и в Советском Союзе.
Образы главных героев служили примером для подражания тысячам мальчишек. Роль выбритого наголо смельчака Криса Адамса принесла Юлу еще большую популярность - и джинсы все стремились носить такие же, как герой Юла Бринера; так же ходить и так же курить…
Кстати, закуривает он действительно лихо - зажигая спичку об подошву ботинка!
Click to view
Источник
http://www.ekranka.ru/film/2376/ пишет))), что: «Куросава четко выписал характеры персонажей, и та же четкость присутствует в "Великолепной семерке". При этом Уильям Робертс не копировал всё подряд. В точности скопированы только два характера: 1). лидер "великолепной семерки". Он рассудителен и великодушен, опыт сочетается с силой и ловкостью. Но и то: Юл Бриннер придумал свой собственный стиль. Я почти уверен, что из его "кошачьей" походки выросла "лунная походка" Майкла Джексона (смайл для непонятливых); 2). "самый лучший стрелок на Диком Западе", который едет в деревню только затем, чтобы "бросить вызов самому себе"»
После успеха фильма "Великолепная семерка" Юл Бриннер получал много предложений и много снимался. Диапазон ролей: от Тараса Бульбы до израильского генерала. Но это все были проходные фильмы, где он снимался ради денег.
Играл он в фильме "Путешествие" советского офицера, который подавляет восстание в Будапеште в 1956 году. В фильме" Змей" - советского офицера из органов безопасности.
Вместе с Сергеем Бондарчуком снимался в военной драме (совместный фильм ФРГ-США и др.) "Битва на Неретве".
К своему успеху в кино он относился весьма скептически. Особенно - в жанре вестерна. "Шаблон, стереотип, гадость" - так характеризовал Бриннер этот излюбленный американцами жанр, в рамках которого он должен был пожизненно существовать.
В Швейцарии Юл увлекся филателией. А ООН объявила 1959 год Всемирным годом беженцев. Юл собрал большую коллекцию марок на эту тему. Ведь он сам был беженцем и не один раз. Он связался с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и оказался сотрудником этой миссии с должностью специального консультанта при Верховном комиссаре.
В этой должности он объездил десятки лагерей беженцев, снял телевизионный фильм и написал книгу. Весь гонорар за фильм и за книгу Бриннер пожертвовал в пользу беженцев.
В это время он развелся с третьей женой, Женевьевой, в браке с которой усыновил двух маленьких девочек из Вьетнама - Миа и Мелоди, и решил возвратиться в США - на Бродвей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В АМЕРИКУ
Здесь с декабря 1974 года на Бродвее шел мюзикл с его участием по мотивам "Одиссеи" Гомера.
Когда-то цыганка нагадала ему, что он будет королем. И как бы оправдывая справедливость ее предсказаний, в 1976 году Юл решился восстановить спектакль "Король и я" после 20- летнего перерыва. В день премьеры мюзикла 18 мая 1977 года был триумф. Рецензент в "New York Times" назвал спектакль "напоминанием о золотом веке" нью-йоркского театра. Таких оваций Юлу еще не приходилось слышать. С тех пор каждый день, а то и дважды, в течение восьми лет, вплоть до самой смерти, он выходил на сцену в образе Короля.
В новой изменившейся Америке Бриннер по-прежнему оставался востребован. Спектакль прошел во многих городах США и в Великобритании. В1979 году Юл был принят королевой Англии Елизаветой II.
За 30 лет спектакль выдержал 4625 представлений. Последняя постановка состоялась 30 июня 1985 года незадолго до смерти. Популярность Юла достигла наивысшего предела.
"Нью-Йорк Таймс" назвал его "такой же частью нашего общего самосознания, как Статуя свободы" Реакция не замедлила сказаться. Юл Бриннер так вошел в образ Короля, что и в жизни ожидал царских почестей. Он выходил к публике на поклон лишь, когда она аплодировала ему стоя, требовал бронированных лимузинов и нескольких охранников.
Юл Бриннер и Натали Вуд (Natalie Wood) в 1979 году представляют номинацию «Иностранный фильм» на 51 ежегодной церемонии вручения Оскаров.
Click to view