Сет Риггс отвечает на вопросы - 2

Oct 20, 2010 10:29


Окончание, начало

МОЛОДОЙ ГОЛОС

Как вы работаете с молодыми голосами, скажем до 15 лет?

Начинать развивать музыкальность у мальчиков и девочек нужно как можно раньше. Для этого годится любой струнный инструмент типа скрипки, альта или виолончели. Они дают ребенку представление о длинной, продолжительной, "смысловой" линии, а также о "вибрато", похожем на голосовое. Фортепиано и гитара также хороши, поскольку они помогут в дальнейшем при изучении гармонии, а кроме того могут оказаться полезными при самостоятельном аккомпанировании. Естественно, любой инструмент дает навыки по чтению с листа и ритмике. По мере того, как с возрастом голос крепнет, развитая к этому моменту музыкальность только укрепляет музыкальные способности ребенка.

Однако начинать занятия по вокалу нужно осторожно. Среди девочек нередко встречаются такие таланты, которые в возрасте 10 лет могут легко петь от низких G и А до D#, лежащей выше высокого С и даже еще выше. И такой замечательный голос вполне можно сохранить, если относиться к нему бережно, не утруждая, например, участием в конкурсах со старшими, или в школьных мюзиклах, где требуется использование большего количества воздуха и сильное напряжение связок.

У мальчиков переход от детского сопрано к появлению взрослого мужского голоса может окончиться травмой. Она может произойти в одночасье (за одну ночь) или в течение некоторого времени (октава диапазона будет то появляться, то пропадать). Это неприятное, а иногда (если у мальчика было красивое сопрано) и трагическое событие. Нет никаких гарантий, что его голос обретет какой-либо устойчивый статус. Если вы не обратитесь к опытному и терпеливому педагогу, то это будет для вас очень трудный период. Чтобы помочь подростку сохранить по возможности сбалансированную координацию во время ломки голоса его нужно регулярно показывать специалисту.

Всегда существует опасность того, что молодой певец уцепится за какую-либо часть появляющегося у него зрелого голоса и станет переносить на него элементы контроля, которые он выработал до того как начался процесс взросления. Часто эта ответственность ложится на водителя хора, который просит мальчика вытянуть нижнюю G или A, в попытке спеть басовую партию в ансамбле. Только потому, что детское сопрано временно не может взять высокие ноты, считается что оно становится басом. Когда это случается, он должен петь баритоном, перенеся нижние ноты на октаву вверх, так как октавой ниже они сделают вокальную партию очень трудной для нормального исполнения.

Всегда есть исключение, нарушающее существующие правила что первые детские сопрано переходят в бас или баритон, а вторые - в тенор Иногда детское сопрано немного углубляется и переходит в тенор или мужской альт без видимых изменений. По моему опыту все детские голоса работают по тем же принципам, что и взрослые.

Сейчас в большинстве городов происходит большое количество детских вокальных представлений. Ваше мнение?

Дети с их неразвитыми голосами и недостатком зрелости, необходимой для принятия решения, являются легкой добычей для недобросовестных учителей пения, которые используют такие "представления" в качестве приманки для потенциальных клиентов.

Детей заставляют форсировать голос, чтобы петь во взрослом диапазоне или участвовать в таких шоу как «ANNIE». Это участие может оказать разрушительный эффект на баланс «средней» части диапазона, который все так стараются сохранить во время процесса ломки голоса. Очень редко при подготовке таких детских представлений сохраняется баланс детских голосов и используются тональности, способствующие их нормальному развитию.

Верите ли вы в лояльность студентов?

Абсолютно, в их веру в самих себя и в свои голоса. Если ваш голос дрожит, смени учителя. Если мышцы под подбородком напряжены при пении высоких нот, смени учителя. Если в вашем голосе отсутствует вибрато, смени учителя. Если женщина поет головным голосом, и не может петь грудным, ей нужно сменить учителя. Если мужчина поет грудным голосом и не может петь головным, ему нужно сменить учителя.

Все вышеописанные случаи я отношу к студенческой лояльности, но лояльности к здравому смыслу. Не должно быть лояльности к преподавателю, который за короткое время не добился с вами ощутимых результатов. Если ученик не обладает вокальным талантом, то у него просто не хватит смелости продолжать занятия.

ВОЗРАСТНОЙ ГОЛОС

Неизбежен ли процесс ослабления вашего голоса с возрастом?

Нет. Конечно, если вы используете технику пения в речевой позиции. С возрастом ваш голос станет только лучше. Если при пении вы не будете использовать чисто физические усилия, то не пострадает ни диапазон, ни сила, ни качество звука. В противоположном случае, используемые вами лишние мышцы начнут слабеть. В результате этого появится дрожание и другие характерные признаки изношенного голоса.

ЗДОРОВЬЕ И УХОД ЗА ГОЛОСОМ

Ваш голос не изолирован от остального тела. В процессе пения принимают участие различные мускулы - будь то мышцы дыхательной системы или мышцы самой гортани. При отсутствии физических упражнений или от плохого питания; эти мышцы могут уставать, ослабевать или выходить из формы.

Общее здоровье организма является главным условием здоровья вашего голоса. Чтобы голос функционировал с максимальной эффективностью, необходимо чтобы максимально эффективно функционировал и весь ваш организм.

Вы, как певец (певица), должны иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию вашего организма в хорошем состоянии. Вы также должны сохранять хорошую позу, избегать вредных певческих навыков, и других факторов, способных нанести ущерб вашему голосу.

ВАША ПОЗА

Внутри позвоночника находится важнейшая сеть вашей центральной нервной системы. С ее помощью мозг управляет каждым органом вашего тела. Проходящий через позвоночник центральный нервный ствол делится на более мелкие, а те в свою очередь на еще более мелкие, и так до тех пор, пока эта сеть не достигнет каждого органа, включая и гортань.

Функцией нервной системы является передача сигналов от мозга к органам. Если ваше тело располагается не правильно, эти сигналы ослабевают, либо вообще прерываются. Это происходит потому, что нервы в позвоночнике подвергаются излишнему давлению. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к вашим голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от вашего мозга.

Голова, грудь (всегда расположенная высоко для полного и быстрого вдоха) и таз благодаря вашему позвоночнику, располагаются друг над другом. Вы должны стоять не скованно, а так, как удобно для пения. Если слишком сконцентрироваться на позе, то она, возможно, будет работать против вас.

Изменения вашей основной позы могут быть очень эффективными при работе в конкретных музыкальных стилях. Они могут помочь вам создать определенные настроения. Однако я не советую вам во время пения выходить из своей основной позы до тех пор, пока вы уверенно не овладеете правильной техникой пения.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Гортань впрочем как и другие органы вашего тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням. Часто вы можете нанести ущерб своему голосу, даже не подозревая об этом. Действия, которые вы предпринимаете, прямо или косвенно сказываются на здоровье вашего голоса. Они могут оказать такой же вред, как и неправильные вокальные навыки.

АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ

Стимулирующие и успокаивающие средства, даже если они прописаны врачом, нарушают работу вашей нервной системы, снижая способность ваших связок к нормальному функционированию.

КУРЕНИЕ

Кроме отрицательного влияния на мышечную и нервную систему, оказываемого вредными химическими веществами, курение также высушивает слизистую оболочку ваших связок. Без этой естественной защиты края ваших связок могут свернуться, что затрудняет вибрацию и приводит к высвобождению неиспользованного воздуха. И здесь не имеет значения, кто курит, вы или кто-то находящийся рядом с вами.

ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

Считается, что не следует принимать пищу перед занятиями вокалом. После еды ваши движения замедляются, потому что энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи. Это ослабляет внимание и координацию, так необходимые вам во время репетиции или выступления. Кроме того излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям.

ПОВРЕЖДЕНИЕ СВЯЗОК

Чрезмерное кашляние, чихание, прочистка горла, а также резкие звуки, получаемые при помощи неожиданного выброса воздуха, могут причинить боль и даже повредить нежную мышечную ткань ваших связок.

СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГАЮТ

Аэрозоли таблетки, горячий чай и т.д. не сделают ваш голос лучше. Они смогут только смягчить раздражение при простуде или пересохшем горле. Большинство из них не оказывают никакого воздействия на связки, потому что последние расположены вне предела их досягаемости. Но даже если бы эти средства и могли добраться до связок, то они не решили бы стоящих перед вашим голосом проблем.

НЕОБХОДИМ ЛИ ГОЛОСУ ОТДЫХ

При правильном использовании ваш голос не должен уставать. Однако, если вы повредили его (в результате использования неправильной техники или чего-то еще) то он начинает работать не так, как вам бы хотелось. Когда голос начинает хрипеть, слабеть или им больно пользоваться, небольшой отдых поможет вам избавиться от этих проблем. Но не думайте, что отдых и в дальнейшем убережет вас от этих неприятностей. От них вы избавитесь только тогда, когда устраните причину их возникновения - неправильное владение голосом.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ

В случае, когда вы устали или испытали эмоциональный стресс, ваша мышечная система не может функционировать должным образом. В таком состоянии вы можете перенапрячь мышцы гортани и подключить к ним на помощь ваши внешние мышцы.

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

У женщин естественные изменения их организма во время беременности, климакса и даже менструаций вызывают утолщение тканей, в том числе и голосовых связок. В эти периоды им следует соблюдать осторожность, потому что связки не будут реагировать и двигаться также быстро, как это они делают в обычной ситуации.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Многие факторы (не говоря уже о здоровье) могут оказать воздействие на ваш голос. Пыль, испарения, смог, дым или другие субстанции, с которыми вы вступаете в контакт, могут непосредственно повлиять на мышечную ткань ваших связок, либо косвенно - через вашу нервную систему.

music, collaboration

Previous post Next post
Up