С грустью посмотрев на
очередной "шедевр", рождённый бездарными мозгами наших телевизионщиков (и в очередной раз припомнив
небезызвестное интервью горе-доктора философии МГУ на сопряжённую тему), я поняла, что дальше оттягивать нельзя… пора писать пост на тему: “В чём уникальность таланта Майкла Джексона” (мой личный взгляд в сжатой форме)
Итак, приступим ;)
Музыка - искусство тонкое и эмоциональное, не терпит вмешательства грубых сфер и механики. Как только это вмешательство происходит - теряется магия.
Что отличает настоящего музыканта, артиста или танцора от рядового человека, безошибочно воспроизводящего то или иное музыкальное произведение или танцевальную комбинацию?
Настоящий артист умеет чувствовать!
Музыка (или танец) проходит через него, погружая в другой мир, вЕдомый только тем, кто там побывал.
Те, кто чувствовать не умеет, обычно не способны и понять разницу между одарённым человеком и человеком трудолюбивым… имитирующим настоящие эмоции, улавливая лишь наиболее грубые их проявления…
Они также бывают склонны описывать чувства талантливых людей через понятные ИМ термины (как то… сексуальность, страсть…)… в то время как, на самом деле, эмоции эти лежат далеко за пределами этих общеизвестных плоскостей.
Вот пример…
ЭТО ТАНЕЦ! Гениальный танец!
И он диктует все те движения, которые делает Майкл в данном видеоролике
(Не видела ни одного человека, кто бы мог так гениально станцевать!
Смесь чечётки не понятно с чем...
Сейчас подобные танцы относят к направлению House.
Но в то время, когда это было сделано, таких направлений ещё не существовало!)
Michael Jackson - Panther Dance
(1991)
Малоизвестная часть клипа "Black Or White"
You can watch this video on www.livejournal.com
Пост про робота и про новаторство Майкла в этой области, я писала ранее:
http://tangr-on-lj.livejournal.com/86927.html Ну а здесь - просто очень классные выступления:
http://tangr-on-lj.livejournal.com/85742.html Я помню музыкальную школу и уроки фортепьяно (в которой преподавали по обычной классической программе)…
То, как нас учили: “Согни пальцы… А сейчас нужно улыбнуться. Публика не должна чувствовать, что тебе трудно”
Мне всегда казалось, что это всё отдаёт какой то фальшью.
Ребёнка с детства запихивают в шаблоны и заставляют воспроизводить заранее заученные реакции.
В то же время, джазовая школа избегает всех этих нюансов.
Помню уроки джаза, проводимые Даниилом Крамером на одном из каналов центрального телевидения. То, как он захватывающе и с любовью рассказывал о музыке… и то, какой неподдельный восторг у меня эти рассказы вызывали.
В джазе никто не задаёт себе вопросов, согнутыми пальцами играть или нет.
Это не важно! Многие великие джазовые музыканты играют на прямых пальцах… и играют, надо сказать, ничуть не хуже своих классических собратьев по роялю.
В джазе нет места формалистике, зато важны чувства и эмоции!
Майкл Джексон вырос на чёрной музыке, которая уходит корнями в джаз, блюз, госпел и спиричулз.
Он до конца жизни так и не научился нотной грамоте… и не делал этого умышленно!, объясняя следующим образом:
“Музыка спускается на меня свыше. Я её слышу. Она приходит сразу, цельным произведением. Если я буду изучать теорию, буду знать, что теоретически правильно, а что не правильно, я могу потерять свой дар…”
Посмотрите повнимательнее, что он говорит!
Я прекрасно понимаю, что он имеет в виду.
Майкл - новатор по натуре. Он не хотел изучать шаблоны, созданные другими… не хотел создавать “ещё одно произведение” в рамках этих шаблонов…
Он хотел творить! Творить новое!
И возможность у него такая была!
Благо, с раннего детства он был окружён наилучшими музыкантами, которые были способны в любой момент перенести его идеи на бумагу.
(Я уже писала ранее пост, в котором наглядно иллюстрируется, каким образом Майкл доносил свои идеи до музыкантов. Очень рекомендую посмотреть тем, кто этого ещё не видел!
http://tangr-on-lj.livejournal.com/98961.html )
Был когда то такой музыкант в нашем андеграунде по имени Сергей Курёхин.
Не могу сказать, что мне очень нравилось то, что он делал… зато мне запомнилась одна фраза, которую он произнёс. Примерное её содержание привожу здесь:
“Нет ничего уникального в том, что тот или иной человек играет на музыкальном инструменте… Посадите за рояль обезьяну, заставьте её семь лет к ряду по восемь часов в день долбить одни и те же музыкальные произведения и, уверяю вас, результат будет не хуже, чем у человека. Ценно творчество, эксперимент и попытка сделать что то новое, а не обычное воспроизведение чужих произведений.”
----------------------
Майкл Джексон обладал редким даром… врождённым! абсолютным слухом
Этот дар даётся лишь 1 человеку на 10000
Именно за счёт этого дара:
1) Майкл сочинял свою музыку, не садясь за инструмент.
Он расписывал все вокальные и инструментальные партии в своей голове!
Что это, если не дар?
2) Он с раннего детства был способен исполнять сложнейшие мелодии без сучка и задоринки (послушайте такие вещи, как
"who’s lovin’ you" или Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day (чуть ниже в данном посте)… это же фантастика!)
3) Его живые выступления - это блестящие вокальные импровизации!
http://tangr-on-lj.livejournal.com/90386.html (Мне абсолютно не интересны исполнители, которые выходят на сцену и воспроизводят заученную от и до песню. Это скучно! Это фальшиво! И это сразу видно!
И у меня абсолютно сносит голову, когда я смотрю на выступления Майкла, Jackson 5 или Крэйга Дэвида.
Только по-настоящему одарённые люди способны так играть с мелодией, как это делают они… выворачивать её наизнанку, а затем ловко ставить на место!
Это - классика!)
4) Jackson 5 на заре семидесятых была самой успешной группой афро-американского лейбла Motown records!
На неё делались максимальные ставки! Игра шла по-взрослому!
Джексоны работали по потогонной системе… постоянно что-нибудь записывали в студии или где-нибудь выступали.
(они уже тогда были известны по всему миру, успели побить рекорд Биттлз по посещаемости концертов и выступить перед королевой Великобритании)
Записывались они в то время очень много!
По некоторым данным, за 6 лет сотрудничества с Motown Jackson 5 записали 469 треков
Чтобы всё успевать, ребята должны были быстро разучивать песни!
Майкл мог спеть любую мелодию с первого раза!
(В музыкальных кругах уникумом считалась Чака Кхан, которая могла воспроизвести чисто любую мелодию со второго раза.)
Майкл это делал с первого!
Как писал в своих мемуарах Джо Джексон (отец Майкла):
“Я еще не встречал певца, который запоминал бы мелодию и текст быстрее Майкла.
Майкл записывал для Motown целые альбомы за 1-2 дня.”
Как, надеюсь, понимаете… на студийную “дрессуру” времени не было ;)
Майкл изначально был готовым артистом (задолго до того, как начал работать с настоящими профессионалами).
Его практически ничему не нужно было учить, вот в чём вся штука. ;)
Он хватал всё налету… и с самого начала пытался всё делать по своему (не смотря на то, что жёсткий контракт с Мотауном довольно ощутимо ограничивал творческие инициативы)
----------------------
Интересный факт!
Далеко не все хорошо известные вам классические музыканты обладали ВРОЖДЁННЫМ АБСОЛЮТНЫМ музыкальным слухом!
(У некоторых (далеко не у всех!)абсолютный слух вырабатывается со временем.
А некоторые с ним рождаются.!
Майкл был одним из этих счастливчиков. А таких - 1 на 10000 ! )
Люди, которые обладали врождённым абсолютным музыкальным слухом:
Leonard Bernstein, Stevie Wonder, Julie Andrews, Ludwig van Beethoven, Celine Dion, Ella Fitzgerald, Vladimir Horowitz, Michael Jackson, Yo-Yo Ma, Barbra Streisand, Brian Wilson, Frank Sinatra, Steve Vai, Shakira, Yanni, Paul Shaffer
Люди, которые им не обладали:
Neil Young, Donald Fagen (Steely Dan), Joni Mitchell, k.d. lang, Gwen Stefani, Miles Davis, Duke Ellington, Count Basie, Johannes Brahms, Igor Stravinsky, Richard Wagner, Tchaikovsky
Источники:
http://www.psychologytoday.com/articles/200607/the-mysteries-perfect-pitchhttp://en.wikipedia.org/wiki/User:Rainwarrior/People_with_absolute_pitch ---------------------------------------------------
Сейчас хочу немного подробнее коснуться вокальных способностей Майкла.
Начну свой рассказ издалека… :)
Опять возвращаюсь к музыкальной школе…
Помню, пропустишь занятие, приходишь на хор, а твоя группа уже разучила что-нибудь новенькое… ты отстал, не слов не музыки не знаешь, но моментально включаешься в процесс.
Мелодии простые и очевидные, они ПРОГНОЗИРУЕМЫ… и по предыдущей части легко понять, что будет дальше
Не смотря на то, что музыкальную школу я на дух не переносила, каким то чудесным образом диктанты по сольфеджио я писала лучше всех
Благодаря этой моей способности преподавательница по сольфеджио однажды пригласила меня (и ещё трёх человек из хора) к себе домой… позаписываться на магнитофон
.
Помню, приходим мы к ней и начинаем работать… она просит нас спеть что-то такое, чего я абсолютно не понимаю (воспроизвести могу, но это что-то по структуре совсем не похоже на всё то, к чему мы привыкли… мелодии, как тогда казалось, не было!)
Эти уроки меня ввели в ступор… но вместе с тем и заинтересовали
Позже (спустя многие годы) я поняла, что именно они сформировали моё музыкальное восприятие и вкус.
----
Когда я только начинала увлекаться творчеством Майкла Джексона, мне нравились мелодичные композиции (коих у него предостаточно!).
Но чем больше я слушала его музыку, чем больше знакомилась с его творчеством (включая Jackson 5), тем кардинальнее менялись мои предпочтения.
Сначала я не понимала некоторых мелодий, которые он исполнял в детстве (мне казалось, что они не достаточно мелодичны), но в один прекрасный момент у меня в мозгах что то перевернулось… “Стоп… да это же те самые кручёные мелодии, которые мы когда то записывали в детстве”
И у меня возник к ним дикий интерес!
Эти мелодии не очевидны, не предсказуемы… в них иногда врубаешься не с первого раза.
И это очень интересно! Это завораживает!
Майкл (силой своего таланта) прямо-таки "подсадил" меня на эти мелодии! :)))
Именно из-за него моим самым любимым музыкальным направлением является R&B
Мне очень нравится слушать кручёные мелодии, в исполнении блестящих вокалистов!
----
Одной из моих любимейших песен в раннем творчестве Майкла Джексона является песня, Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day (R&B, Soul)
Это головосносящая вещь!!!
Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day была написана Стиви Вандером в 1968 году и им же впервые записанна.
Stevie Wonder - "Shoo-Be-Doo-Be-Doo- Da-Day (1968)
You can watch this video on www.livejournal.com
У Майкла эта вещь вошла в состав второго сольный альбом (BEN), выпущенного на Motown Records в 1972 году.
Если о музыкальной аранжировке можно спорить (какая из записей лучше), то в плане вокала Майкл Стиви убрал вчистую!
Майкл просто потрясающе и виртуозно исполнил эту вещь, (эту замечательную, сложную, кручёную мелодию!)
Michael Jackson - "Shoo-Be-Doo-Be-Doo- Da-Day (1972)
You can watch this video on www.livejournal.com
Майкл Джексон и Cтиви Вандер вообще сотрудничали довольно много… начиная с ранних семидесятых.
Вместе они выдавали настоящие шедевры.
Стиви писал очень оригинальные мелодии… Майкл их гениально исполнял (значительно лучше автора! Придавая мелодиям дополнительный рельеф, с которым бы врят ли справился сам Стиви)
Вершиной их сотрудничества являются конечно же песни "Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day" (1972) и
"I Can’t Help It" (1979)
Помню, в начале двухтысячных… на Станции 2000 постоянно крутили один трек под названием “Because Of You”
В припеве этого произведения чётко слышались сэмплы, позаимствованные из композиции Майкла Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day
Я знала название трэка, но не знала его исполнителя :(
Тщетно пыталась найти его на рынках и в палатках…
Моим поискам абсолютно никак не помогало упоминание имени Майкла Джексона.
Многие этот трек слышали (его крутили постоянно), но мало кто знал о том, что в реальности там поёт маленький Майкл Джексон
Вот этот ремикс.
Спустя практически десять лет я его всё-таки отыскала! :)
Scanty Sandwich - "Because of You"
You can watch this video on www.livejournal.com
P.S.
Вы можете сказать мне…
Но ведь в детстве Майкл Джексон всего лишь пел чужие песни… чего в этом уникального?
Да. И что? Иосиф Кобзон и Лев Лещенко вообще всю жизнь исполняют чужие произведения…
И что, из-за этого они становятся менее талантливыми?
Талант бывает разным! Бывает талант автора, а бывает талант исполнителя!
Майкл в детстве проявлял себя, как очень одарённый певец и танцор
(кстати говоря, в то время он уже начинал писать песни самостоятельно… просто контракт со звукозаписывающим лейблом не позволял выпускать такие произведения)
Голос - это лидирующий музыкальный инструмент.
И Майкл использовал его на полную катушку!
(Впрочем, начинал он с бонго и с барабанов… так что, с чувством ритма у него тоже полный порядок ;) )
Jackson 5 (за счёт высокого голоса Майкла) выдали уникальное, не известное до того момента звучание.
Всё это было приправлено и абсолютно новаторскими музыкальными аранжировками.
------------------------------------------------------
ВЕРНЁМСЯ К ТАНЦАМ…
Посмотрите на эту запись…
Это плёнка с прослушивания на Мотаун Рэкордз…
С Майклом ещё никто не работал.
Всё, что он умеет… этому он научился самостоятельно!, лишь мельком и урывками просматривая записи своих любимых артистов
(Напоминаю, видеомагнитофонов в то время ещё не было! А телетрансляцию назад не перемонтаешь при всём желании ;) )
Прослушивание для Motown (1968)
I Got The Feelin'
You can watch this video on www.livejournal.com
Несмотря на жуткое качество видео талант танцора уже виден.
Присутствовавшие в студии люди были потрясены!
Посмотрите вот эту запись… Обратите внимание на то, как движется Майкл!
Его никто этому не учил!
Он учился сам... наблюдая за лучшими!
Jackson 5 - "There was a time" (1970)
You can watch this video on www.livejournal.com
К слову сказать, в Штатах после стремительного взлёта Jackson 5 начал продвигаться целый ряд подростковых коллективов.
Наиболее известными из этих групп-клонов были братья Осмонды (The Osmonds)
(Не смотря на то, что The Osmonds образовалась раньше “пятёрки”… в большой шоу бизнес они смогли войти лишь после триумфа Jackson 5)
Так вот я к чему, собственно…
Если Осмондам хореографию ставили профессиональные танцоры… то Джексоны всё делали самостоятельно!
Майкла никто и никогда не учил танцевать! Это чистый природный дар!
Позже с ним сотрудничали различные хорреографы.
Но... они ставили танец ВМЕСТЕ с Майклом, а не ВМЕСТО него!!!
The Jacksons Variety Show (1977)
You can watch this video on www.livejournal.com
На самом деле, научиться воспроизводить движения и танцевать - это не одно и тоже!
Танцора делает техника!
(Частично технику, конечно, можно поставить!
Но одарённый человек (при равных затраченных усилиях) танцевать будет всё-равно намного лучше обычного-трудолюбивого!)
Посмотрите на технику движений Майкла, на точёность, на лёгкость, с которой он их исполняет..
Это потрясающе!
Майкла признавали, Майклом восхищались многие известные танцоры… включая его (заочного) учителя - неповторимого Фрэда Астера
http://tangr-on-lj.livejournal.com/101759.html Michael Jackson - Thriller dance
репетиции
You can watch this video on www.livejournal.com
И если раньше артистом номер один многие считали Сэмми Дэвиса младшего… то теперь буквально все отдают пальму первенства Майклу Джексону
Его великолепный по красоте номер, исполненный на Motown 25 врят ли кто-либо и когда либо сможет превзойти!!!
http://tangr-on-lj.livejournal.com/31626.html ---------------------------------
А теперь посмотрите, как совсем ещё юный Майкл работает с публикой
(Пацану 11 лет!)
И вы мне скажете, что в этом нет ничего особенного?
Ну тогда покажите мне другого такого ребёнка
Jackson 5 - "Thank you for letting us be ourself" (1970)
You can watch this video on www.livejournal.com
Самостоятельным продюссированием Джексоны занялись до того, как Майкл начал сотрудничать с Куинси Джонсом.
И уже тогда их творчество изобиловало новаторскими ходами.
(
Новаторство Майкла Джексона в музыке на примере одной песни)
К слову сказать, Куинси Джонс, чуть не зарубил в своё время такие визитные карточки Майкла, как "Beat It" и "Billie Jean", назвав их слабыми.
Честно говоря, это выглядит довольно странно на фоне того, что в альбом "Off The Wall" была включена реально (как я считаю) слабая песня "Girlfriend", написанная Полом МакКартни.
(Включение этой песни в состав диска находит у меня лишь одно разумное объяснение… это был специальный ход, рассчитанный на белую аудиторию, сходящую с ума при упоминании группы Биттлз)
На данный момент Куинси Джонс время от времени позволяет себе нелицеприятные отзывы о Майкле Джексоне.
Для того, чтобы понять, с чем это связано, нужно знать всю историю…
Куинси Джонс до смерти боялся, что альбом Триллер перекроет все его предыдущие и последующие достижения. Как он сам вспоминает: “Я молился, чтобы этот альбом продавался хоть чуточку похуже…”
Когда тиражи Триллера превысили все мыслимые и немыслемые пределы, Куинси Джонс слёг с нервным срывом.
Из-за того, что Куинси время от времени пытался перетягивать одеяло общего успеха на себя (и из-за того, что Майкл так и не смог ему простить истории с попыткой исключения Beat It и Billie Jean из конечного набора трэков альбома) этот удачный творческий тандем в итоге распался!
P.S.
Я не сколько не умаляю заслуг Куинси Джонса!
Я сказала о другом...
Успех альбома Триллер - это не только его заслуга!
Без Майкла, его голоса, его танца, его песен... не было бы такого успеха!
Демо-записи Билли Джин (сделанные Майклом самостоятельно) очень похожи на конечный результат!
Куинси просто довёл эту вещь до финальной точки (как и все остальные)
В этом и заключается роль продюссера... посмотреть сторонним взглядом на имеющийся материал и довести его до точки!
Не только музыка породила бешенную популярность альбома, а, скорее, совокупность разных факторов.
Триллер стал результатом того, что несколько талантливых людей встретили друг друга! (и никак иначе!)
(Род Тэмпертон, кстати говоря (о котором почему то все успешно забывают) - очень талантливый автор... и без его песен Триллер бы тоже был не тем ;) )
Мне просто очень не нравится широко растиражированная сейчас позиция... когда Майкла выставляют продюссерской марионеткой.
Я с этим категорически не согласна! Это - не так!
----
Майкл Джексон сотрудничал со множеством людей, сам создавал свою команду и всегда выбирал для работы лучших!
Но! это вовсе не означает, что эти люди работали вместо Майкла Джексона...
Напротив... Майкл придумывал костяк проекта, а вот доводкой его идей уже занимались помощники ;)
Он держал под контролем весь творческий процесс от начала и до конца... от написания и подборки песен, до разработки концепции видеоклипов!
--------------------------------------------
Ссылки на статьи для ознокомления:
Часть 1 - Пара слов о влиянии Майкла Джексона на шоу-бизнес...
http://tangr-on-lj.livejournal.com/86546.htmlЧасть 2 - "New Kids On The Block" (пионеры бойз-бэндов)
http://tangr-on-lj.livejournal.com/86290.html http://tangr-on-lj.livejournal.com/76731.html Michael Jackson: "Beat It" & "Bad" (предыстория)
http://tangr-on-lj.livejournal.com/82291.htmlMichael Jackson: "Beat It" & "Bad"
http://tangr-on-lj.livejournal.com/82104.html Классика Майкла Джексона ("I Wanna Be Where You Are")
http://tangr-on-lj.livejournal.com/103705.html Классика Майкла Джексона ("Got To Be There")
http://tangr-on-lj.livejournal.com/107737.html MJ & Pepsi часть 1... Рассказ о том, как Michael Jackson менял шоу-бизнес...
http://tangr-on-lj.livejournal.com/87765.html Уличные танцоры в знак уважения к Майклу Джексону...
http://tangr-on-lj.livejournal.com/112900.html Ну и конечно же… инженеры от morinen:
http://community.livejournal.com/mj_ru/116719.htmlА так же интервью (с русскими сабами):
http://www.youtube.com/watch?v=0hckXAYMbjM И вообще… если рвётесь рассуждать на эту тему - не ленитесь... поройтесь в блогах, в сообществах, почитайте, что люди пишут ;)