Марк Райден: "Я исследую комфорт детства"

Aug 31, 2010 22:31


Многим поклонникам и фанатам поп-короля не дает покоя обложка альбома "Dangerous" (1991). Почему она имеет именно такой дизайн? Быть может, мы найдем часть ответов в интервью  художника - автора этой самой обложки, и не только этой, но и многих других: Red Hot Chili Peppers (One Hot Minute), Ринго Старра (Time Takes Time), Krokus (Stayed Awake All Night: The Best of Krokus). Работами Райдена также иллюстрированы суперобложки американского издания романов Стивена Кинга "Регуляторы" и "Безнадёга".

Марк Райден ( Mark Ryden ) - американский художник. Родился 20-го января 1963 г. в Мидерфорде, Орегон, но вырос в Южной Калифорнии. Сын Барбары и Кита Райден. У него две сестры и два брата. Марк Райден рос в творческой среде и с детства знал, что будет художником. Его юношеская заинтересованность искусством привела его в престижную школу искусств в Пасадене, на обучение в которой он выиграл стипендию.




Здесь его страсть к иллюстрации, графическому дизайну и традиционной живописи стала основой для широкого ряда подходов, которые он использует в своей карьере вот уже много лет. В 1987 году он получает степень бакалавра изобразительных искусств в Art Center College of Design в Пасадене. В 1998 дебютирует на сольной выставке, названной «Мясная выставка» («The Meat Show»), в Пасадене, штат Калифорния.

В настоящее время живет и работает в Эйджил-Рок, штат Калифорния в студии, которую он делит со своей женой, художницей Мэрион Пек. У них двое детей - Рози и Джаспер. Работы Райдена выставляются в музеях и галереях по всему миру.

На первый взгляд работы калифорнийского художника кажутся отражением сюрреалистических веяний. Однако Райден выбирает темы, которые несут культурные коннотации. Его интересует то, что разные люди и культуры считают священным.

Картины Марка Райдена полны странных и непонятных символов, которые открывают дверь в тайную жизнь. Снова и снова встречаешь алхимические символы, религиозные знаки, первобытные пейзажи, элементы нумерологии и мировых религиозных традиций, а также изображение животных и большеглазых детишек. И тот, кто внимательно смотрит на картины художника, понимает, что дети здесь вовсе не невинные ангелочки, а пытливые и жадные наблюдатели того, что взрослые пытаются скрыть. Зрителям передается авторский месседж относительно мира, где существа живут по принципу детской честности, об отношениях друг с другом и самими собой. Марк Райден исследует комфорт детства, где есть место воображению, способности удивляться миру, открытости новым идеям.

"Расскажите о себе. Откуда Вы? Какое образование получили? Как Вы начали заниматься искусством?

Я жил во многих местах штата Колорадо. В годы, когда я учился в средней школе, я жил в Калифорнии. Я окончил Art Center в Пасадене в декабре 1987 года. А в искусстве я был всегда!

Кто ваши родители? Они тоже художники?

Мой отец был автомобильным „художником”. Он восстанавливал и красил машины. Моя мать проводила время, воспитывая пятерых детей, но она всегда подходила творчески к любому делу.

Какие художники Вас вдохновляли в начале вашего творческого пути?

В юности, в средней школе меня вдохновляли Дали, Магрит и Босх. Я предполагаю, что это типично для большинства художников моего поколения (я родился в 1963 году). Потом я был увлечен Розенквистом и поп-художниками. Постепенно проявилась и моя самая глубокая страсть, поскольку я начал все больше и больше уделять внимания классическому искусству. Я очень люблю раннюю фламандскую живопись. Некоторые из моих любимых художников это David, Ingres, Carpaccio, Balthus и Bougereau.

Ваши любимые авторы?

Джеймс Хилман, Далай Лама, Стефан Хокинг.

Кем из современных художников Вы восхищаетесь?

John Currin, Georgeannne Deen, Jeff Koons.

Какие телевизионные программы Вы смотрите?

У меня нет времени смотреть телевизор.

Вы работаете с 9 до 5 или Ваше расписание более богемное?

Оно богемное.

Почему Ваше искусство относят к категории популярного?

Фактически я долгие годы выступал против ярлыка „популярное” (как и многие мои коллеги-художники). До недавнего времени это определение меня обижало. Но „Популярное” - это всего лишь название движения. А художники никогда не любили ярлыки, приклеиваемые к их творчеству. Импрессионисты например не любили слово „импрессионизм” и т.д. Популярное искусство - это художественное движение массового объема. Художникам и публике надоел элитарный художественный мир, в котором доминирует искусство, вдохновленное „целями”. В течении долгого времени я задавал себе вопрос: ”Что общего у моего искусства с искусством хот-род и тату художников?” И я полагаю, что мы, „популярные художники” создаем искусство, вдохновленное от души, а не от интеллекта. Это как раз то, что у нас общего, и это то, что объединяет нас, как художников, принадлежащих к одному художественному движению.

Кажется, что Ваши работы будто уподоблены иллюстрациям к „Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла. Что Вы об этом думаете?

Я фанат Кэрролла. И я нисколько не возражаю против такого сравнения. Образы из „Алисы в стране чудес” вдохновляют мое творчество.

Вы когда-нибудь рисовали в стилях, отличающихся от того, который Вас прославил?

Большинство моих работ всегда были реалистичными. Я никогда не прибегал к сильной стилизации.

Почему почти на всех ваших картинах Вы рисуете мясо?

Этот вопрос мне задают чаще всего. И я никогда не умел на него отвечать. Возможно, я рисую мясо, потому что люди все время меня об этом спрашивают. Мне нравится ореол тайны вокруг этой темы.

Вы вегетарианец или мясоед?

Я страстный мясоед, как Тираннозавр Рекс (для меня это естественный основной инстинкт).

Вы часто используете священные образы в своих картинах. Какова концепция священного для Вас?

Меня очаровывает то, что разные люди и культуры считают священным. Это наверное центральный вопрос моего творчества. Удивительно интересно наблюдать, что и как может считаться священным. Знаменитости становятся святыми. Фрагмент кости может стать мистическим. Даже сами картины могут стать священными.

В некоторых Ваших картинах присутствуют слова или фразы на русском языке, так же встречаются изображения, которые могут быть связаны с ортодоксальным христианством. Признак ли это того, что Ваши предки - выходцы из России, или это лишь часть разноцветной, с элементами разных культур феерии Ваших работ?

У меня нет русской родословной. Меня очень привлекает русский язык в плане визуальной эстетики алфавита. Мне нравится в русском аспект загадочности с точки зрения английского. Я люблю включать фразы, слова в мои картины, но их значение остается скрытым. Значение там, присутствует в фразе, но оно не очевидно. По этой же причине я использую и японские иероглифы и латинские фразы.

Согласны ли Вы с тем, что Вы идеалист? В том смысле что Ваше искусство исследует человеческое сознание, как целый мир.

Я думаю, что человеческий разум содержит в своем подсознании идеалы и стереотипы того, каким должен быть мир. Эти идеалы формируются в детстве из таких источников, как детские книги например. Мои идеалы и стереотипы в основном являются продуктом того мира, в который я попал, когда родился. Фильмы, книги, средства массовой информации того времени создали многие из архетипов моего подсознания.

Полагаете ли Вы, что Ваше искусство исследует хрупкость, неловкость существования ребенка в этом мире, или это просто первичная ностальгия по детству?

В нем больше ностальгического подхода. Я исследую комфорт детства. В детстве у человека есть свободный творческий потенциал и воображение, есть способность удивляться миру и жизни, есть открытость к новым идеям. Большинство людей теряют эти способности во взрослой жизни. И я думаю, что именно взрослая жизнь, а не детская полна неловкостью. Хотя, для разных людей это по-разному.

Самое яркое воспоминание Вашего детства?

На самом деле большинство моих детских воспоминаний весьма расплывчаты, а не ярки. Я помню в основном ощущения, а не яркие образы. Именно эти расплывчатые воспоминания я и пытаюсь воплотить во многих моих работах.

Вашим детям нравятся Ваши картины?

Да, они им очень нравятся! Мне тоже нравятся их картины!

Вы работали со многими музыкантами, создавая дизайн для обложек музыкальных альбомов. Как Вы работаете? Слушаете ли Вы сначала музыку, чтобы она родила в вашем воображение образы, которые Вы воплотите?

У меня нет стандартного метода. Я действительно пробую, слушая музыку, ищу в ней вдохновения, но это чаще не помогает, чем помогает. На самом деле обычно для меня отправной точкой становятся стихи или название песни.

Когда Вы решили, что будете выпускать открытки с репродукциями ваших картин только очень ограниченным тиражом?

Это для меня монументальная проблема. Я серьезно обдумываю вопрос с торговлей. Я люблю игрушки и тому подобные вещи. Я окружен развалинами взорвавшейся поп-культуры, которые дают мощное вдохновение моему творчеству. Меня возбуждает идея создания товаров на основе моего искусства, но я почему-то не могу этого пока сделать. Наверное я слишком серьезно отношусь к своему творчеству. Меня бы унизило увидеть изображение моей картины на коврике для мышки. Думаю, в конце концов я все же поддамся искушению, но пока что сопротивляюсь.

Какой реакции на Ваше творчество Вы ожидаете от людей?

Главным образом интереса. Я надеюсь, что мои работы вызывают достаточно любопытства, чтоб над ними задумывались и им удивлялись. Я надеюсь на реакцию вообще, не важно, отрицательную или положительную.

Если бы Вы не стали художником, какую профессию Вы бы выбрали?

Я всегда хотел стать художником, но если бы я им не стал, то я был бы математиком. Я очень люблю числа.

Что самое захватывающее, самое важное из происходящего в искусстве в настоящее время?

Я скажу, что чудесно видеть, что к реалистичному искусству снова вернулось уважение. В течении последних 50-и лет любые попытки художников вернуться к реализму воспринимались скептично Арт-сообществом. В прошлом столетии искусство шло курсом экстремального минимализма и концептуализма, а теперь оно кажется становится более содержательным.

А что самое плохое из происходящего в искусстве?

Маленькая кучка элитарных индивидуалистов решает, что правильно, а что нет. Эти люди делают искусство чрезмерно интеллектуальным и академичным, чтобы поддерживать чувство собственного превосходства. Но эта проблема не нова.

Каково будущее искусства?

Я полагаю, в искусстве сейчас есть движение, нарастающее благодаря творческим людям. Эти люди ценят „дух” в искусстве. Они ценят визуальный аспект искусства, ценят повествовательность в искусстве. И „ремесло” не является для них грязным словом.

Материалы для публикации предоставил Alix Sloan, менеджер художника, интервью публикуется с согласия автора.

Перевод: Maimunka

Источник: www.hofarts.com

art, collaboration

Previous post Next post
Up