Статья С. Глезерова в Наследии
«Эпоху делают детали» от 4 декабря 2009 г. № 228.
В гимназии № 74 на Болотной улице состоялись пятые Лесновские краеведческие чтения. Их проведение стало уже традицией, еще раз подчеркивающей роль Лесного как одного из важнейших краеведческих очагов Петербурга.
Эта роль принадлежит ему по праву: не будет лишним еще раз напомнить, что именно в Лесном в 1916 году возник первый школьный краеведческий кружок. Его традиции продолжает ныне Ученическое научное общество (УНО) 74-й гимназии, которым руководит педагог Наталья Павловна Большакова
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Начались Лесновские чтения с разговора о методах изучения малой родины. О важности собирания устных свидетельств говорила бывший директор Детского центра исторического воспитания на Болотной улице Лариса Николаевна Кудинова. Именно благодаря ей на базе музея в конце 1990-х годов началась краеведческая работа, причем важнейшим средством познания малой родины стали воспоминания старожилов.
«В свидетельствах времени, полученных от очевидцев, очень много того, чего не найти в архивных документах, - подчеркнула Лариса Николаевна. - Детали делают эпоху, и эти мелкие детали чаще всего нам дают только свидетели истории... Надо также понимать, что и мы все - свидетели своего времени, своей эпохи. И мы имеем возможность фиксировать историю по горячим следам».
С отчетом о проекте «Семейный сад в Лесном» выступили ребята из УНО 74-й гимназии. О Лесном как о первом русском «наукограде» говорил историк Политехнического института Владимир Викторович Чепарухин. О судьбе отца Николая (Сыренского), настоятеля храма Преображения Господня в Лесном во время революции и гражданской войны, рассказал нынешний настоятель этой церкви отец Михаил (Груздев).
Своими воспоминаниями о детском доме на Болотной (он находился в том самом ленинском здании, где ныне помещается Детский центр исторического воспитания), поделилась Донара Николаевна Васильева. Она воспитывалась здесь с 1938 по 1941 годы. «У меня остались очень светлые воспоминания об этом детском доме, - призналась Донара Николаевна. - Я до сих пор помню всех детей своей группы по именам и фамилиям. Помню походы в расположенный неподалеку кинотеатр. Нас возили в Дворец пионеров, в театры, с нами занимались художественной самодеятельностью. У нас был дружный, сплоченный коллектив. Наши воспитатели действительно были преданы своему делу. Я не помню ни одного случая наказаний и угроз».
Тему истории образования продолжила учитель 534-й школы Ольга Юрьевна Лукьянова. Она поделилась уникальными архивными находками, связанными с деятельностью школ в Лесном в предвоенные и военные годы.
Не единожды на Лесновских чтениях звучало имя краеведа 1920-х годов Сергея Александровича Безбаха. Для Лесного он - настоящая легенда. Начавший свою деятельность еще в 1916 году в кружке изучения Лесного, Безбах стал настоящей душой и двигателем краеведческого движения в Лесном в 1920-х годах. Его перу принадлежит изданная в 1929 году книга «Лесной», которая и по сей день не теряет своей научной ценности.
Выяснить новые подробности жизни Безбаха удалось краеведу Николаю Лаврентьеву, о чем он и сообщил в своем докладе на Лесновских чтениях. Как выяснилось, мать Безбаха, Екатерина Матвеевна, происходила из села Троицкого Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (теперь это Артемовский район Донецкой области в Украине). В фонде коммерческого училища в Лесном, хранящемся в ЦГИА СПб, удалось обнаружить личное дело Безбаха. Из него можно узнать, что
семья жила очень бедно, без отца.
В деле есть два прошения матери Безбаха об отмене платы за учебу сына ввиду ее маленького жалованья. Ей приходилось обращаться в Городской комитет по благотворительности, который и платил за учебу. Что же касается самого Безбаха, то учился он не очень хорошо: во 2-м классе был оставлен на второй год...
К сожалению, пока так и не удалось пролить свет на судьбу Сергея Безбаха после «года великого перелома», ознаменовавшего фактический разгром краеведческого движения в стране. Известно, что в 1930-х годах Безбах опубликовал несколько учебно-методических пособий и популярных книг по истории. Последним из них стал изданный в 1939 году очерк к 230-летию Полтавской битвы. Про дальнейшую судьбу Безбаха не известно абсолютно ничего. Одним словом, судьба краеведа продолжает оставаться загадкой для исследователей лесновской старины.