Дача в Пальцево. Часть 3. «Манниккала (Mannikkala) и плотина».

Nov 30, 2008 15:11

Моя средовая поездка в Выборгский архив (ЛОГАВ) прошла успешно. Архивных материалов по нашему Лисинскому учебно-опытному лесхозу здесь не много зато есть ряд других, интересных краеведу фондов - документы Е.Е.Кеппа, художников и писателей Выборга, фонд выборгского трамвая и другие. Постараюсь поискать документы по кладбищу Красного Села и его храмам.

Несколько архивных фото:


Архивные кошечки



Вид на замок от архива в голубом цвете (сумерки, 4 часа дня)



Голубой ЛОГАВ (Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге)




Как известно, архив построил Уно Ульберг в 1930-е гг. специально для архива, в стиле функционализма. До архива здесь был недостроенный православный собор, стены которого разобрали и частично использовали кирпич для строительства архива. Всё было рассчитано так, чтобы документы хранились в идеальных условиях. Особый интерес в архиве представляют документы Выборгской губернии с XVIII века на русском, финском и шведском языках, в том числе старые планы Выборга, документы городского правления Выборга, духовной консистории, фонды приходов и другие. Но основные фонды - это документы с 1917 года Ленинградской области.
Затем, я познакомился с многоуважаемым deugenio и получил от него замечательный подарок плакат с архитектором А.Аалто и книгу «Сорвали - роща памяти» об истории кладбищ Выборга, кладбища Сорвали и о воссоздании кладбища с организации мемориального парка - Рощи памяти.




Как обычно, бывая в Выборге, я купил две любимые газетки:




которые я всегда покупаю, когда еду через Выборг на дачу или просто еду в Выборг.

Но основная тема моей записи это третья часть моих дачных поездок в Пальцево, Дача в Пальцево, часть 1 Поезда серии Д1, Дача в Пальцево, часть 2 Станция Тали. В начале июля этого года я посетил своих родственников на даче. Было вообще-то запланирована поездка по ЖД линии Выборг-Перово-Житково-Вещёво с конечным пунктом Осиновка - на другой стороне Гавриловского озера, но эта поездка не состоялась из-за технических трудностей напарника, с которым мы договорились, а один я решил не ездить в такую даль.
Находясь в течение недели на даче, я посетил старое кладбище деревни Манниккала (Mannikkala), современное название посёлка Смирново (переименован в 1948 году). От кладбища практически не осталось ни одного надгробия, но есть несколько возобновлённых могил и в 1995 году поставлен памятник. Одно надгробие используется в качестве тумбы у колодца, увидеть его фото можно здесь Дача в Пальцево, часть 2 Станция Тали Судя по памятнику, деревня была основана в 1909 году, вмести с кладбищем. Надпись на памятнике на русском и финском языках: «На этом войной разрушенном кладбище Манниккала похоронено около 750 человек из ближайших сёл за 1909-1944 годы вечная им память». В настоящий момент хорошо угадываются границы кладбища, сохранилась частично ограда. Кладбище находится в стороне от посёлка и обозначено на подробных картах, один из поворотов на леве, если ехать в сторону Финляндии.

Статья о Манниккала из финской Википедии http://fi.wikipedia.org/wiki/Mannikkala

О войне «29 февраля 1940 г. 15-й танковый батальон начал бои за Манникала и Тали. Несмотря на то, что полоса обороны в районе Манникала имела каменные надолбы и проволочные заграждения, а местность по обе стороны дороги была залита водой, она была взята 8 марта.» Известно, что финны взорвали плотину с электростанцией (о которой отдельно) и озеро, которое называется сейчас Смирновкое, вышло из берегов. http://www.snowball.ru/forums/?board=hoi&action=view&id=357401&direct=1



Фото памятника


















Некоторые могилы









Увелечение таблички












Ограда кладбища












Земляника на кладбище



Надгробный камень



Следы могилы



Лилия на кладбище

Теперь немного о плотине. Найти сведения, когда и кем она была устроена, не удалось. Разделяет плотина озеро Смирновское на две части. Судя по рассказам жителей, там должна была быть электростанция. Находится плотина за садоводство Локомотив на юге от ЖД, туда можно пройти пешком, либо проплыть на лодке. Очень интересная старая финская дорога, которая ведёт от садоводства к плотине, дорога добротно сделана и по ней вполне может проехать автомобиль или танк. Мы ходили туда в прошлом году пешком, в этот раз проплыли на лодке.



Вечернее озеро Смирновкое



Наше судно. Есть специальное свидетельство - паспорт на эту лодку, где сказано, что это судно может плавать под государственным флагом РФ. Ежегодно нужно проходить технический осмотр.



Вид на плотину. Мало, что напоминает здесь о плотине, - куски железобетона и гранита.



Кладка





Лен обл, некрополи, Выборг

Previous post Next post
Up