May 01, 2013 23:00
Немного теории.
Ваххабизм Бедных и Ваххабизм Богатых.
Дифференциация "внутреннего Джамаата" имела и социальные корни, на что совершенно справедливо указывает Э.Кисриев, предлагающий различать "ваххабизм бедных" и "ваххабизм богатых". Первый вид "ваххабизма", по его мнению, получил распространение в Горном Дагестане(возможно также в среде недавних выходцев из Горного Дагестана), население которого так и не сумело приспособиться к тяжелым условиям пост-перестроечного развала экономики. Для влачащих жалкое существование горцев "ваххабизм" стал желанным моральным обоснованием отказа от дорогостоящих традиций и обрядов, а также агрессивного протеста против неправедного обогащения правящей верхушки. Напротив, некоторые селения предгорной и равнинной части Дагестана, расположенные вблизи крупных городских торговых центров и сумевшие неплохо интегрироваться в новую рыночную экономику, взяли на вооружение "ваххабизм" прежде всего как знамя борьбы в защиту своих социально-экономических интересов от ненасытной бюрократии и коррумпированных государственных чиновников. Здесь "ваххабизм" выступал, по мнению Э.Кисриева, как идеология изоляции от внешнего мира, стремления отстоять свой привычный образ жизни. Это была не наступательная, а скорее оборонительная позиция: "ваххабизм богатых" не имел склонности к экспансии, не призывал к свержению правящего в Махачкале режима. Данная схема не объясняет, однако, упомянутых различий в политическом поведении салафитов Плоскости и Кадарской зоны, представляющих вроде бы один и тот же "ваххабизм богатых". Если же радикализация карамахинского джамаата была спровоцирована лишь репрессивными действиями властей, то почему аналогичный сценарий не получил развития на Плоскости? В случае с "Кадарской Зоной" думаю что исключение лишь подтверждает правила.
Представленная здесь "схема" богатых и бедных была актуальна в 1990х годах.
Как сейчас с этим обстоит дело мне судить сложно.
По косвенным данным можно отметить что "ваххабитские" общины продолжают стремиться к максимальной автономии скорей даже самоизоляции(причем по всей республике), что соответствует тактики "богатых".
Но насколько в этих общинах сильны планы(тенденции) по экспансии(на территорию всей республики и за ее пределы) "своего учения"? Думаю что судить о подобных планах можно по активности боевиков в тех или иных населенных пунктах. И их связях с радикалами за пределами республики.