Ключевая драма заключается в интенсивности смены этнической структуры населения, которая в 2000-е гг. была достаточно активной.
Необходимо небольшое отступление о генезисе сел Ставрополья. Практически все села и города (кроме Буденновска) были основаны русскими крестьянами, казаками и солдатами. В XVIIIвеке великороссы (ныне русские) и малороссы (ныне украинцы) считались одним народом - русскими. В целом преобладали великороссы, но был значительные компонент малороссов. Неславянские села были немногочисленны. И из крупных только армянское с. Эдиссея, г. Сурб Хач (Карабаглы) (Святого Креста - ныне Буденновск), да несколько немецких колоний. При переходе к оседлому образу жизни появились туркменские и ногайские села (Иргаклы, Каясула, Махмуд-Мектеб и другие).
Все остальные народы являются мигрантами на территории епархии в разных поколениях.
Между 2002 г. и 2010 г. доля русских почти повсеместно снизилась из-за естественной и миграционной убыли русских и естественного и миграционного притока неславянского населения. В среднем в районах и крупных селах епархии доля русских сократилась на 4,5%. Лишь в отдельных случаях (в пригородах Георгиевска) доля русских выросла. Наиболее значительным было сокращение русского населения в селах с уже крупными диаспорами народов Дагестана - с. Грушевское Александровского района (с 95% до 74%), с. Александрия (с 91% до 83%) и с. Елизаветинское (с 82% до 75%) Благодарненского района, с. Стародубское Буденновского района (с 67% до 60%), с. Русское (с 51% до 46%), с. Каясула Нефтекумского района (с 29% до 15%), с. Чернолесское (с 67% до 61%), с. Иргаклы Степновского района (с 42% до 35%), ст. Подгорная Георгиевского района (с 68% до 61%). Активность сокращения русского населения в малых селах еще выше. Вместе с тем доля русских в городах и селах райцентрах осталась практически прежней (82,0% в 2010 г. и 83,6% в 2002 г.), что даже меньше естественной убыли. Следовательно, внутри районов происходили миграции русского населения из окраинных сел в райцентры.
За 8 лет с 2002 г. по 2010 г. численность русских в епархии сократилась на 27,4 тыс. чел (или на 5%) во всех городах и районах кроме подозрительного роста в Георгиевском районе (на 5,5 тыс. чел) и Георгиевске (на 0,6 тыс. чел). Целый ряд районов (Арзгирский, Благодарненский, Советский, Левокумский), потерял от 10% до 15% русского населения, что в первую очередь связано с миграционным оттоком, т.к. естественная убыль за этот период была не более 5%. Характерно, что при общекраевом сокращении числа казаков на 23% за этот период, в Георгиевской епархии в 2010 г. казаками назвали себя на 26% больше, чем в 2002 г., прежде всего за счет Нефтекумского, Степновского и Курского районов, тогда как в более удаленных от Дагестана районах (Георгиевском, Александровском, Советском, Новоселицком число казаков сократилось в несколько раз).
Численность крупнейших неславянских народов в епархии за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. значительно выросла. Это определило активную смену национального и конфессионального состава населения.
В целом в епархии выросло число аварцев на 23%, армян на 7%, даргинцев на 21%, езидов на 35%, табасаран на 24%, турок на 37%, цахуров на 72%, цыган на 75% (!). Очевидно, что естественный прирост, каким бы высоким он ни был, не смог бы обеспечить столь значительного увеличения числа представителей указанных народов (кроме армян). Сократилось число украинцев на 39%, немцев на 48%, татар на 48%, корейцев на 34%, азербайджанцев на 18% и чеченцев на 17%. Если для первых трех народов объективна ассимиляция и смена этнической самоидентификации, то снижение числа чеченцев и азербайджанцев имеет невыясненную природу. Чеченцы уезжают к себе на Родину.
На уровне районов темпы изменения численности народов еще выше, так численность цыган в Георгиевске, Александровском, Новоселицком, Курском районах выросла от 2 до 3 раз, а в г. Буденновске выросла в 3,4 раза. Более чем на 50% выросли диаспоры даргинцев в городах Георгиевске, Буденновске, Благодарном, Нефтекумске. Примечательно, что диаспора армян сократилась на большей части территории епархии, особенно в центральных и восточных районах, тогда как ее увеличение произошло в западных районах и особенно в Георгиевске (на 10%) и Георгиевском районе (на 22%). В этом отношении армяне, вероятно вытесняемые с востока края народами Дагестана, следуют за русскими концентрируясь ближе к городам и западным более русским районам края. Аналогично и корейцы, также имеют отток с востока епархии и рост численности в окрестностях Георгиевска.
Оговоримся, что в 2002 г. по всему краю только 11 человек отказались от обозначения свой национальности, то в 2010 г. только в Георгиевской епархии таковых было 3,8 тыс. человек. Национальный состав, приводимый в этом тексте, рассчитан из тех, кто определили свою национальность. Поскольку, вероятно, что среди отказавшихся отвечать на данный вопрос преобладают неславяне, то доля их в национальном составе выше.
Немаловажно, что смена национального состава активно происходит во многих селах с населением более 3000 чел. В Георгиевской епархии таковых насчитывается 41 единица и в них проживает значительная часть населения епархии (41% жителей). Практически все они были основаны еще в XVIII веке переселенцами из внутренних губерний России и являются ключевыми элементами каркаса расселения. В отличие от возникших уже в ХХ веке небольших поселков и хуторов на удалении в степи села и станицы располагались в речных долинах при основных транспортных путях. Ставропольские села и станицы - носители идентичности русского населения. Значительный приток неславян в эти села ведет к потери устойчивости каркаса расселения, потери ядра русского православного населения в регионе. Поскольку в епархии преобладает сельское население, а немногочисленные города имеют во многом аграрно-торговые функции и, соответственно, исключительно тесно взаимосвязаны с окружающей сельской местностью, то за сменой национального состава в крупных селах неминуемо произойдет исход славянского населения и из городов. Что в итоге скажется и на облике и жизненном укладе значительной части Ставропольского края.
В настоящее время во всех крупных селах Георгиевской епархии появилась хотя бы одна небольшая диаспора неславянского населения (кроме с. Сотниковское Благодарненского района). При современных темпах в ближайшие десять-двадцать лет в целом ряде сел русских станет менее половины, а в отдельных они потеряют роль наиболее многочисленной этнической группы.
Уже сейчас, исходя из существующей весьма пестрой этнической структуры населения и интенсивности смены национального состава, целый ряд сел относятся к имеют высокий конфликтогенный потенциал и требуют более тщательного внимания. Практически все они имеют активную убыль славянского населения.
Особого внимания заслуживают следующие 17 сел, станиц и аулов:
1. с. Русское Курского района (4,7 тыс. чел) (русские - 46,4%, турки - 28,8%, кабардинцы - 8,6%, чеченцы - 3,0%, осетины - 2,6%, армяне - 1,8%, грузины - 1,6%, цыгане - 1,6%, даргинцы - 1,4%, немцы - 1,1%, осетины - 1,0%)
2. с. Стародубское Буденновского района (4,4 тыс. чел) (русские - 60,3%, цыгане - 10,5%, армяне - 7,8%, турки - 7,0%, табасараны - 2,8%, даргинцы - 2,3%, удины - 1,8%, азербайджанцы - 1,3%)
3. ст. Незлобная Георгиевского района (19,7 тыс. чел) (русские - 66,3%, армяне - 22,2%, цыгане - 5,3%, украинцы - 3,1%)
4. с. Чернолесское Новоселицкого района (5,6 тыс. чел) (русские - 60,6%, даргинцы - 12,2%, рутульцы - 9,2%, армяне - 4,4%, цахуры - 3,5%, аварцы - 3,4%, лезгины - 1,3%, кумыки - 1,2%, чеченцы - 1,2%)
5. ст. Подгорная Георгиевского района (5,9 тыс. чел) (русские - 60,8%, цыгане - 20,9%, армяне - 15,3%),
6. ст. Лысогорская Георгиевского района (11,2 тыс. чел) (русские - 62,7%, армяне - 30,3%, езиды - 2,7%, азербайджанцы - 1,3%, корейцы - 0,6%),
7. с. Величаевское Левокумского района (5,2 тыс. чел) (русские - 66,2%, даргинцы - 27,1%, кумыки - 2,3%, аварцы - 2,2%)
8. ст. Курская Курского района (12,0 тыс. чел) (русские - 69,8%, армяне - 14,4%, грузины - 4,3%, осетины - 2,4%, турки - 1,3%, цыгане - 1,3%, немцы - 0,9%).
9. с. Правокумское Левокумского района (4,4 тыс. чел) (русские - 72,9%, даргинцы - 16,8%, аварцы - 1,7%, табасараны - 2,7%, езиды - 2,5%)
10. с. Грушевское Александровского района (3,0 тыс. чел) (русские - 74,1%, цыгане -14,3%, даргинцы - 5,9%, армяне - 1,7%, кумыки - 0,8%, табасараны - 0,6%)
11. с. Елизаветинское Благодарненского района (3,1 тыс. чел) (русские - 75,4%, цыгане - 6,7% даргинцы - 6,0%, лезгины - 2,5%, армяне - 1,8%, азербайджанцы - 1,6%, табасараны - 1,1%, украинцы - 0,7%, ассирийцы - 0,5%, чеченцы - 0,4%)
12. с. Архангельское Буденновского района (4,9 тыс. чел) (русские - 78,7%, даргинцы - 11,4%, армяне - 1,5%, турки - 3,5%, табасараны - 1,5%)
13. с. Эдиссея* Курского района (5,8 тыс. чел) (армяне - 93,4%, русские - 3,6%)
14. с. Каясула Нефтекумского района (5,0 тыс. чел) (ногайцы - 71,1%, русские - 14,9%, даргинцы - 3,9%, армяне - 2,0%, корейцы - 2,0%, татары - 1,4%)
15. с. Иргаклы Степновского района (4,0 тыс. чел) (ногайцы - 37,1%, русские - 35,2%, даргинцы - 20,6%, армяне - 1,1%, кумыки - 1,0%)
16. а. Махмуд-Мектеб Нефтекумского района (3,2 тыс. чел) (туркмены - 30,5%, ногайцы - 27,0%, даргинцы - 18,9%, русские - 9,4%, аварцы - 4,6%, лакцы - 4,4%, казахи - 1,4%, чеченцы - 1,1%)
17. с. Ачикулак Нефтекумского района (6,1 тыс. чел) (русские - 54,1%, даргинцы - 27,2%, корейцы - 3,6%, аварцы - 1,4%, ногайцы - 5,1%, лакцы - 1,2%, чеченцы - 1,0%)
*- отмечены нерусские по генезису села.
Безусловно, в основе смены национального состава лежат прежде всего экономические причины. Георгиевская епархия - глубокодотационная отсталая аграрная периферия Ставрополья, со слабо развитой индустрией и сферой услуг. В первом полугодье 2012 г. инвестиции в основной капитал городов и районов Георгиевской епархии составили всего 3,6 млрд. руб. из 23,4 млдр. руб., что были вложены в экономику края (или 15%, тогда как епархия занимает почти половину площади края и здесь проживает каждый четвертый ставрополец). 2/3 от всего объема инвестиций в епархии пришлись на Буденновский и Нефтекумский районы в нефтегазовую сферу, и соответственно недофинансирование экономики остальной большей части епархии столь велико, что определяет достаточно низкий уровень жизни населения и эмигрантские настроения.
Славяне, живущие в епархии, из-за объективного избытка рабочей силы перебираются в города (Ставрополь с пригородами и Кавминводы, Московский столичные регион), а на их место прибывают мигранты из сельских районов Армении и Дагестана, значительно менее потребные в крупном городе и не отличающиеся высоким уровнем образования.
Так только за первое полугодье 2012 г. миграционный отток, который наблюдался во всех городах и районах епархии (кроме Георгиевского), составил 1,6 тыс. человек, в т.ч. за счет внутрикраевых перемещений - 1,3 тыс. чел, в другие регионы России - 0,9 тыс. чел. Особенно значительным миграционный отток наблюдался в Александровском, Буденновском, Курском, Нефтекумском (-650 человек) районах. За этот же период за счет мигрантов из городов и районов края Ставрополь вырос на 1,3 тыс. чел, города Кавминвод - на 0,7 тыс. чел. Одновременно отмечается приток мигрантов в епархию из стран СНГ (прежде всего Армении) - +625 человек.
Вместе с тем за первое полугодье 2012 г. естественная убыль в епархии составила всего 155 человек (в крае - 1400 человек), а в 6 из 11 районов отмечался естественный прирост (в т.ч. в Георгиевском).
При этом миграцию подстегивает и постоянное ощущение у русских жизни на фронтире (на границе) в недружелюбной среде, фобиями перед мигрантами из кавказских республик. Во многом эти фобии необоснованы, хотя и небезосновательны (о чем собственно весь текст). Действительно идеологической работы по утверждению доминирующего статуса русского населения как коренного населения практически всей Георгиевской епархии не проводится( как и по всей стране), создавая ощущение беззащитности и ожидания скорого заполонения инородцами. Впрочем, такого рода фобии и мифы характерны для русских, проживающих во многих регионах контакта с неправославными народами (Южная Сибирь, Дальний Восток, Нижнее Поволжье).
Северный Кавказ известен примерами продолжительного мирного сожительства разных народов. Однако такое сожительство в прошлом было характерно, как правило, для исторических городов (Дербент, Тбилиси и др.), тогда как в сельской местности один этнос вытеснял другой и редкими были ареалы сочетания более двух этносов. В Георгиевской епархии складывается уникальная для Северного Кавказа ситуация, когда практически все населенные пункты становятся полиэтническими и многоконфессиональными с широким и индивидуальным для каждого села сочетанием совершенно разных народов - славяне, армяне, цыгане, ногайцы, выходцы из Дагестана, чеченцы, кабардинцы, осетины, турки-месхетинцы, ассирийцы, езиды. Данные народы являются носителями контрастных религиозных верований и практик сожительства. Существующая аграрная экономика, основанная на русском миропонимании экономики и общественного устройства, во многом противоположна традиционным практикам указанных народов. Рост их влияния непременно выразится в смене социально-экономического уклада жизни края, его фрагментации и потери устойчивости.
Кроме описанного региона на Ставрополье еще есть проблемные районы Туркменский, Арзгирский, Апонасенковский , где ситуация развивается подобным образом.
Россия веками строилась не как национальное государство, а как империя непохожих народов, основанная на признании верховенства московской власти и православия. В настоящее время второй компонент имеет весьма шаткое положение в Георгиевской епархии из-за неразвитой как инфраструктуры, так и историческом пренебрежении славняским населением православной религии (точнее ее неукорененности в дореволюционный период) и широким распространением протестанских церквей и христианских сект.. В этой связи создание и поддержание сети православных приходов в крупных селах епархии является задачей или жизненным вопросом не только собственно жителей епархии, но и важнейшей задачей региональной политики как центральных органов РПЦ, так и органов государственной власти. Георгиевская епархия - фронтир, в котором одно Русское село, уже стало нерусским. Важно проводя умеренную, но последовательную национальную политику не привести к тому, чтобы эта тенденция приобрела масштабный характер… Ведь проще всего сослаться на неизбежность исхода русских с окраин страны в ее исторический центр. И намного сложнее проводить сбалансированную национальную политику, основанную на уважении всех народов России и сохранении главенствующей роли русских и православия.
P.S. Подобное описание хорошо бы сделать по всему Ставрополью, да и России. Получилось бы классно.