Русское сельское Ставрополье. Есть ли шанс сохранить себя?

Mar 21, 2019 21:09


«Русский» Северный Кавказ: социально-демографический портрет муниципального района

Как уже было отмечено, русских территорий становится все меньше. Современный ареал расселения русских в СКФО - центральные и западные муниципалитеты Ставрополья. К этим территориям нет повышенного внимания со стороны СМИ, науки и общественности, что в целом легко объясняется отсутствием контртеррористических операций (КТО) и межэтнических конфликтов.

Однако, хотя эта часть Северо-Кавказского федерального округа и не требует тушения межэтнических и религиозных пожаров, но должна постоянно находиться в авангарде кавказской политики. Причина простая - де-факто это и есть «русский» Северный Кавказ. К этим районам нужно усилинное внимание!!!!!!!!!

И вопросов к этим территориям, конечно, много. Например: Каковы тренды демографического развития «русских» муниципалитетов? Потеряет ли Россия окончательно Кавказ или сможет остановить русское бегство? Каковы истинные причины ухода русских? Что необходимо делать местной власти?

Вопрос эффективного развития муниципалитетов, образующих ареал доминирования русского населения, - это вопрос, в том числе, и стабильности на всем Северном Кавказе. От развития этих муниципалитетов, без преувеличения, в будущем будет зависеть социальный климат русских кавказцев.



Красногвардейский район Ставропольского края выбран в нашем исследовании в качестве типовой модели неслучайно. Это один из самых моноэтничных (92% русских) и одновременно развитых сельских муниципалитетов в СКФО (и возможно в стране). Серьезных проблем в сфере межэтнических отношений здесь не было никогда. Причина - доминирование русских не только в общей численности населения района, но и в важнейших сегментах государственного, муниципального управления и бизнеса.

Территориальная структура района характеризуется сложившейся равномерной сетью населенных пунктов, развитой транспортной инфраструктурой и правильной конфигурацией территории (рис. 4). Перечисленные факторы способствуют выстраиванию эффективной системы взаимосвязей внутри района, между его населенными пунктами.



Рис. 4. Сеть населенных пунктов и плотность населения в Красногвардейском муниципальном районе, 2012 г.

Ежегодно район собирает более 500 тыс. тонн зерна. Хозяйство развито но на демографию это пока не сказлось((((((. По этому показателю он находится в первой десятке по стране. Как отдельный регион России, Красногвардейский район занял бы по этому показателю 38-е место, опередив Московскую область или житницу Дальнего Востока - Амурскую область (по 350 тыс. т). За последнее десятилетие район смог привлечь серьезные инвестиции в сельское хозяйство и оживить целые направления в растениеводстве и животноводстве.

Вместе с тем, район сталкивается с комплексом негативных особенностей хода демографических и миграционных процессов. Именно это обстоятельство заставляет говорить о начальных делениях барометра, показатели которого могут значительно ухудшиться применительно к другим территориям.

На протяжении последних двух десятилетий в районе фиксируется естественная убыль населения, и в последние годы ее масштабы только нарастают (рис. 5 - 7). Как это ни странно, но исключением не стали даже 2011 и 2012 годы (смертность ровно в два раза превышает рождаемость). И это тогда, когда, впервые за долгие десятилетия, беспрецедентные меры государственной поддержки реально способствовали естественному приросту населения в стране. Ежегодно за счет естественной убыли район теряет более 300 человек.



Рис. 5. Естественный прирост населения Красногвардейского района (%)



Рис. 6. Смертность населения в муниципальных образованиях Красногвардейского района (%), 2012 г.



Рис. 7. Половозрастной состав населения Красногвардейского района, % (красный цвет - женщины, синий - мужчины)

Причин несколько. Первая причина - моноэтничный состав населения и доминирование русских, демографическая активность которых значительно ниже, чем у других этносов, проживающих в крае, в частности, северокавказских и тюркских народов. С восточными полиэтничными территориями края показатели естественного прироста не идут ни в какое сравнение.

Вторая причина - нарастание смертности, причем уже три четверти населенных пунктов района имеют показатели этого процесса выше краевых и федеральных значений. Наблюдается рост смертей, связанных с распространением онкологических заболеваний и туберкулеза.

Третья причина - трансформация возрастной структуры населения. Район в прямом смысле «постарел». Доля пенсионеров составляет более 35%, что гораздо выше среднекраевых и среднероссийских значений, а удельный вес детей равен всего 14%, что ниже, чем в среднем по России и по краю. Это способствует увеличению темпов сокращения населения, поэтому начиная с 2015г. естественная убыль в районе может вырасти на 35-50%.

Есть, и четвертая причина. Ее можно назвать завышенными ожиданиями. Фактическая численность населения оказывается существенно меньше заявленной в текущем статистическом учете и Переписи населения. По оценкам, эта разница составляет до 25% и, конечно же, относится к молодому населению, прописанному, но де-факто не проживающему в районе. А если нет стольких молодых людей, то от кого ждать появления новорожденных?

Миграционные тренды Красногвардейского района на протяжении долгого времени были вполне типичны для сельской России. Интенсивный отток населения в города во второй половине XX века уверенно перекрывал положительный естественный прирост, и в результате численность жителей района в период с 1959 по 1989 гг. практически не изменилась.

В 1990-х гг. численность населения Красногвардейского района начала расти за счет мигрантов из республик Северного Кавказа, стран Закавказья, Средней Азии и Украины. Миграция в этот период носила стрессовый характер. Далеко не все прибывшие в район смогли адаптироваться к новым условиям. Во-первых, сельский уклад жизни оказался неприемлемым для многих мигрантов из городов. Во-вторых, не все смогли найти здесь работу. В-третьих, многие мигранты чувствовали на себе напряженное отношение коренного населения. В конце 1990-х положительный миграционный прирост стал резко снижаться и на протяжении последних 12 лет является отрицательным.

Современнее миграционные тренды выражаются в том числе и в том, что внутри самого района происходит существенное перераспределение населения. Миграционный вектор у рядовых поселений направлен: а) в центры муниципальных образований, б) в районный центр, в) за пределы района. Эти населенные пункты наиболее активно теряют свое население и требуют не только первоочередных мер по оживлению экономики и формированию занятости в них, но и качественного улучшения транспортной доступности. Как ни странно, именно эта группа поселений оказывается привлекательной для мигрантов из республик Северного Кавказа, поскольку с оттоком местного населения высвобождаются растениеводческие и животноводческие ниши.

Центры муниципальных образований не являются исключением и тоже активно отдают свое население, но при этом выполняют роль своеобразных буферных зон для мигрантов из рядовых поселений. Порядка 5% миграционного оттока ориентированы на ближайший к району город Новоалександровск.

Районный центр остается самым привлекательным местом жительства для многих групп внутрирайонных мигрантов. Ежедневно он принимает порядка тысячи маятниковых мигрантов, а также людей, желающих получить услуги: от разнообразных покупок до посещения больницы, банка, центра занятости, администрации и т.д. Именно поэтому сам районный центр пока не чувствует демографического спада. Его привлекательность среди жителей района действительно высокая. Индикатором могут служить не падающие на протяжении нескольких лет цены на жилье. В целом, это конечно иллюзия, поскольку демографический ресурс районных поселений практически на исходе и лимит может составлять не более 3 лет.

Более половины миграционного оттока из района берет на себя краевая столица. Ставрополь - крупный вузовский центр, поэтому значительную часть мигрантов составляют молодые люди в возрасте 18-30 лет. Еще одна группа покидающих район - люди в возрасте 30-40 лет, которые разочаровались в перспективах карьерного роста или развития собственного бизнеса в селе и накопили определенные средства для переезда в город (рис. 8).



Рис. 8. Миграция населения в Красногвардейском муниципальном районе

Близость Ростова-на-Дону и Краснодара делает миграцию более перспективной жизненной стратегией активной части населения. Уезжают также в Москву и в Санкт-Петербург. Причем с появлением ЕГЭ значительная доля родителей района ориентирует своих детей на обучение именно в столичных вузах.

Негативная динамика демографических и миграционных процессов последних десяти лет закономерно должна была отрицательно отразиться на численности населения, но этого по загадочным обстоятельствам не произошло. Перепись 2010 года не зафиксировала уменьшения численности населения и показала отметку в 41 тыс. чел. В советское время приписки во время переписей населения и текущего учета также имели место, но вот масштабы сегодняшних завышений - это прямой результат действия принципа подушевого бюджетирования района. Вряд ли реальная численность района сегодня превышает 35 тыс. человек.

Куда печальнее тренды и возможные сценарии дальнейшего развития ситуации. По самому оптимистическому прогнозу численность населения Красногвардейского района через 10 лет сократится на 4,5 тысячи человек и составит примерно 30,5 тысяч, по среднему - уменьшится на 11 тысяч, по пессимистическому - на 16,5 тысяч. Некоторые поселения с численностью населения 500 и менее человек окажутся под угрозой исчезновения.

Последствия вполне очевидны. Если ничего не предпринимать, то такая ситуация приведет к резкому спаду социально-экономической активности и дезадаптации населения, значительному сокращению объема социальных услуг, укрупнению сети лечебных и общеобразовательных учреждений. Возникнет реальная угроза тотальной маргинализации сельских территорий.

Встают закономерные вопросы: в чем основные причины происходящего, и что собственно надлежит делать? Конечно, можно сразу сослаться на общероссийские и даже мировые тренды сокращения численности сельского населения. Принято считать, что это закономерный процесс. Новые технологии ведения сельского хозяйства высвобождают рабочие места. Столько людей, сколько нужно было раньше, сегодня крупным сельскохозяйственным производителям не требуется. Можно вместо 20 тыс. спокойно обойтись 2 тыс. трудоспособного населения. Но так рассуждать довольно опасно.

Во-первых, этим людям де-факто ехать некуда. Северо-Кавказские города ни с экономической, ни с градостроительной точки зрения пока не готовы к приему такого количества мигрантов (эта причина больше, чем социальная, она - экономическая и даже политическая). А во-вторых, проблемы Северного Кавказа вряд ли удастся решить без создания мощных агроцентров с развитой диверсифицированной экономикой. И где же их начинать создавать, если не в относительно спокойных территориях региона?

А в целом, предотвратить такой во всех смыслах грустный финал возможно, если понять и решить три крупные проблемы, характерные для типичных «русских» муниципалитетов:

  1. Крупные инвестиционные проекты кардинально ничего не меняют. Население не интегрируется вокруг них, а сами предприятия не встраиваются в районную экономику. Формирование рабочих мест - это очень важный фактор прихода крупного бизнеса, но явно недостаточный. Напряженность местного населения от их присутствия только усиливается. Механизм прихода крупного бизнеса прост. Прежде чем входить в район игроки пытаются вертикально и горизонтально договориться с региональной и местной властью. У них другого выбора просто нет, это залог стабильности и защищенности инвестиций. Соответственно, носители ключевых компетенций в органах власти меняться не должны, иначе кто выступит гарантом? Местные элиты, в первую очередь - власть, активно включаются в деятельность бизнеса. Власть постепенно начинает выполнять не свои прямые обязанности, связанные с управлением территорией муниципалитета, а занимается развитием конкретного бизнеса.
  2. Власть на местах часто и есть бизнес. Конечно, такой факт характерен для большей части страны, но для муниципалитетов, подверженных активным этническим факторам развития, он является опасным вдвойне.
  3. Поскольку крупный бизнес оказывается закрытым, а малый и средний бизнес не имеет достаточных ресурсов, деловая активность в муниципалитете не формируется. Малый бизнес сильно разобщен и фокусируется, в основном, на оказании услуг населению. Большинство предпринимателей на муниципальном уровне не удовлетворены текущим состоянием своих бизнесов. Многие из них связывают сокращение своих доходов с ростом конкуренции и сокращением численности населения. Для многих проблемой является заниженный, по их мнению, социальный статус и недостаточное внимание к их проблемам со стороны местной власти. Как правило, касты не перемешиваются. Примеров прихода во власть успешных районных бизнесменов крайне мало.
  4. Эта причина частично вытекает из двух предыдущих и связана с остановкой социальных лифтов. Выражается ситуация в том, что молодые люди не имеют возможности построения амбициозных жизненных стратегий в селе. В бизнесе и в органах местного самоуправления районного масштаба реализоваться слишком непросто. Все занято! Действующие управленцы в своей массе прошли советскую школу. Они оказались на районных управленческих должностях 20, 30 а то и 40 лет назад. Тогда, разумеется, лифты работали. И возможно это - одна из главных причин.

Возможно ли «удержать» русских на Северном Кавказе?

На этот вопрос должно быть, как минимум, два ответа. Один - для территорий северокавказских республик, второй - для Ставропольского края. В первом случае русских необходимо возвращать, что однозначно сложнее(это уже невозможно), а во втором - удерживать, пока еще не поздно. Это нужно делать срочно!!!!!!! И возвращение, и удержание напрямую зависит от экономического развития территории (рис. 9). Важно понимать и другое. Вернуть (удержать) русских - автоматически означает сократить объемы миграционного оттока кавказских народов.



Рис. 9. "Якорные" инвестиционные проекты Северного Кавказа: потенциал и риски на пути к развитию

Видятся следующие меры:

  1. Создание Государственной целевой программы «Полиэтничные территории России», ориентированной не только на гармонизацию межэтнических отношений в сложных регионах страны, но и, отдельно, на создание экономических, финансовых и правовых инструментов устойчивого развития русских районов Северного Кавказа.
  2. Необходимо как можно скорее разработать и внедрить в практику работы органов и государственной, и муниципальной власти систему объективной оценки состояния этнодемографических, миграционных и социально-экономических процессов. Такая система должна базироваться, с одной стороны, на правдивой и регулярно обновляемой базе данных, с другой - на использовании геоинформационных технологий и методов прогнозирования. Именно такой подход позволит обеспечить раннее предупреждение формирования зон напряженности и подготовку практических рекомендаций, исходя из особенностей конкретной территории региона, района, населенного пункта.
  3. На уровне муниципального образования предстоит отформатировать существующие правила игры с последующим переходом на более открытую систему управления с работающими социальными и профессиональными лифтами и т.д. Процесс явно будет болезненным, поскольку потребует жесткой ротации кадров. Скорее всего, на «русских» районах будет легче отработать эффективную модель муниципального развития и продемонстрировать ее результаты. А соседство (географическая близость) с полиэтничными муниципалитетами позволит быстро тиражировать позитивный опыт на всю территорию Северного Кавказа.
  4. Так же на уровне муниципалитета требуется система отслеживания, участия и принятия собственных (реалистичных) программ поддержки малого и среднего бизнеса (нужны не только абстрактные на региональном уровне, но и более конкретные - на районном).
  5. Поиск новых точек роста, способных диверсифицировать районные экономики и интегрировать в них местный бизнес: сельхоз переработка, экофермы, автокластеры и т.д.

Можно с уверенностью сказать о том, что, во многом, успешность типовых «русских» районов начнет снова привлекать русских на Северный Кавказ. Кстати, теплый южный климат сыграет не последнюю роль. За счет цепной реакции и общих экономических и социальных связей будет расти миграционная привлекательность и в соседних районах и в районах традиционного проживания кавказских народов.

Все эти социально-демографические, экономические и политические тренды и тенденции, а также общую ситуацию на региональном и местных уровнях позволяют четко отслеживать и прогнозировать мощные средства пространственного анализа и картографического отображения, которые предоставляет технология геоинформационных систем.

Для подобных районов нужно срочно предпринимать меры. экономические только не бредовые идеи с туризмом.

Previous post Next post
Up