О черной карме

Feb 06, 2023 15:21


Как в аспекте соприкосновения с грехом убийства следует трактовать действия солдат при военном вторжении, групповую охоту на диких животных или разбойное нападение - ведь при этом убийство совершают не все участники? Разъясним, что в перечисленных случаях имеет место коллективная ответственность, т. е. черная карма возникает у всех без исключения участников таких действий, ибо они объединены общим намерением и побуждают друг друга к активности. Соприкосновение с грехом убийства возникает и у тех индивидов, которые санкционируют войну или охоту, кто подстрекает к разбойным нападениям и разрабатывает планы таковых. Из этого разъяснения мы видим, что, согласно буддийским представлениям, ссылки типа «я только выполнял приказ» или «лично я никого и никогда не убивал», весьма изобретательно используемые в практике европейской адвокатуры, теряют свой оправдательный смысл. Глубокое расхождение оценок, выработанных на религиозно-философской базе, и оценок юридических хорошо осознавалось носителями буддийской духовной традиции, поскольку такое расхождение имело место и в Индии классической эпохи. Именно поэтому Васубандху и говорит, разъясняя дисциплину Пратимокши, что цари, судьи и чиновники всегда пребывают вне этой дисциплины. Только тот, кто принял решение: «Даже ради [сохранения] собственной жизни я не буду убивать живые существа», - свободен от соприкосновения с грехом убийства.

Рудой. В. И. Введение в буддизм

Пратимокша - добронравие
Previous post Next post
Up