Оригинал взят у
andreas_zarus в
О приемах фотосъемки макропрепаратов в патологической анатомии КомпозицияЕсли вы относите себя к людям скорее с техническим складом мышления, нежели к художникам, то вас, вероятно, более всего смущает такой аспект съемки макропрепарата как композиция кадра. И хотя таким как Эрнст Хаас (Ernst Haas)
и Эдвард Стейченс (Edward Steichens)
...вероятно, надо было родиться, но кое какие приемы из композиционной техники могут быть легко усвоены и самым обычным человеком. При фотографировании макроскопических препаратов первый и очень важный шаг это хорошая подготовка препарата, так как это именно то, что отделяет великолепие от посредственности и вдохновенного патологоанатома от ремесленника¸ искусство от простой документации. После того как приготовлена камера, основная часть времени должна пойти на то, чтобы приготовить к фотографированию препарат. Здесь несколько советов, которые я нахожу полезными
Необходимо обрезать лишние ткани, не несущие смысловой нагрузки, а также скрывающие интересующие детали препарата.
При необходимости используйте реквизит, если это необходимо, так, например, срез печени не нуждается ни в каких дополнительных средствах, для того чтобы его продемонстрировать, но, скажем желчный пузырь, будет выглядеть намного лучше, если под края разрезов вы положите несколько скрученных из бумаги жгутов, для того, чтобы сделать его более похожим на мешотчатое образование, которым он собственно и является. Очень удобно для таких целей использовать пластилин.
Следите за тем, чтобы линейка не слишком бросалась в глаза. Многие патологоанатомы, начинают возмущаться, когда я говорю о том, что я почти всегда фотографирую без линейки, так как еще не существует линейки, которая не бросалась бы в глаза настолько, насколько бы мне этого хотелось. Я считаю, что большинству препаратов, вообще не нужна линейка, особенно при фотографировании полых органов, или фотографировании тотальных срезов целых органов, постольку поскольку мы все прекрасно представляем себе, каких размеров допустим легкое, ну, в противном случае, получается, что вы ходите на конференции только за бесплатными бутербродами.
Если вы действительно хотите продемонстрировать то насколько большим, было образование, просто зачитайте макроскопическое описание, это будет даже лучше, так как там отражены аж все три размера этого образования! Если вы ну очень хотите произвести впечатление на всех присутствующих, продемонстрировав им, насколько огромен был зоб, сделайте снимок, с каким-нибудь повседневным, каждому знакомым объектом, например со связкой ключей. Или, еще лучше, принесите на конференцию сам препарат и торжественно, с глухим стуком, киньте его на стол.
Я перестал использовать линейку, когда я понял, что никогда не смотрю на них, разве только для того, чтобы подивиться насколько сильно она отвлекает внимание, кроме того, я очень сильно сомневаюсь, чтобы на нее вообще кто-нибудь когда-либо обращает какое-то внимание. Но если вы настолько упрямый жопошник, что даже я не в силах убедить вас, перестать фотографировать линейку, то пожалуйста, сделайте мне одолжение и попробуйте сделать по дополнительному снимку каждого препарата без линейки, я гарантирую вам, что в девяти случаев из десяти, что на конференции вы захотите использовать снимок сделанный без линейки.
Содержите задний план в чистоте, да, я знаю - это сущее мучение, но в противном случае, грязь на фоне, очень сильно портит впечатление от фотографии. Конечно, естественно, намного легче, поддерживать чистоту, если вы работаете, с фиксированным препаратом, чем со свежим, с которого без конца капает кровь. Да, в связи с этим, также постарайтесь держать в чистоте сам фотоаппарат, слои запекшейся крови, возможно никак не повредят камере, но на некоторых может произвести слишком сильное впечатление, в особенности на инспекторов по безопасности труда.
При фотографировании легких или полых органов, во всех случаях в которых это возможно постарайтесь фиксировать их в раздутом состоянии. Вам придется испытать все возможные способы давления на вас от людей находящихся на всех возможных ступенях больничной иерархии, для того, чтобы заставить вас сделать вырезку со свежим, нефиксированным препаратом, но опять же, в конце концов, все великие художники обречены страдать за свое искусство. На самом деле мне еще не приходилось видеть достаточно хорошую макроскопическую фотографию нераздутого и нефиксированного легкого. Раздутый формалином сегмент кишки задержит ваше заключение на один день, но зато вы будете награждены за это фотографиями, которые вызовут слезы на глазах у любого рентгенолога.
Попытайтесь удалить из органа настолько много крови, насколько это возможно, в противном случае, вместо фотографии препарата у вас получится только лишь палитра всех возможных оттенков розового и красного.
Следите за бликами, особенно при фотографировании свежих препаратов с гладкими блестящими поверхностями, на которых образуется множество бликов, очень сильно отвлекающих внимание. Есть несколько приемов, позволяющих уменьшить количество бликов:
Первый из них это погрузить препарат в раствор формалина всего на несколько минут, это сохранит естественные цвета, но сделает поверхность более матовой. Если препарат был оставлен в растворе формалина на целую ночь, то ткани теряют цвет, чтобы несколько восстановить яркость, погрузите его в 70% раствор этилового спирта.
Выключите верхний свет.
Продумайте освещение, в наилучший вариант это освещение из четырех точек - две лампы спереди и две сзади, при этом вы всегда можете отключить две передние лампы и оставить включенными две сзади, чтобы сфотографировать препарат на просвет, при этом не забудьте отрегулировать выдержку, чтобы скомпенсировать потерю света.
Отличные снимки получаются также при использовании поляризационных светофильтров.
Выбор фона для фотографииВыбор должного фона для фотографии - дело исключительной важности, если вы хотите, чтобы ваши фотографии выглядели профессионально, лучший же фон для фотографии тот, который никто не замечает. Такого эффекта можно достигнуть следующими приемами:
Столик с трансиллюминацией покрытый стеклом, не дающим бликов, при всей его дороговизне, всякие недотепы все равно роняют на него тяжелые предметы, разбивая стекло, менеджер по снабжению очень нервничают, когда от него требуют замены разбитому стеклу и в связи с этим вообще предпочитает не закупать такое оборудование.
Влажный черный бархат менее дорог, может быть использован повторно множество раз, особенно если вы достаточно аккуратны, чтобы не пачкать его свежими окровавленными тканями. Естественно если вы фотографируете объекты связанные с опасностью инфекционного заражения, не используйте этот бархат повторно, пока не найдете способ его простерилизовать - еще один аргумент в пользу фотографирования только фиксированных тканей.
Кювета с водой - позволяет делать невероятные снимки деликатных трехмерных объектов, превращая вас в любительский вариант Леннарта Нильсона (Lennart Nilsson),
единым махом разрешая проблему гравитации и бликов, для таких объектов как ворсинчатые аденомы, ворсины хориона, эмфизематозные легкие и т.д. Хотя для того, чтобы сделать хороший снимок, требуется довольно много терпения, на собственном опыте я знаю, с какой легкостью всякие ненужные ошметки всплывают в кадре, исключительно в тот самый момент, когда вы спускаете затвор фотоаппарата.
Полотенце из хирургии - верный признак, мягко сказать, любительской фотографии, тем не менее, если это единственное на что вы можете рассчитывать, то хотя бы попросите дать вам чистое.
Фрагмент текста и фотографии макропрепаратов взяты с
домашней странички Доктора Эда Усмана, (Ed Uthman, MD, Diplomate, American Board of Pathology).
Вольный перевод мой. Там кстати еще очень много вкусного, о том что касается фотосъемки, а также еще больше чудесных фото, не говоря обо всем остальном что там есть.