Многие статьи, рассказывающие популярно об истории советских пылесосов, начинают её с некой модели "Пионер", которую на самом деле практически никто не видел. Я могу допустить, что некоторые пылесосы штангового типа, как на Западе, могли выпускаться и в СССР в период между 1935-м и 1955 годами. Однако лучше говорить о более-менее проверенных фактах, которым к тому же можно дать иллюстративное подтверждение.
На одном из каналов YouTube несколько лет назад было опубликовано дилетантское и абсолютно неграмотно составленное (по содержанию и подаче материала) видео, посвящённое истории пылесосов СССР. Удивительно, но там есть даже "попадания в цель". Но их слишком мало. Поэтому предлагаю обратиться к комментарию пользователя
M18283898 под этим видео, автор которого, насколько могу судить, в вопросе куда более компетентен, чем автор канала, разместивший видео. Позволю себе процитировать часть этого комментария:
"Первым послевоенным стал пылесос "НКАП" (Народный комиссариат авиационной промышленности) который начали выпускать в 1945 году, с 1946-7 года он стал именоваться "МАП" (Министерство авиационной промышленности)..."
Как мы помним, до Второй мировой войны в СССР начали выпускать пылесосы - "Красный Маяк" в Ярославле и "ЭПР" (на "Электросиле" им. С. М. Кирова в Ленинграде). Интересующий нас пылесос - действительно с интересной историей. Где-то встречалась мне версия, что "НКАП" производили даже не на купленном у шведов оборудовании, а на трофейном оборудовании, находившемся в Германии, производившей, в свою очередь, "Electrolux'-ы" как раз по шведской лицензии. Так или иначе, мне нравятся обе версии. И что мы могли получить лицензию до 1941-го, и что сразу после 1945-го.
"НКАП" и "МАП" - модели, выпускавшиеся не для бытовых целей, но - для ведомственных. Поэтому такие пылесосы чаще всего можно было обнаружить на военных судах. Каждый экземпляр поставлялся в деревянном фанерном ящике с расчерченной табличкой-экспликацией, на которой был указан перечень всех аксессуаров пылесоса, входивших в комплект. В 2015-м году на "Авито" продавался один из таких "МАПов" (фото оттуда):
Было их немного, т. к. нужны были пылесосы в основном для уборки. Поэтому сюда входили гибкий шланг с абсолютно одинаковыми прямыми наконечниками, две удлинительных трубы - прямая и изогнутая, два овальных наконечника (коллекторные сопла), щелевая насадка и две щётки.
Шланг имеет более узкий диаметр, чем у более поздних советских пылесосов. Крепится он конусным
образом (т. е. просто вставляется) к специальной втулке, которая ввинчена во всасывающее отверстие. Эта вставка, или втулка, имеет ребристое карболитовое кольцо, повышавшее комфорт при отсоединении и присоединении. С противоположного торца цилиндрического, покрытого тёмно-серым дерматином корпуса пылесоса имеется такое же отверстие на резьбе, с той лишь разницей, что тут есть решётка. Сюда-то и можно было вкручивать втулку для подсоединения шланга на выдув. Выглядит этот торец так (с сайта Newauction.com.ua):
"НКАП", "МАП" стали первыми репликами, практически полностью скопировавшими шведский оригинал - "Electrolux XI", модель середины - второй половины 1920-х годов. Поскольку выпускали их на Днепропетровском агрегатном заводе Украинской ССР, с 1952 года таким пылесосам дали новое и более ёмкое имя: "Днепр". Вслед за ним завод (в то время - один из т. н. заводов - почтовых ящиков) выпустил ещё несколько модификаций с тем же названием.
"Днепр" стал практически первым массовым пылесосом прямоточного типа ("Красный Маяк" - это "вихревик"), ориентированным на широкого потребителя и бытовое использование. Фото одного из экземпляров (1953 года выпуска) можно найти на сайте антикварного магазина "
Контора-К":
Это был первый (вкупе с "НКАП" / "МАП") советский пылесос на салазках. Кроме указанной особенности подключения шланга, "Днепр", как и его 2 предшественника, имеет открытые щёткодержатели, т. к. моторная часть заужена и напоминает сопло (у "Электролюкса" она металлическая, а у наших - чёрная карболитовая). Такая конструкция позволяет менять графитовые щётки двигателя вообще без разборки корпуса; более ни в каких пылесосах она не встречается. Ещё одна особенность модели - предмоторный фильтр овальной (почти круглой) формы, который дополнительно очищал воздух после мешка, обеспечивая защиту мотора. Производили "Днепр" до серединых 1950-х гг., во всяком случае, в 1952-54 гг. - точно.
В том же знаменательном, как вы знаете по предыдущим постам, 1954-м году появляется модель "Днепр-2", уже на колёсиках и в несколько другом корпусе. Он тоже дерматиновый, тёмно-серый, с фактурой по всей поверхности, но корпус - уже полностью цилиндрический, скрывающий весь мотор, с двумя закруглёнными торцами (фото - из Сети):
Сохраняются шарообразный выключатель-тумблер, классическая кожаная ручка, очень напоминающая чемоданную, а также принцип крепления шланга. Однако наконечники теперь изменились: один - короткий и прямой - вставляется в пылесос, другой, изогнутый, служит для присоединения одинаковых прямых труб или непосредственно принадлежностей (фото - с Auction.ua).
Дополнился комплект и двумя насадками для работы в режиме выдува: небольшим карболитовым разбрызгивателем и стаканчиком для распыления порошков (нафталина и т. п.).
Вслед за "Днепром-2" вышла в свет модель "Днепр-3", она имела такую же форму корпуса, как и предшественница, но с разницей в цвете: теперь появились варианты в синем и красновато-коричневом оттенках. Наиболее часто встречающиеся - синий и чёрный. Набор принадлежностей сохраняется тем же, а вот крепление шланга меняется: теперь присоединение не конусное, а байонетное - как у моделей "Москва" и "Уралец".
Самым примечательным фактом о "Днепре-3" можно назвать, пожалуй, его появление в знаменитом фильме "Карнавальная ночь" 1956 г. (реж. Э. Рязанов) - сцена с уборщицей разворачивается между 30:30 и 30:55:
Click to view
Сразу видно, что авторы выбрали для съёмок не случайную, а самую новую на тот момент модель.
Все три модели "Днепра" в 1950-е имели мощность до 320 Вт и рабочее напряжение как 127, так и 220 В. Скорее всего, они оказались не столь эффективными в плане уборки крупного мусора - т. к. диаметр шланга и пылеуборочных принадлежностей составляют примерно 27 мм. Такие же диаметры имели и некоторые ручные пылесосы (но о них в другой раз). Выпуск пылесосов под этой маркой завершился к 1960-м годам, когда вовсю выпускались более мощные прямоточные модели, однако точку на этом ставить ещё рано.
Не позднее 1967-го в УССР начинается выпуск нового пылесоса мощностью 400 Вт - "Днiпро".
(Фото с сайта dobrimir.ru).
Его пластмассовый корпус имеет форму призмы с трапециевидным поперечным сечением. Подключение гибкого резинового шланга выполняется на резьбе; насадки укладываются в специальную подставку, видную на иллюстрации ниже (фото - с "Авито"; белое одёжное сопло - разумеется, "Вихревское"):
"Днипро" - пылесос, имевший целый ряд цветовых сочетаний. Подавляющее большинство сохранившихся моделей имеют ярко-салатовый оттенок, но также встречаются синие, серые, красные и рыжеватые.
Отдельного упоминания достойны выпуски, приуроченные к "8 Березня" - пока что у меня нет дополнительной информации, зачем решили сделать несколько специальных партий, но для коллекционеров такие экземпляры будут исключительно ценны (фото - "OLX")!
Пылесосы "Днипро" имеют закрытую большую ручку, ползунковый выключатель и съёмный шнур питания. Их компактные размеры создают комфорт при пользовании в небольшом пространстве: удобно не только убирать или опрыскивать что-либо, но и хранить. Выпускали эту модель до середины 1970-х; большинство экземпляров датируются периодом 1967-1974.
Если присмотреться, то станет понятно, что все принадлежности к "Днипро" впоследствии, в 1970-е, дублировались гораздо более известной маркой советских пылесосов - культовой "Ракетой". О ней необходимо рассказать особо.