Физкультура

Jun 24, 2016 12:34

Тут на досуге разговорились про особенности тренировочного процесса. Часто наблюдаемое явление выглядит примерно следующим образом. Тренер объясняет простые и элементарные для него вещи, а свора пациентов при этом делает какую-то фигню. Попробую в двух словах описать свое видение почему так происходит.

Исходные данные. У любого человека в процессе жизнедеятельности формируется индивидуальный набор привычных движений, реакций на внешние раздражители, мышечных зажимов, обеспечивающих равновесие и т.д. Естественно, что у тренера этот набор, как минимум, другой, а зачастую еще и более богатый. В результате тренировки, теоретически, пациент должен освоить некое новое движение. И тут мы упираемся в вопрос "а как же, собственно, это движение реализуется".

Методологически, с моей точки зрения, сей увлекательный процесс выглядит следующим образом. 1. Осознание результата, формы и пр. 2. Мучительные попытки заставить организм сделать непривычное, неудобное, новое движение. 3. Упорное повторение до состояния естественности движения. 4. Интеграция данного нового движения в имеющуюся конструкцию. 5. Сдача данного движения в "архив", т.е. перевод в раздел рефлексов.

Казалось бы все просто, ан нет. Весь прикол в том, что все эти пункты по сути - работа и тренировка мозга, ну или еще чего, где прописана индивидуальная схема движений. А мозг, в силу особенностей настроек системы безопасности, очень неохотно прописывает новые связи. В результате при попытке выполнения движения организм будет постоянно пытаться заменить нужное новое движение какими-то привычными элементами уже имеющегося набора движений. И второй момент. У подавляющего большинства людей обратные связи от мышц к мозгу находятся в довольно плачевном состоянии. Т.е. пациент физически не может в исходном состоянии включить мышцы в нужной последовательности с первого раза.

Ну, это я описал как процесс происходит в теории с участием мозга. На практике периодически встречаются некоторые особенности. Например, результат осознания пациентом чего от него хотят существенно отличается от того, чего собственно хотят. Или можно попробовать научить пациента методом неосознанного копирования движения тренера типа "далай так". И, если позволяет связочный аппарат пациента, то в бессознательном режиме (в смысле ни о чем не думаешь) зачастую получается. Но в данном варианте теряется смысловое содержание движения, которое можно загрузить позднее.

Кстати, любое изменение привычного набора движений или их усложнение, или их комбинирование - это, по сути, новое для мозга движение.

философское, физкультура, жизненное, личное

Previous post Next post
Up