Оригинал взят у
samoderjavin в
Исторические вехи православного раскола Краткая справка по истории раскола и возникновению «Российского Подворья», подготовленная для Правительства РФ в 1995 году Руководителем общества «Российское Подворье» В. Г. ОРЛОВЫМ.
РОССИЙСКИЙ РАСКОЛ
(исторические вехи)
1419 год.
Появление первых признаков раскола в Псковской церкви. Причины:
- благословлять и креститься двумя перстами (гл.31),
- небритье бороды и нестрижение усов (гл.40),
- мнение о «сугубой аллилуйи» (гл.42) - церковное хождение по движению солнца, а не против.
1478 год.
Усиление раскола в Москве.
1667 год.
Официальное подтверждение Собором раскола, вызванного ассимилятивным самомнением духовенства, связанного с широким распространением подложных и поврежденных богослужебных книг, полным упадком просвещения и грубым невежеством в Великороссии, объясняемым ассимиляцией с латинством, униатами, малороссами и греком Арсением, учившимся в Риме. Начало массовых гонений староверов в Северное Поморье, леса внутренних областей Великороссии (костромские, вязниковские, брянские и керженские) с распространением в Новгородские, Псковские края, Польшу, Швецию, донское казачество и Сибирь.
1681 год.
Официальное ужесточение мер к повсеместному розыску старообрядцев с конфискацией их собственности, категорический запрет продажи старообрядческих рукописей и книг, строжайший надзор за домовыми церквями, скитами и часовнями.
1685 год.
На основании 12 статей Указа всех староверов повсеместно велено было ловить и жечь. В случае их покаяния «бить как собак и казнить лютой смертью». Начало массовых самосожжений на всей Руси, массовый исход в непроходимые леса и за границу.
РАСКОЛ среди СТАРОВЕРОВ на:
- поповщину - староОБРЯДцы, смещение центра тяжести на обрядовую сторону с совершением всех таинств, кроме священства, признанием брака поддерживаются супружеские связи.
- безпоповщину - СтароВЕРЫ - «Отец есть в душе каждого человека и каждый идет к нему своей дорогой»; из обрядов совершение только крещения и исповеди; окончательно прервана связь с церковью, как АНТИХРИСТОВОЙ.
1697 год.
Кровавое уничтожение Петром I старообрядческого стрелецкого войска.
Первая попытка официального предоставления старообрядцам гражданских прав за двойнойподушный оклад.
1714 год.
Высочайшее дарование всем старообрядцам гражданских прав за двойной подушный оклад с обязательством неимоверных платежей в казну и несением низовой государевой службы. Во всех случаях отказа - политическая смерть, анафема и казнь с обязательной конфискацией имущества. К розыску старообрядцев привлечено все начальство, духовенство и обыватели.
1722 год.
Указом Петра I старообрядцам категорически запрещено:
- переселение с мест постоянного проживания;
- занятие любых начальственных должностей;
- давать свидетельские показания в суде;
- принимать челобитные и т.д.
Введено особое платье для обязательного постоянного ношения, для мужчин - зипун со стоячим красным козырем, а для женщин - опашни и шапки с рогами.
Елизавета.
Ужесточение борьбы со старообрядцами, введение особых пошлин за ношение бороды.
Петр III.
На основании Указов старообрядцы приравнивались в религиозных правах к иноверцам, повелевалось прекратить по отношению к ним все следствия, в связи с участившимися случаями массового самосожжения.
Екатерина II.
Первое послабление по отношению к старообрядцам:
- беглым объявлялось полное прощение;
- при возвращении в отечество предоставлялось право селиться по желанию в любых местах;
- избирать по желанию вид жизнедеятельности;
- разрешено беспошлинное ношение бороды и ношение любого цивильного платья;
- ликвидирована особая канцелярия по делам старообрядцев и т.д.
Высочайше разрешено допускать старообрядцев по тяжебным делам к присяге и свидетельству, освобождать от двойного оклада с выбором на общественные службы.
Массовый возврат старообрядцев из-за границы.
Высочайшим рескриптом относительно старообрядцев требовалось впредь не делать им ни малейшего притеснения за веру, а иметь только попечение. Что касается церквей, то вновь строить их не дозволялось, запрещено выбирать беспоповцев на общественные должности,поручив их особому наблюдению полиции.
1825 год.
Учрежден в Петербурге секретный комитет по делам старообрядцев со строгим к ним отношением.
1831 год.
В Москве был учрежден секретный совещательный комитет по делам старообрядцев.
1838 год.
Учреждаются секретные совещательные комитеты по делам старообрядцев по всем губерниям. В общем старообрядцы не признаны были особым классом или частью общества среди ассимилировавшегося населения, хотя и лишены многих гражданских прав. Им запрещалось занимать выборные должности, доступ в гимназии и университеты был закрыт.Старообрядческие кладбища подчинены приказам общественного призрения. Молельные дома были оставлены только те, которые существовали до 1826 года, новых устраивать не разрешалось, старые, приходившие в ветхость, разрушались без права на восстановление.
1853 год.
Учрежден особый секретный комитет, право на уничтожение скитов, молельных домов, кладбищ и т.п. предоставлено министру внутренних дел. Любые отлучки из скитов были строжайше запрещены, все старообрядцы были обложены принудительным рублевым сбором в пользу православной церкви.
1883 год.
Высочайшим постановлением старообрядцы в паспортном отношении уравнены в правах с православными, разрешено занимать общественные должности, совершать беспрепятственно богослужения и духовные требы, поправлять и возобновлять ветхие часовни и молельные дома, а в торговле и промысловом деле они подчинялись общим узаконениям. Категорически запрещено распространение старообрядчества, крестные ходы и т.д.