1900 год. Полноприводный грузовик Gandon
Жил во Франции человек по имени Жульен и с фамилией Gandon. Может, и дразнили его в школе кондомом, но об это история умалчивает. А был он талантливым инженером и построил, вероятно, первый в мире полноприводный грузовик. Да еще, как тогда было принято, с паровым двигателем. И демонстрировал его на Всемирной выставке в городе Париже, прямо рядом с Эйфелевой башней в 1900 году, т.к. вся выставка рядом с ней и размещалась (заходишь в Париж и направо).
Котел находился в кабине и работал на мазуте, баки для мазута и воды находились под грузовиком. Паровой 4-цилиндровый двигатель в 10 л.с. позволял развивать скорость до 15 км/ч, а 3-позиционный рычаг включал передний, задний ход или нейтраль. Грузовик с запасом воды и мазута весил 3 тонны. Грузоподъемность была аж 4 тонны. Что по тем временам было очень даже неплохо.
Грузовик не использовал карданные передачи. Хотя их в то время уже знали. Вы, конечно же, слышали, что Луи Рено применил первым карданную передачу на автомобиле в 1898 году. Что, конечно же, неправда. Гораздо раньше, Амеде Болле отец, его называли отец, потому что у него был сын Амеде Болле, автомобильный конструктор. А также второй сын - Леон Болле, и тоже, Вы удивитесь, автомобильный конструктор. Но об этом в другой раз. Так вот Болле отец применил карданную передачу на автомобиле La Manсelle еще в 1878 году.
Но наш Жульен пошел другим путем. Он использовал цепные передачи. И если на заднюю ось крутящий момент передавали цепью многие автомобили, то он придумал, как передать его еще и на переднюю ось. Передняя ось поворачивалась целиком, как у телеги. И вот через вертикальную пустотелую ось, на которой поворачивалась передняя ось с колесами, Жульен пропустил вертикальный валик. Этот валик через коническую передачу вверху получал крутящий момент, и через коническую передачу внизу отдавал крутящий момент другому горизонтальному валику. Горизонтальный валик в свою очередь передавал вращение цепью на ось с дифференциалом, расположенную перед передней осью с колесами. Вот тут Вы можете посмотреть на фото. А с этой оси опять же цепями вращение передавалось на каждое переднее колесо.
Вот как сложно все было устроено. И видимо часто ломалось. Поэтому про этот грузовик больше никто и не слышал. Но Жульен с такой фамилией остался в истории первым в мире создателем полноприводного грузовика.
По материалам зарубежной печати 120-летней давности.