Психотерапевт Андрей Юдин:
За последние 3 недели самый частый запрос от крупных изданий - «Расскажите, как общаться с родственниками - жертвами пропаганды». Только я отклонил три таких запроса.
Почему отклонил:
Выстраивание контакта с жертвами пропаганды - это сложнейший навык, по уровне сложности где-то между психотерапией острых психозов и депрограммированием членов тоталитарных сект. Этот навык вырабатывается годами серьёзной подготовки и практики. Также требуется понимание того, как именно пропаганда по множеству направлений разрушает когнитивные навыки и как эти навыки восстанавливать. И, как и в случае с сектантами и наркозависимыми, без воли человека (или власти над ним) многого вы не добьётесь.
Если у человека таких навыков нет, любая инструкция сведётся к совету не обсуждать политику, не общаться вообще (если есть возможность), либо просто минимизировать вред от вынужденного общения.
Комментарий психотерапевтки Ирины Катин-Ярцевой: Хочу заметить, что те, кто бодро пишут инструкции о том, как разговаривать с близкими и друзьями, пораженными пропагандой, зря обнадеживают нас. Из материалов о тоталитарных сектах и последствиях их деятельности мы можем узнать, что люди, попадающие под их влияние, часто изначально находятся в уязвимом положении из-за тяжелой жизненной ситуации, бедности, ментальных нарушений, депрессии, ПТСР, отсутствия теплых связей.
А пребывание в секте травмирует их еще больше: не только их близкие ужасаются полной «замене» их личности, они сами часто не могут вспомнить, что составляло их личность, их реальность «до». И, даже после того, как человека физически вывели из секты, она остается у него внутри, занимая большую часть психического пространства. Крючки, которые используют сектанты - чувство общности, эйфорические практики (романтизация героизма и вотэтовсе), накачивание чувством избранности, нагнетание расщепления (только мы несем свет и добро, все окружающие - зло) - формируют зависимость. Для возвращения к жизни требуется долгая системная реабилитация (в среднем около 2 лет) с участием специалистов, других людей, вышедших из секты, и значительного вклада близких. И это в буквальном смысле социальная реабилитация, человек в секте разучивается жить в обществе.
Это все касается и детей из сект, которые на выходе имеют комплексное ПТСР, катастрофически искаженную реальность., социальную дезадаптацию. И нет, это не оправдывает одобряющих преступления или равнодушных к ним. Это скорее про дополнительные сложности, с которыми придется иметь дело "после".
Q: А нельзя сектантов переманить в другую секту, в секту человеколюбия, братства и т.д.? Нельзя ли теми же самыми методами индуцировать другими идеями?
АЮ: К сожалению, нельзя. Сектантом человек становится в результате так называемого "нарциссического совращения" - процедуры, в ходе которой светлые чувства человека искусственным образом направляются на секту и на него самого (при этом человек все больше отождествляет себя с сектой), а наиболее темные - отвращение, ненависть, тяжелую обиду - на окружающий секту мир.
Если нарциссическое совращение прошло успешно, то мы получаем на выходе типичного сектанта, который со стеклянными глазами будет оправдывать или отрицать любое преступление секты, а на всех несогласных смотреть как на заблудших слабоумных сограждан.
Так вот, проблема с нарциссическим совращением в том, что оно неосуществимо без объекта для ненависти, отвращения и обиды.
Если секта на уровне своих ценностей исходит из подлинного (не фальшивого) человеколюбия, братства и т. п., она не сможет привлечь ни единого сектанта, потому что у нее не будет объекта для нарциссического совращения адептов.
Обьектом ненависти может быть только человек или группа людей.
Q: Т.е. я правильно понимаю, что у личности изначально должно присутствовать нарциссическое/травмированное ядро? Мы сегодня как раз это обсуждали, что люди, которые сейчас в моем окружении попали под воздействие пропаганды, они очень похожи: они так или иначе проявляли жестокость по отношению к детям (наказание молчанием, обесценивание, физические наказания за оценки в школе), им плохо даётся участие в споре (важно переубедить, а не услышать), нежелание признавать свои ошибки, эмоциональная поверхностность. Такое чувство, что семена упали на благодатную почву.
АЮ: Краткий ответ - да. Чуть более сложный ответ: для функционирования секты необходимы люди как с нарциссическим ядром, так и с пограничным. Нарциссы - это лидеры и "костяк" любой секты, но им также нужны менее амбициозные люди в качестве рядовых сектантов, и это чаще будут люди с пограничным ядром (которое будет использоваться как магнит, скрепляющий их с сектой) и одновременно нарциссическая травма (которая будет использоваться как замочная скважина, через которую отмычкой ломается и вскрывается замок их личности). В моём окружении попали неустойчивые люди, например, молодёжь, старшие люди, часто те, кто когнитивно довольно простой. А у них, в целом, саморефлексия слабее, но назвать их прямо незрелыми по сравнению с остальными нельзя.
Deep mind про коллективную нарциссическую травму в России
Q: Я правильно понимаю, что объект ненависти можно постоянно смещать и в секте не будет какой-то рефлексии по этому поводу?
АЮ:И да, и нет. Большинство тоталитарных сект, которые живут достаточно долго, обычно проходят несколько стадий нарастания ненависти и объект от стадии к стадии может меняться. Есть закономерность: чем более поздняя стадия, тем объект ненависти более близкий (условно: сначала боролись с воображаемыми духами зла в тонком мире, потом с православными святыми (уже чуть материальнее), потом с самой РПЦ (совсем рядом), а потом со своими адептами-предателями, которые уличены в сочувствии к РПЦ (объект оказывается внутри секты).
Сказанное не относится к нетоталитарным сектам-долгожителям, хотя и в них всегда прослеживается нарциссическая динамика.
Q: А каковы пути вытаскивания из сект?
АЮ: В подавляющем большинстве случаев вытаскивание происходит путем выплевывания самой сектой, когда у адепта забраны все ресурсы, здоровье, начинаются психозы и попытки суицида. В редчайших случаях родственникам удается вытащить человека до этого момента, тогда используется особая психотерапия и социальная реабилитация.
Q: То есть должно наступить разочарование в секте? типа они на самом деле не такие хорошие, как думал(а)?
АЮ: Нет, разочарование - следующая стадия. Должен наступить обрыв того, что называется "нарциссическая подпитка" - позитивного эмоционального подкрепления от других членов секты. Он может произойти в результате изгнания или банально в результате ликвидации секты. И тогда человек, как правило, погружается в тяжелейшую депрессию и начинается постепенное возвращение к нормальной жизни.
Q: страна Х должна развалиться, чтобы 70% ее населения пришли в себя?
АЮ: Страну не вполне корректно сравнивать с сектой. Для заявленной цели скорее развалиться должна пирамида власти, созданная (например) Иваном Грозным и его опричниками в XVI веке.
Q: Дугин и его идеи о избранности русского народа - это еще сектанство или уже психоз? Было любопытно наблюдать, как намедни итальянцы пытались с ним разговаривать на острые политические темы, угадывая ответы на свои же вопросы наперед - и он их повторял слово в слово, даже не смущаясь. как мантру какую-то.
АЮ: Ранее мы обсуждали геополитическую грандиозность как симптом перверзной нарциссической психопатологии. Идеи Дугина - из этой области. В ваших терминах - это вытесненный в бессознательное психоз, спроецированный на произвольные объекты.
Q: Прошла на своей шкуре ещё полгода назад, была объектом ненависти для секты. В какой то момент поняла, что беспомощна перед этой махиной, что люди будто ослепли, оглохли, отупели. Билась, билась, а потом признала своё поражение. Люди, мои советы изнутри: 1. Я всегда проигрывала секте, потому что каждый раз не представляла себе степень отмороженности лидеров секты. Их низость, виртуозное враньё, переворачивание правды с ног на голову в свою пользу, их холодность, отсутствие человечности, порядочности, преследование сугубо своей выгоды, эгоизм. Это то, что меня шокировало, вводило в ступор, вызывало растерянность. Я не могла понять КАК, КАК можно быть таким жестоким?
АЮ: Спасибо, что поделились своим опытом. Ваши слова: "Я всегда проигрывала секте, потому что каждый раз не представляла себе степень отмороженности лидеров секты" - хочется адресовать всем, кто пишет "ну у большинства-то не так уж сильно промыты мозги..."
Q: Страшные вещи вы говорите... просто замените слово "секта" словом "церковь" и попробуйте доказать разницу.
АЮ: Путают многие, но механизмы абсолютно не одни и те же. Самое очевидное отличие: у нормальной церкви отсутствует обман при вербовке (он есть у любой тоталитарной секты) и эзотерический разрыв (внутри учение не такое, как снаружи).
Q: Общество A ненавидит общество B и человека Х. Может ли общество В , которое тоже ненавидит человека Х, перейти в одну «секту» с обществом А, и вместе выступать против человека Х? Примет ли общество А в свои ряды общество B?
АЮ: Я бы такой сценарий считал маловероятным. Для слияния сект воедино у них должны сойтись 3 вещи:
1) источник нарциссической грандиозности (ощущения собственной исключительности)
2) объект нарциссической ярости (ненависти и отвращения) и
3) источник паранойи.
Со вторым и третьим проблем нет - они часто совпадают у разных обществ, взять то же презрение к США и одновременно страх порабощения Западом. Проблема возникает с пунктом 1 - Большинство «сект» на уровне общества черпают нарциссическую грандиозность из культурных мифов (например, «традиционные ценности» или «истинные арийцы»), а они у каждого общества, как правило, свои. Если одно из обществ ненавидит другое, это априори значит, что оно не признаёт его грандиозным относительно своего источника грандиозности, и поэтому сшить их в «суперсекту» не получится. Но возможен временный альянс двух сект для борьбы с общим обьектом ненависти.