Инаугурации В.Ф. Городецкого посвящается...

Sep 24, 2014 17:12


НОВОСИБИСК НА ВЫБОРАХ…

Электоральный цикл 2014 года волею судьбы, а точнее неожиданной январской отставкой мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого, был разделен на две мартовскую и сентябрьскую части. Еще на излете 2013 года политический бомонд региона, уходя на затяжные новогодние праздники, пусть в общих чертах, но  имел устойчивое представление о будущем устройстве новосибирского пантеона, как вдруг - первый рабочий день нового 2014 года - отставка!

ФОРМУЛА НАРОДНОЙ ЛЮБВИ...

2013 год стал тревожным сигналом для сложившейся политической системы: на выборах в Екатеринбурге, а следом и в Новосибирске действующая власть уступила оппозиции. В двух из пяти российский городов-миллионников были нарушены сложившиеся правила политической жизни страны. Итоги выборов начальника сибирской столицы подтвердили ряд интересных тенденций в политической жизни страны. Во-первых, выбор новосибирцев подтвердил неслучайность итогов выборов мэра Екатеринбурга, теперь столица Урала перестала быть белой вороной на политической карте страны. Во-вторых, итоги голосования уже двух крупнейших городов России выявило серьезные просчеты в существующей политтехнологической формуле, которая позволяла с высокой долей предсказуемости распределять выборные должности.

Сложно переоценить значение этой формулы, ибо  именно она на протяжении последних десяти лет определяла состав политического пантеона, как местного так и федерального уровней. Политическая элита вложила и потратила очень много сил и ресурсов для оттачивания этих правил. В основе современной российской формулы политического успеха лежит образ неотвратимости итогов выборного процесса. В качестве аргументов фаталистичного характера народного голосования приводятся классические измерения: уровень экономической независимости кандидатов, положение в социально-политической иерархии, и самый важный и главный показатель - это принадлежность «партии власти». Более того, словосочетание «член партии власти» стало атрибутом необъяснимой мистической силы, с провидческой и объяснительной мощью которой может сравниться разве, что дельфийский оракул. В таких условиях в общественном сознании вопрос: «Какой из кандидатов победит?» приобрел стойкую риторический интонацию.
Массовое распространение идей предрешенности выборного процесса стало следствием общего настроения большинства граждан, которые предпочитают быть больше очевидцами, чем источниками изменений, которые деятельно бездействуют и громко молчат. Молчаливое согласие народа стало главным субъектом активных демократических процессов в российском обществе. Возможно, такая парадоксальная ситуация сформировалась благодаря воли народа быть безвольными, и тогда библейское выражение о народе и правителях вновь обретает актуальность, сбрасывая пыль веков. Хотя не исключено, что  в основе всего наше  нетленное русское «авось».

В любом случае безучастное настроение народного большинства было с легкостью конвертировано верхами в нехитрую политическую формулу. С целью как можно дольше продлить и даже закрепить пассивность населения задействовали немного законотворчества и чуть-чуть политтехнологий. На законодательном уровне для сохранения иллюзии всенародных выборов и канализации протестного меньшинства: отменили графу против всех, установили порог прохождения, отменили минимальную явку, отменили двух туровые выборы, отменили ряд выборных должностей, ввели муниципальный фильтр.

На политтехнологическом уровне было две задачи: поддерживать низкий уровень явки населения и найти мобильную группу социальной поддержки. Первая задача решается довольно тривиальными методами. Необходимо поддерживать вуаль неизбежности итогов выборов с помощью клонирования невзрачных политических партий и кандидатов от них, развитие мифа о непоколебимом могуществе действующей власти. Учитывая логотип «единственной» партии, вспоминается классический пример из животного мира, когда зверь в случае опасности или борьбы за самку судорожно раздувает щеки, пучит глаза, дыбит шерсть, встает на задние лапы - в общем старается казаться больше, чем он есть на самом деле. Также на снижение явки в последнее время политтехнологи начали активно использовать фарс с целью полной дискредитации статуса выборного процесса в глазах населения. В этом случае статус выборов приравнивается к телевизионному шоу: раздувается список кандидатов до неприличного размера,  регистрируются откровенные городские сумасшедшие и трэш-металлисты. Удивительно как еще не дошли до животных!

Однако для соблюдения юридических формальностей по реализации демократических выборного процесса нельзя обойтись без реальной социальной поддержки. Поэтому родилась эффективная схема дающая сверхъестественную способность определять итоги голосования. Условно эту схему можно выразить следующим образом: Кого выбирают военная часть, СИЗО, дом престарелых и больница для душевнобольных становится победителем на выборах.

При полном отсутствии интереса среди подавляющей части населения к выборам, работники бюджетной сферы стали главным ресурсом обеспечивающим легитимность существующей власти. Проглядывается вполне резонные взаимные интересы, что в купе с главным качеством бюджетников - электоральная мобильность, делает их незаменимыми, формируя из них необходимую социальную базу поддержки власти. Работает эффект солидарности: голоса в обмен на экономическую пусть не тучную, но стабильность. В такой ситуации кто бы не стоял во главе: «партия власти» или представители из народа - все понимают, что экономическое благополучие работников бюджетной сферы является той золотой курицей, которую нельзя щипать, как бы не складывалась динамика бивалютной корзины.

На примере Новосибирской области можно оценить электоральные возможности бюджетного сектора на выборах. Согласно Новосибирскстату в таких сферах как: государственное управление, военная безопасность и социальное страхование; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг занято 63507, 100635 и 83046 человек соответственно, что составляет 330234 человека или 26,8% из числа всего трудозанятого населения Новосибирской области. По данными Избирательной комиссии Новосибирской области общее число избирателей в НСО 2141865 человек. Следовательно работники бюджетной сферы составляют примерно 15% от общего числа избирателей в НСО. При средней явке на муниципальные выборы в 30-40% от общего числа избирателей получается, что процент голосов, отданных работниками бюджетной сферы, увеличивается до решающих 40-50%, что дает существенное преимущество представителям действующего руководства. Безусловно, приведенные расчеты не претендуют на исчерпывающую социологическую точность, но этого достаточно, чтобы почувствовать существующие правила игры и сделать выводы.

ВЫБОРЫ МЭРА… ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК

Мэрские выборы в Новосибирске подтвердили уязвимость существующей политической технологии даже к небольшому вниманию со стороны населения. Политические верхи региона проигнорировали главное условие формулы успешной выборной компании - не говорить о выборах, сохранять равнодушное безучастное отношение к выборам среди населения. Поэтому ключевым фактором поражения власти на прошедших выборах стала череда политических скандалов последнего месяца: выход однопартийцев, отставка губернатора, временное снятие кандидата, покушение  на похищение. При чём главное негативное последствие всех этих перипетий - не раскол региональной элиты и даже не потеря лояльности со стороны федерального центра. Определяющим стал факт того, что руководство позволило вынести ссор из избы во время предвыборной гонки, это в свою очередь вызвало неподдельный интерес городского обывателя к выборам, для которого смакование чужого нижнего белья стало неотъемлемой составляющей полноценной жизни.

В Новосибирске подтвердилось, что показатель явки на уровне 30% от общего числа избирателей становится тем водоразделом, который решает исход выборов в современной России. На выборы в мэры Омска пришло около 17% горожан и как итог кандидат от власти побеждает с 49,35%, на выборы мэра Красноярска пришло 21,25% жителей города и опять победу одерживает кандидат от власти с 70% результатом. В этой же логике обнаруживаются причины поражения А. Навального на выборах в мэры г. Москва. Где главным гвоздём в крышку политического успеха А. Навального стала предательски низкая явка населения на уровне 32,03%. Административный ресурс, нарушения, вмешательство федеральной власти безусловно имели место, но обладали вторичным свойством. «Среднемесячная зарплата учителя 60 тыс. руб. в Москве» обеспечили кандидату от действующей власти превосходство в заведомый 51 процент.  Чем  больше будет явка избирателей, тем менее предсказуем будет результат голосования. Екатеринбургу хватило 33,61% итоговой явки, чтобы с небольшим, но перевесом, изменить сложившийся порядок вещей.
В марте 2014 мы наблюдаем высокую явку новосибирцев на муниципальных выборах по сравнению со среднестатистической по стране.  Официальная явка составила 31,43%, однако если посмотреть на статистику по системе «ГАС выборы»: при обработке 100% бюллетеней явка составила 32,62%, если в этой системе посчитать отдельно явку по каждому из 10 районов города и вычислить средний показатель, то  явка получится 33,52, если тоже самое сделать при 15% обработанных бюллетеней, то явка составит 34,8% - в общем в течении всего периода подсчета голосов по системе «ГАС выборы» постоянно наблюдалась коррекция явки в пользу её уменьшения (Объяснения этому я не смог найти).

Более того, подтверждение нашего наблюдения: «чем больше явка, тем больше отрыв оппозиции от власти» более наглядно, если посмотреть итоги голосования по районам Новосибирска. Центральный район: явка 40,49% - отрыв 13,05%; Железнодорожный район: явка 39,77% - отрыв 15,08%; Ленинский район: явка 31,31% - отрыв 0,68%; Кировский район: явка 31,5% - отрыв 2,44%. Очевидно, что высокая явка носит катастрофические последствия для кандидатов от власти.

14 СЕНТЯБРЯ - ОСЕЧКИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ…

Анализ хода предвыборной сентябрьской кампании показывает, что действующая политическая власть сохранила приверженность старой формуле с акцентом на неизбежность итогов голосования. Сделали работу над ошибками: во-первых, развели небожителей - В.А. Толоконского отправили на другую гору. Во-вторых, договорились с «красной» мэрией о неучастии в предвыборной гонке. В-третьих, подготовили технических соперников с рейтингом созвучным с известной повестью Павла Санаева. В-четвертых, как можно меньше упоминали о выборах в суе.

Однако самое главное событие этой предвыборной кампании произошло 29 мая 2014 года, когда Законодательное Собрание НСО утвердило решение об институте досрочного голосования. Это стало изящной модернизацией сложившихся политтехнологий. Теперь, с одной стороны, лояльные власти граждане получили возможность проголосовать без потери выходного дня, который для горожанина является священной коровой, а для сельского жителя, который традиционного более сочувственно относится к действующей власти, возможностью плодотворно поработать на сборе урожая. С другой стороны, власти получили шикарный способ получить значительную фору входе основного голосования при условии низкой явки. Например, общее число избирателей 1 млн. человек, досрочно проголосовало 10 тыс. человек, соответственно фора составит 1% при 100% явке, при 50% явке - фора увеличится до 2% и так далее - все зависит от мобилизационной работы власти накануне Единого дня голосования. Говоря о Новосибирске, досрочно проголосовало около 60 тыс. чел. при общем числе избирателей в 2 млн. 100 тыс. чел., явка составила 30%, соответственно преимущество кандидата от действующей власти составило примерно 8,5%.

Задача по снижению явки в городе Новосибирске была выполнена блестяще. Акцент по традиции был сделан на фарс, но в отличии от севастопольского попореза или иркутского упыря, в столице Сибири все было выполнено на более тонком уровне. Свободные рекламные площади города занял один кандидат с лозунгом «хватит это терпеть», который в народе уже давно звучит исключительно в иронический тонах, а в купе с демотиваторами на заднем фоне способствовали формированию у городского избирателя ассоциации выборов с клоунадой. Также акцент на сине-желтых цветах в предвыборных билбордах этого кандидата, учитывая текущую внешнеполитическую обстановку, дополнительно на подсознательном уровне формировало негативное восприятие у избирателя. Как итог, средняя явка по 10 районам города составила 23,6%.

Ставка действующей власти была  сделана на село. Учитывая традиционную поддержку окраины действующей власти, более высокую социальную сплоченность, неизвестность кандидата от власти в области и его приятный для сельского уха простецкий говор - акценты сентябрьской предвыборной кампании вполне логичны. В итоге село стало главным участником прошедшего выборного периода, где средняя явка в составила 46%, обеспечив победу кандидата от власти с солидными результатом в 64%.

Однако важно отметить еще один занятный итог сентябрьской кампании. Помимо выборов губернатора попутно проходили выборы глав Баганского, Северного, Кочковского, Колыванского и Ордынского районов Новосибирской области. Только в двух районах кандидаты от «партии власти» смогли одержать победу с соответствующим результатом: Кочковский район: 49,58% против 42,49%; Колыванский район: 53,85% против 31,41%. В трех районах области кандидаты от власти проиграли самовыдвиженцам: Баганский район: 46,62% против 39,08%; Ордынский район: 45,82% против 43,48%; Северный район: 60,93% против 33,01%.

Возникает закономерный вопрос как это стало возможно? Чтобы попытаться ответить на этот непростой вопрос, приведу статистику по явке на этих территориях: Баганский - 56,25%, Северный - 53,97%, Кочковский - 52,81%, Колыванский - 46,88%, Ордынский - 43,62%. Если сопоставить данные по явке и по итогам голосования получается, что в районах с максимальной явкой самовыдвиженцы выиграли выборы со значительным отрывом (Баганский, Северный), в трех районах с более низкой явкой наблюдалась ожесточенная борьба между кандидатами. Очевидно, что на выборах глав пяти районов области определяющим фактором стала высокая явка избирателей, которая нивелировала политтехнологические преимущества провластных кандидатов, поставив всех участников в равные конкурентные условия.

ИТОГИ избирательного цикла 2014 года В НСО

1)    Высокая явка избирателей стала эффективным средством противодействия сложившейся формуле политического выбора, что подтверждается результатами мэрских выборов в г. Новосибирске и выборами глав районов Новосибирской области.
2)  Нововведение в виде института досрочного голосования демонстрирует высокую эффективность для кандидатов от действующей власти. Досрочное голосование дополнительно обеспечивает «нужным» количеством голосов и повышает устойчивость политической формулы к высокой явке населения.
3) Население сельских районов Новосибирской области демонстрирует более высокий уровень гражданской ответственности и понимания демократических процессов, что проявляется в стабильно высокой явке на выборах. Более того демократическая зрелось населения сельских районов способствует формированию конкурентоспособной политической среды, которая позволяет готовить достойную оппозицию, тем самым обеспечивая ротацию политических верхов. Во время сентябрьской выборной кампании именно сельские районы Новосибирской области со средней явкой в 46% стали главными субъектами политической жизни региона и обеспечили безоговорочную победу кандидату от власти.
4) Городское население Новосибирской области остается в добровольной самоизоляции с инфантильным пониманием демократических процессов, что проявляется в расхожей аргументации: «Не за кого голосовать - не пойду на выборы или испорчу бюллетень». Отсутствует целостное понимание взаимозависимости таких явлений как: политическая конкуренция (оппозиция) и политическая активность населения (явка на выборах), где одно не может существовать без другого. Относительное повышение среднего показателя явки на мэрских выборах стал следствием не роста демократической культуры городского населения, а благодаря ряду конъюнктурных событий во внутриполитической сфере региона. Среднестатистический горожанин продолжает оставаться подвластным разнообразным политтехнологическим приемам, без собственных ориентиров и позиций, оставаясь объектом политической сферы.

политика, выборы, Новосибирск

Previous post
Up