Nov 09, 2012 20:24
("Театральная жизнь" №2-2012)
О своем отношении к Станиславскому и его так называемой «системе» рассказал идейный вдохновитель «Новой драмы», один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», художественный руководитель «Театра. DOC» и «Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина» Михаил Угаров.
- Михаил Юрьевич, какой Вам видится сегодня так называемая «система» Станиславского, нужна ли она современному театру, и если нужна, то в каком виде?
- Говорят, что я не люблю Чехова, но это неправда. Я не люблю чеховедов, режиссеров-интерпретаторов Чехова - за то, что они стерли для меня самого Чехова и я с трудом теперь могу пробиться к нему… То же самое произошло со Станиславским. Наказание учителя - это его ученики, и ученики учеников… «Система» великая, в частности и в целом (хотя целостность дается с трудом). Там все правда, я проверял. И про зерно роли, и про перспективу, про ритм, через который можно проникнуть в подсознание… Слабость «системы» в том, что она саму себя не способна защитить. В десятках театрах разговаривают терминологией Станиславского, но играют фальшивыми голосами…
Какое влияние лично на Вас оказал Станиславский - как «человек и система»?
- Для меня главным была сама история жизни КС. История создания МХТ. История победы, сказали в Славянском базаре - сделали. Потом такое было только у группы «Битлз»… Когда я ставил спектакль в МХАТе, для меня сакральным было верхнее фойе (может, оно уже все перестроено нафиг?). Тут Станиславский, Булагаков, Чехов, Немирович, и я один, и только твои шаги… Самый главный «раздел» системы Станиславского - этика. Этика раннего МХТ - это был экстремистский поведенческий опыт, который опрокидывал все дешевые манеры и опыт театрального скотского конформизма.
- Какие методы, «манки» из арсенала Станиславского используете Вы в своей работе? Или же Вы, напротив, разработали собственные приемы? В чем заключается Ваш творческий метод?
- Тут статью надо писать. Ну, например, метод вербатим был создан при постановке «На дне», помогал Гиляровский и весь Хитров рынок. Современный «свидетельский» театр был разработан при постановке «Власти тьмы», когда вывезли из села крестьянку и она репетировала наравне с Книппер-Чеховой.