2765. Михаил Ходорковский сказал, что воровать нельзя, и уже 9 лет изолирован от общества

Oct 28, 2012 14:59

Оригинал взят у galka_galkina в Михаил Ходорковский сказал, что воровать нельзя, тем более так открыто и нагло
Оригинал взят у rich_richmond в Михаил Ходорковский сказал, что воровать нельзя, тем более так открыто и нагло




На встрече 19 февраля некоторые выступающие выразили понимание причины происходящего. Начал разговор Путин, заявив, что государство объявляет войну коррупции, хотя и не будет прибегать к мерам карательного воздействия, а создаст такие условия, при которых «бизнесу будет проще соблюдать закон, а не обходить его». Бизнесмены, собравшиеся за столом, один за другим источали праведные речи о необходимости избавить Россию от коррупционной практики и превратить страну в образчик честности. Один за другим  они пели хвалу президенту, который взял на себя инициативу очистить экономику. Но ни один их них не привел ни единого примера, где они столкнулись с коррупцией, не говоря уже о том, что сами были её участниками. Никто из них не пообещал изменить что-либо в руководимых компаниях.

Пришедшие на встречу бизнесмены, предложили Михаилу Ходорковскому выступить и рассказать о коррупции, никто из них не решился на откровение с президентом по причине мне неизвестной.  Наверное, это было безопаснее, а вдруг что-то не понравится президенту, лучше не высовываться.




Михаил Ходорковский молчал, пока говорили его коллеги. Для этой встречи он заготовил длинную речь. Он приготовил таблицы с цифрами и фактами, все эти материалы были распечатаны и розданы всем участникам, в том числе и Владимиру Путину.

Но он начинал понимать, что, вероятно, допустил серьезный просчет.

Слушая, как его товарищи по бизнесу стараются изо всех сил, ему стало понятно, что ни один из них не  скажет чего-либо существенного, явно никто не собирался говорить о коррупции. Алексей Мордашов, председатель объединения «Северсталь», был образцом пустой говорильни.




«Всё большую роль, - сказал он, в этой области [в деле борьбы с коррупцией] играет возрастающая роль государства и его институтов. В некоторых случаях, - продолжал он многозначительно, - можно видеть другой движение, которое приводит в свою очередь,  ведет к ослаблению его роли».

Присутствующие закивали в знак согласия, а Ходорковский почувствовал растущее раздражение. Он знал, что некоторые бизнесмены мало заинтересованы, если вообще заинтересованы, в борьбе с коррупцией, поскольку сами они были одними из главных бенефициариев, но в отличие от них  Ходорковский прошел через своё превращение на пути в Дамаск. С обычной для него энергичностью и даже какой-то одержимостью последние три года он был занят тем, что превращал ЮКОС в открытую компанию западного стиля. Конечно, делал он это из личных интересов, он хотел, чтобы ЮКОС мог официально выйти на западные фондовые биржи и заинтересовать западных инвесторов, но постепенно убедил себя, что открытость и честность - это путь для российского бизнеса в целом. Те, с кем он общался  в то время, говорят, что эта тема вызывала в нём мессианские чувства.




Когда подошло время выступить, то он, по словам присутствующих, представлял собой комок нервов. Ему никогда не было легко говорить на публике, и он сильно волновался перед аудиторией, но на этот раз волнение переполняло его. Если остальные говорили о банальных вещах, то Ходорковский собирался обрушиться с критикой на тех, кто потворствует коррупции в России, включая и самого президента.

Я видел запись этой встречи и момент, когда Ходорковский начал говорить. Он сидел напротив Владимира Путина, его лицо было бледным, а голос заметно дрожал. Но он не отступал. Первая таблица его доклада была озаглавлена «Коррупция в России - тормоз экономического роста».

Глядя на эти материалы, я, конечно, могу понять, почему он нервничал. На следующей таблице были представлены данные опроса, на котором 27 процентов граждан назвали коррупцию самой опасной угрозой стране. В третьей таблице были приведены данные, что 49 процентов жителей считают, что коррупция проникла в большинство государственных учреждений  - в милицию, в налоговые и таможенные структуры, в службы безопасности, в судебную систему, в службу безопасности дорожного движения - и добралась до высших структур федеральной власти. Присутствующие загудели, - и неудивительно.


  Ходорковский приводил цифры, свидетельствующие о том, что половина населения России убеждена в том, что президент и его ближайшее окружение в высших эшелонах федеральной власти коррумпированы!

Путин слушал и сосредоточенно изучал материалы, лежащие перед ним. Иногда он перелистывал страницы, пытаясь узнать, что же дальше, делал какие -то замечания на полях, но как опытный сотрудник КГБ эмоций не проявлял. Ходорковский предложил присутствующим взглянуть на четвертую таблицу, из которой следовало, что 32 процента российских граждан считают, что руководство страны и хотело бы уничтожить коррупцию, но не в состоянии это сделать, 29 процентов считают, что не хочет этого делать, а 21 процент считает, что правительство и не хочет и не может бороться с ней. Путин поднял ничего не выражающий взгляд и перевел его на выступающего. Собрание перешло опасную черту и от пустого выражения благих пожеланий перешло к гораздо более конкретному. Цифры, приведенные Ходорковским, говорили о том, что треть граждан считают, что президент беспомощен перед лицом организованной коррупции, тогда как другая треть считает, что он замешан в ней.  Дальше было больше.

В пятой таблице были приведены цифры независимых аудиторов, свидетельствующие о том, что из-за коррупции государственный бюджет ежегодно терял 30 процентов поступлений, десятки миллиардов. Таблица шестая говорила о том, что 72 процента граждан считают, что не имеет смысла вести борьбу юридическими средствами, поскольку судьи изначально коррумпированы, а простые граждане не в состоянии платить взятки, чтобы добиться правосудия.

В седьмой таблице были приведены цифры, касающиеся абитуриентов, поступающих в вузы: эти цифры свидетельствовали о том, что поступить в вузы, ведущие подготовку низкооплачиваемых государственных служащих, таких как налоговые инспекторы, гораздо труднее, чем в вузы, готовящие инженеров или специалистов в области нефтяных технологий. Ходорковский был готов объяснить причину такого явного парадокса (всем было понятно, что государственные служащие могут дополнить свои низкие официальные зарплаты неплохими взятками), когда терпение Путина лопнуло.




Президент устремил стальные непроницательные глаза на своего обвинителя, по губам его скользнула напряженная улыбка, которая свидетельствовала, что ему вовсе не до смеха.

- Пожалуйста, - сказал президент, - давайте не будем применять универсальную презумпцию виновности к нашим студентам!

Но Ходорковский не закончил.

Чувствуя, что ему могут помешать договорить, он решил больше не обращаться к помощи таблиц, а перешел к конкретным фактам, к эмоциональному обвинению в коррупции, которое он решил сделать достоянием гласности. Едва слышным голосом он произнес:

- Нам надо сделать коррупцию тем, чего должен стыдиться каждый. Давайте, к примеру, возьмем покупку государством нефтяной компании «Роснефть» у фирмы «Северная нефть».

Внезапно в зале наступила полная тишина.

Присутствующие понимали, что  Ходорковский обвиняет президента России в непосредственном участии в нечестной сделке.




Месяцем раньше компания «Роснефть» приобрела большие месторождения нефти на севере страны, которые Ходорковский планировал купить для ЮКОСа. Факты говорили о том, что цена, уплаченная за «Северную нефть», была подозрительно высокой.  Ходорковский, как и другие, считал: то, что переплачено, пошло в карман Путина и его кремлевских дружков, в первую очередь Игоря Сечина, председателя «Роснефти».  Ходорковский не мог скрыть своего гнева.

- Всем известно, что сделка с «Северной нефтью» имела высшие мотивы, - сказал он, глядя прямо на Путина. -Я должен сказать вам, что коррупция распространяется по всей стране. Можно сказать, что началась она здесь (читатели помнят, что встреча происходила в Кремле), и пора её остановить.

Всем было понятно, что Ходорковский обвиняет Путина и его ближайшее окружение в том, что они сидят в центре коррумпированной паутины.

Больше президент сдержаться не мог.

- Позвольте мне сказать вам, - произнес он, глядя на Ходорковского, - что «Роснефть» купила «Северную нефть», потому что у государства есть обязательства увеличить запасы нефти, которые должны быть в его распоряжении. Но у некоторых компаний, таких как ЮКОС, имеются фантастические, чрезмерные резервы нефти. Я думаю, что подлинный вопрос таков: а как они их получили? Ответ за вами. - Путин помолчал, прежде чем довершить удар. - И ещё. Мне кажется, у ЮКОСа есть проблемы с налогами. Вы можете утверждать, что решаете эти проблемы, но вопрос, который следует задать, прежде всего: почему эти проблемы возникли?




В голосе Путина безошибочно угадывалась угроза. Он был ровным, без явного гнева, но в словах чувствовался яд.

Ходорковский знал, что Путин - личность раздражительная; он знал о его черте, свойственной людям из КГБ, никогда не прощать обиды, но тем не менее он решил идти до конца. Это был храбрый - или очень глупый - поступок, который имел далеко идущие последствия1.




В начале XX- века крупный бизнес пришёл к президенту России с вопросом растущей коррупцией в стране, угрожающей национальной безопасности. Да, предыдущие годы были сложными, но оно прошло, нужно было выстраивать новые экономические отношения, новую политику, создавать инвестиционный климат в России.  Уйдя от государственной собственности, большинство чиновников лишились возможности залазить в карман государства, как в свой собственный,  и брать столько, сколько им нужно.

Путин пришёл к власти неожиданно, экономики не зная (он и сегодня безумец в экономической политике) с чего начинать, не понимал, как рулить и куда двигаться, не осознавал. Силовики-оборотни его быстро окружили и взяли в оборот, как школьника. При этом Путин уже сам стал потихоньку делать несвойственные президенту России действия (об этом уже знает вся страна, кроме Дмитрия Медведева)

Бизнесмены, на мой взгляд, собрались обсудить и выработать общий план действий, как обуздать коррупцию, и что нужно сделать, чтоб не допускать её распространение по стране. Увы, встреча превратилась в перепалку президента, который перешёл на личности и, по сути, свернул с темы коррупции на тему деприватизации, что само по себе безумие.




Сегодня мы имеем результат той встречи; Россия погрязла в чудовищной коррупции, по итогам 2011 года 800 млрд рублей из бюджета России украдено в официальному отчёту Счётной палаты, но никого это не интересует.  На госзакупках ежегодно воруют 1 триллион рублей, за 11 лет правления путина это 11 триллионов рублей.  Инвестиционный климат разрушен, почти 90 000 бизнесменов сидят в тюрьме, лишённые оборотнями частной собственности, разрушены семьи,  суды, прокуратура и полиция слились с чиновниками в единое целое,  мафия бессмертна.

С этими достижениями Путин рвётся к власти.  Президент России Дмитрий Медведев отвернулся от своего народа, бросил Россию, отдал власть Путину и оборотням-мародёрам, совершил акт вандализма над верховной властью в России. Это уже очевидно. Все слова о модернизации были ширмой для того, чтоб усыпить бдительность граждан и обмануть всех тех, кто ему доверял.

Рич Ричмонд

Примечание: 1 - не выделенный текст  из книги М.Сиксмит "Путин и дело ЮКОСа. Борьба за Российскую нефть" http://www.dom-knigi.ru/book.asp?Art=417206&CatalogID=12

Оригинал взят у galka_galkina в Арест Ходорковского 25 октября 2003

Завтра 25 октября, это число и месяц запомнила на всю свою жизнь, и буду помнить всегда.
Ровно девять лет назад в 2003 году, был арестован Михаил Ходорковский.
Процесс по делу ЮКОСА, стал спусковым крючком, для всех сегодняшних судебных заказных дел.
Это дело показало, что в нашей стране нет справедливого суда и правоохранительной системы.
Он показал все изъяны нашего общества и все сильные стороны, уважаемых людей, которые выступали в защиту всех фигурантов дела ЮКОСА. Власть показала себя во всей красе, тогда самозванец, всей стране сказал: ПРЕКРАТИТЕ ИСТЕРИКУ!! Очень бы мне не хотелось, больше слышать такие слова.
Сейчас тоже сажают и фабрикуют дела, только сейчас, число их намного больше и катастрофически быстро растет количество политических заключенных и предпринимателей, которые сидят по лживым обвинениям.
Сил и мужества, выдержки и здоровья Михаилу Холорковскому. Свободы ему и пусть он скорее встретится со своей замечательной семьей и своими железными стариками.
Марина Филипповна Ходорковская, в свои 78 лет, не пропустила ни одного митинга протеста и на все приходила с белой ленточкой. С ней были всегда друзья и внучка Настя.
Тяжелый завтра у меня день, боже он уже девятый!!

Роснефть, Владимир Путин, Михаил Ходорковский, ЮКОС

Previous post Next post
Up