2332. Владимир Переверзин, бывший политзаключенный: Я думал, что меня не выпустят никогда!

Feb 28, 2012 22:36

Оригинал взят у sivilia_1 в Владимир Переверзин, бывший политзаключенный: "Я думал, что меня не выпустят никогда"


Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга "ЮКОСа" Владимир Переверзин никогда не виделся с экс-главой опальной нефтяной компании Михаилом Ходорковским. 18 декабря 2004 года Переверзину позвонил следователь и попросил "заехать минут на двадцать". Это обернулось семью годами и двумя месяцами колонии, в течение которых от заключенного требовали дачи показаний на руководство "ЮКОСа". Прессинг был настолько жестким, что Переверзин был вынужден нанести себе телесные повреждения в надежде перевестись в больницу.

Об этом рассказал сам бывший осужденный на своей первой после освобождения пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве 27 февраля 2012 года. Владимир Переверзин, отбывший полный срок назначенного ему наказания, освободился из колонии ФБУ ИК-5 города Владимира чуть меньше двух недель назад.

Переверзин описал журналистам, как происходило его освобождение.

"Обычно около 10 часов утра всех освобождающихся вызывают в дежурную часть с вещами, провожают на КПП, где проверяют личность осужденного и, удостоверившись в том, что это именно тот осужденный, который подлежит освобождению, выводят его на свободу. Со мной все было иначе.

15 февраля в 6 часов утра по подъему ко мне подошел начальник отряда, и меня сразу же повели на вахту с вещами. На вахте мне отдали документы, вещи, деньги, которые были у меня на счете, выходное пособие.

6:15 утра, на улице темно, стоит машина. Рядом - два сотрудника колонии и человек в гражданском. Предлагают мне в нее сесть. Я ожидал всего, что угодно. Вывезут в лес и закопают. Однако в 6:20 я оказался на автовокзале города Покрова - в телогрейке с биркой, которую я потом оторвал, в шапке, с сумкой.

К счастью, мне дали возможность позвонить родственникам. Около часа я просидел в кафе, потом взял такси и встретился с близкими между Владимиром и Москвой".

Владимир Переверзин был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 160, ч. 4 УК РФ ("присвоение вверенного имущества организованной группой в особо крупном размере") и ст. 174.1, ч. 3 УК РФ ("легализация ("отмывание") денежных средств или иного имущества группой лиц по предварительному сговору"). 5 марта 2007 года судья Басманного суда Елена Ярлыкова приговорила Переверзина к 11 годам колонии строгого режима (в 2009 году Ярлыкова была лишена полномочий судьи за дисциплинарное нарушение и в настоящее время работает адвокатом).

Впоследствии в связи с поправками, внесенными президентом Дмитрием Медведевым в Уголовный кодекс РФ, срок наказания Переверзину снизили до 7 лет и двух месяцев.

"Фабула обвинения была абсолютно универсальной, она применима к любому сотруднику "ЮКОСа". Якобы, я способствовал созданию благоприятной обстановки для хищения. Сюда подходит все, что угодно. Я "попал" случайно. На моем месте мог оказаться любой сотрудник "ЮКОСа". Водитель, дворник. Это было какое-то сумасшествие", - рассказал Переверзин.

По словам Переверзина, в качестве доказательств его "преступной" деятельности использовались документы компании "ЮКОС" о финансово-хозяйственной деятельности и даже трудовая книжка бывшего заключенного. Первым его следователем был небезызвестный Ратмир Хатыпов, который вел дела многих сотрудников "ЮКОСа".

"Давление на меня оказывалось с первого же дня. Ко мне подходили какие-то люди, показывали свои удостоверения и говорили: "Ты нам дай показания на первых лиц компании, иначе тебе дадут 12 лет, от тебя откажутся жена, сын". Это происходило постоянно - во время допросов, во время ознакомления с материалами дела, в колонии. Я никогда не бывал до этого в судах, я был настолько оторван от этой сферы жизни, что не мог допустить, что меня осудят, для меня это стало откровением. Я надеялся на оправдание и перед оглашением приговора даже раздал сокамерникам личные вещи, что, как я потом узнал, считается очень плохой приметой", - также сказал Владимир Переверзин.

Примечательно, что на момент ареста он в "ЮКОСе" уже не работал.

"Незадолго до ареста я читал газету, где было написано, что арестован Владимир Малаховский. Я понятия не имел, кто такой Малаховский. Я не мог подумать, что через пару месяцев Малаховский окажется моим "подельником"! Михаила Ходорковского я не видел никогда", - признался бывший осужденный.

Владимир Переверзин также поделился воспоминаниями, как происходил его арест:

"Я не скрывался, пришел сам. Первый раз пришла повестка моему отцу, где я прописан. Я мог ее проигнорировать, скорее всего, меня даже никто не искал бы, но я поехал в прокуратуру. Отказался давать показания. Через месяца полтора - звонок. Попросили подъехать минут на двадцать. Кто бы знал, что эти 20 минут обернутся семью годами и двумя месяцами!"

Сначала Владимира Переверзина, как он сообщил, допрашивали в отделении милиции, потом повезли в Генпрокуратуру, потом - домой на обыск. После этого допрос снова продолжился в отделении милиции, причем даже ночью.

Первым местом отбывания наказания для Владимира Переверзина была колония строгого режима в Мелихово Владимирской области. На какие-либо поблажки - например, работу в библиотеке, а не на физически тяжелом производстве - рассчитывать не приходилось. Это исключала "причастность к политически мотивированному делу", пояснил бывший сотрудник "ЮКОСа".

Затем Переверзина перевели в ФБУ ИК-5 города Владимира, куда заключенный прибыл с блестящей характеристикой. Воспользовавшись предусмотренной законом возможностью, осужденный подал ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) в Октябрьский районный суд Владимира.

Через три дня заключенный получил взыскание за, якобы, устроенный им "дебош" по прибытии в колонию, оскорбления и провокации в отношении сотрудников учреждения. Поскольку в действительности никаких инцидентов, как утверждает Переверзин, не было, он подал соответствующие заявления в прокуратуру и в суд. После этого экс-сотрудник "ЮКОСа" стал получать угрозы с целью вынудить его отозвать эти заявления.

"Угрожали и ублажали, все это делалось руками заключенных и сотрудников администрации. Потом последовало еще одно взыскание", - рассказал Переверзин.

"То остервенение, с которым администрация колонии препятствовала моему УДО, заставляло меня задуматься, а выпустят ли меня вообще. Если бы я сидел за реальные убийства, то, наверное, я спокойно работал бы в библиотеке все эти годы и давно освободился бы по УДО", - полагает он.

Такое положение вынудило осуж
денного пойти на отчаянный шаг:

"Я понимал, что мне надо как-нибудь уехать из этой колонии, и запланировал вскрыть себе брюшную полость, чтобы перевестись в больничку. Разобрал станок для бритья, достал лезвие и на утренней проверке 23 февраля 2011 года начал резать себе живот. На меня набросились заключенные, отобрали у меня это лезвие, скрутили, отвели в санчасть. Там меня залепили пластырем, обмазали зеленкой. Фактически не оказали никакой медицинской помощи".

В результате Переверзин был вынужден отозвать свои жалобы из прокуратуры и суда. Он признался, что сделал это "в прямом смысле, обливаясь кровью".

Как сообщил бывший заключенный, факт причинения телесных повреждений не зафиксирован в его медицинской карте в колонии. Однако сразу после освобождения Переверзин прошел медицинское обследование, которое подтвердило, что на его животе имеются шрамы.

"Я планирую подать заявление в Следственный комитет в отношении сотрудников администрации колонии, которые препятствовали моему УДО", - заявил Переверзин.

Кроме этой тяжбы, у него множество жизненных планов. Например, поиск работы - по профессии Переверзин экономист. И хотя за семь с лишним лет профессиональные навыки частично утрачены, 45-летний бывший сотрудник "ЮКОСа" полон сил энергии.

Также он намерен участвовать в протестном движении, а на предстоящих 4 марта президентских выборах собирается голосовать за Михаила Прохорова.

Владимир Переверзин надеется, что дело "ЮКОСа" скоро окончательно развалится, и остальные невинно осужденные тоже выйдут на свободу.

"Они наворотили в этом деле столько, что подставили своего хозяина. Я думаю, что что-то должно произойти", - считает он.

Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/13389.

Владимир Переверзин, ЮКОС

Previous post Next post
Up