Тематическая неделя "Геометрические фигуры вокруг нас"

May 03, 2012 15:17


Этот пост посвящен не только рассказу о прошедшей недельке, но и тому, как мы изучали геометрические фигуры,  и какая от этого, на наш взгляд, польза.

На этой неделе мы всё окружающее препарировали на отдельные фигуры ))



Да, неделька была посвящена геометрическим фигурам. К моменту проведение ТН Алиса уверенно знала порядка 12-15 геометрических фигур, но вот беда - она их не видела вокруг, не замечала и всё тут! Так что все наши усилия оказались направлены в основном на формирование умения понимать, что все окружающие нас предметы состоят или имеют форму геометрических фигур.



Я попыталась донести до дочки еще и то, что геометрические фигуры можно не только разглядывать на картинке, их можно сделать самим, и придумать из них всё, что угодно!

И, как мне кажется, у нас это получилось ))

Вопрос о необходимости знакомства дочки с геометрическими фигурами никогда не стоял, во время игры мы с мужем озвучивали нашей малышке различные фигуры, а также обращали внимание на то, что предметы похожи на те или иные фигуры.

Первым геометрических пособием, естественно, стал конструктор - так, в годик Алиса уже уверенно знала куб, цилиндр, параллелепипед, конус.

После на помощь пришел подарочный комплект от компании «Умница» -  Геометрия с пеленок.



Я не стала следовать методике Домана  и просто развесила несколько карточек с фигурами, вырезала такие же из бумаги, потом назвала дочке фигуры и предложила ей наклеить вырезанные фигурки, карточки обновляла каждые 2-4 дня. Вот таким образом дочка усвоила порядка 10 фигур. Потом был небольшой перерыв, и примерно в декабре прошлого года я снова достала набор карточек, разложила перед Алисой знакомые ей фигуры и одну незнакомую - назвала их всех, после чего попросила дочку помочь мне собрать карточки, я называла фигуру, Алиса приносила мне карточку - ошибок не было. Сэтого времени мы стали проделывать эти манипуляции частенько, добавляя новые фигуры.

Со временем дочка  стала и сама называть фигуры, когда я их раскладывала перед ней.

Естественно, показом одних только карточек наше знакомство с фигурами не ограничивалось, были и другие игры, объяснения и т.д.

На данный момент Алиса знает следующие фигуры: овал, круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, звезда, ромб, куб, шар, овоид, параллелепипед, параллелограмм, многоугольник, полукруг, усеченный конус, многоугольник.

Как я написала выше, дочка не видела фигуры вокруг себя, не соглашалась, например, с тем, что глобус круглый или похож на круг.

Поэтому на этой недельке  основное внимание было уделено именно видению геометрических фигур вокруг нас, но были и игры на повторение и закрепление геометрических фигур.

Итак, после длинного вступления, перейдем к нашим занималкам )

Но сначала о пособиях.

Геометрические фигуры (с наклейками).



Очень много наклеек. интересные сюжетные картинки. Алисе эта книжечка понравилась больше всего! Оприходывали мы ее за один раз ))

Геометрические фигуры, автор Шестакова Н., Шестакова Г.



Это пособие тоже порадовало, даже есть сюжетная линия о путешествии собаки Дружка. Так же это пособие имеет отличное приложение - игры, о которой ниже расскажу.

Животные. Геометрические фигуры.



Интересная идея - приклеивать пятнышки животным в виде различных геометрических фигур.

Геометрические фигуры, автор Шалаева Галина .



А вот эта книжечка очень-очень порадовала, несмотря на свой маленький формат - она содержит множество игр, заданий. рекомендаций для родителей, будем ее и дальше активно использовать.

Единственно, книга предназначена для младших школьников, но нам тоже интересно ))

Теперь об играх и заданиях!

А начали мы с самого простого - что будет, если над квадратиком разместить треугольник? Конечно, получится замечательный домик!

Для дочки это оказалось открытием - я не могу вам передать сколько домиков мы наделали всевозможными способами. Но Лиса неустанно строила и строила, подбирала по цвету квадратики и треугольники, чтобы домик был одного цвета.

На этой недельки уверенно освоились с аппликацией с клеем ПВА, посредством нанесения его кисточкой на детальку. Ура! )

Понаклеивали массу домов больших и маленьких )

Потом были опять же дома, но на этот раз дочка прикрепляли их с помощью кнопок-гвоздиков. Это нелегкая задача, отлично развивает моторику.



Продолжили знакомиться с окружающими нас предметами с геометрической точки зрения посредством раскладывания всякой всячины по корзиночкам разной формы (прямоугольная, круглая, овальная, квадратная).

Вот это оказалось самым сложным!



Чтобы Алиса могла сама создавать всевозможные фигуры, я смастерила вот такую штуковину.



Оценили все члены семьи, попробуйте - это правда очень увлекательно )



Были у нас игры и для моторики и сенсорики с геометрическим уклоном.

Геометрическое просеивание.



Геометрические змейки.



Рисование на песке.



Огромное удовольствие и массу пользы принесла нам вот такая игра. Очень рекомендую - столько всего можно с ней придумать.

Мозаика



Мы составляли из фигурок всевозможные картинки просто так, или прибивая гвоздиками детальки.

Сортировали по цвету, по форме, по размеру. Делали дорожки. Из квадратиков делали прямоугольники и большие квадраты, всевозможные башни и т.д.

А так же использовали фигурки из этой игры для других самодельных игр, например, для геометрического просеивания.

Очень полезными и удачными оказались две печатные игры. Они как раз подходят для преследуемой мною цели - научить видеть геометрические фигуры и определять форму окружающих предметов.

Первая игра - в нее мы играем давно (спасибо Ниночке и Ирине) - из серии мини-игры «Дрофа».







И еще одна игра - она немного посложнее. Много фигур всевозможных + различные вариации игр.

Развивающая настольная игра





Вот еще одна игра, понравившаяся Лисе - приложение к этому пособию



Пингвин и черепаха ходили в гости к ежику по дорожке с геометрическими фигурами - бросаешь кубик, смотришь какая фигура выпала и становишься на соответствующую фигуру на дорожке.



Игра незамысловатая, но Алиса сейчас большая поклонница игр с кубиком. Поэтому оценила, еще и потренировала себя в знании этикета ))

Когда черепеха и пингвин добирались наконец-то к домику ежика, они учтиво с ним здоровались: «Здравствуйте. Добрый день.», а ежик столь же учтиво отвечал «Здравствуйте. Добро пожаловать в мой дом», после чего гости благодарили ежика, а он приглашал их за стол )))

А еще сделала для дочки много мини игр, она их очень любит.

Вот, например, такие.

Собери квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник.



Я сначала сделала все фигуры из двух частей - это оказалось слишком просто для Лисы - не дооценила. Потом я исправилась и сделала несколько квадратов из трех и четырех частей, однако дочка из этих частей складывает не только квадраты, но и прямоугольники.

В свободное время займусь и сделаю для дочки побольше таких квадратиков, по-моему, эта игра Танграм называется.

Несколько задачек «Что лишнее» с подвохом, подвох заключается в том, что лишнее не одно, а два или три по различным признакам.







Алиса справилась на отлично с этими играми - сразу называла оба решения )

Игра «Воздушный змей» - нужно разложить прилагаемые фигуры по местам. Потом мы еще играли в игру - сделай такой же, т.е. на отдельном листе  складывали из треугольников такого же змея.



Игра «Сделай такую же машинку» - из квадрата. Прямоугольника и двух кругов нужно было сделать на отдельном листе такую же машинку, но дочка сделала на том же листе поверх уже имеющейся машинки, сдвинув свою на половину вправо.



Игра «Придумай картинку» - набор из овала, круга и маленьких труегольников различного размера и цветов. Как вы догадались, мы сделали пруд с травкой и солнце с лучиками ))



Алиса очень любит всё совмещать и играть по своим правилам ))



У бабушки не нашлось объемных геометрических фигур, ну, а какая геометрия без них?

Решить эту проблемку помогла полимерная глина )) Вот они мои вымученные фигуры )) Они далеки от идеала, но всё же ) Дочка оценила!



Играли с ними, подыскивали им пару на карточках, складывали в мешочек и отыскивали соответствующую фигурку, полагаясь на свои тактильные ощущения )

Итоги.

Как мне кажется, мы достигли с дочкой желаемой цели - не на 100%, но всё же результат есть и это очень радует! Например, Алиса уже прекрасно понимает, что из треугольников и круга можно сделать солнышко, из треугольника и квадрата - домик, что горы похожи на треугольник, мяч на шар, окно на прямоугольник и т.д.

Из смешного: у моей мамы есть родимое пятно на ноге размером сантиметров 6-7 в длину, так вот на выходных мама лежала на диване, дочка к ней подбежала и с восторгом и удивлением закричала: «Баба, ОВАЛ!!!!!!!!». Да-да пятно овальной формы - так мы все смогли убедиться, что результат от занятий есть )

Еще много предстоит сделать и многому научиться прежде, чем дочка будет свободно и не задумываясь идентифицировать геометрические фигуры в окружающих нас предметах. Но, я уверена, что это очень важное умение, особенно в раннем возрасте, такие упражнения дают богатую почву для развития мозга, образного мышления и способности размышлять и оценивать предметы.

Если вас заинтересовали наши занятия, то в скором времени мы сможем поделиться новыми играми. Заготовлено их масса, однако использовать их не удалось по временным  техническим причинам - отсутствие возможности распечатать материал.

Тематические недели, геометрические фигуры

Previous post Next post
Up