"Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит.
Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней».
Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны. А под катом можно посмотреть очень подробную и правильную таблицу, составленную специалистами горячо любимой «Перспективы» - там, по-моему, учтено вообще все. ИТАК:
Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:
1) Человек с инвалидностью
2) Человек с ограниченными возможностями здоровья
3) Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
4) Человек (ребенок) с синдромом Дауна
5) Человек (ребенок) с ДЦП)
6) Человек, использующий инвалидную коляску
7) Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития
В сравнении: человек без инвалидности
НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:
1) Инвалид
2) Человек с ограниченными возможностями
3) Больной; с проблемами здоровья
4) Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
5) Парализованный, глухой или слепой
6) Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
7) Страдающий ДЦП, дэцэпэшник
ПОЧЕМУ?
При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «не способный».
«Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря, так, мы не исключаем, что это временное состояние.
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями». Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что называя кого-либо таким образом мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.
ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ:
Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…
Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему :)
PS: под катом - выдержка из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью - язык и этикет» (РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский), в которой собраны правила этикета, составленные людьми с инвалидностью.
10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН
1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице,обращаясь к его сопровождающим, - все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.
5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше - как со взрослыми.
6. Опираться или повиснуть на чьейmso-bidi-font-family:"MS Gothic";color:black">‑то инвалидной коляске - это тоже самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.52
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что"MS Gothic";color:black">‑либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» - говорите обычные слова «Посмотри на это».
Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.
NB: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», - так и положительных образов «героя»).
«Жертвы» - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. Человек, который, «несмотря на что"MS Gothic";color:black">‑то» / «вопреки чему‑то» / «наперекор судьбе и т. п.», «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь - тоже очень распространенный образ. Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как жалость и снисходительность.