PR-служба лейбла "Navigator Records" работает отлично, в связи с чем, вся сеть пестрит печатными материалами и записями эфиров с участием группы "Мельница". Информационный повод - 15 лет группе и большой юбилейный концерт с трансляцией и прочими плюшками. Но это в Столицах, а в отдалении от них - всё всегда намного тише и скромнее, хоть многие из концертов куда более ожидаемы здешней публикой. Разбирая картинки за текущий год, пусть и поздно, но собрал небольшой материал о концерте, который прошёл в рамках тура "10 лет по дороге сна", 02.03.2014г., в Ростове-на-Дону. Сказать по-правде - я уже давно особенно не слежу за тем, что именно они делают. Так получается, что их творчество само меня находит, в совершенно произвольном виде. Будь-то синглы с альбомами, радиопрограммы с их участием, записи в соцсетях и техника смешанного валяния, вкупе со всей историей моды - с далёкого 2006го года я чувствую причастность к истории этой музыкальной группы.
Всё началось с пиратских MP3 странного качества, кочующих из плеера в плеер. Это был очередной переходный период, когда околобарочное звучание группы, сменилось первой, ещё робкой роковой ритм-секцией, после чего, списки поклонников в равных долях разделились на тех, кто вечно теряет мельничную магию и тех, кто её находит в новой волне экспериментов со звучанием.
Мой личный переворот в восприятии группы случился на закате 2007го года, когда я впервые попал на первый и, наверное, единственный концерт Мельницы в славном городе Кисловодске. Роскошным интерьерам памятника истории и архитектуры, коим является тамошняя филармония, несказанно шла атмосфера загадочности и этакого мифопоэтического пафоса, задаваемого стоящей посреди сцены электрической леверсной арфой. Надо сказать, что на тот момент, вся сценография строилась исключительно вокруг этого инструмента. Именно тогда мне стало однозначно понятно, кто есть такая Хелависа. Как оказалось, она - Наталья Андреевна О'Шей, действующий филолог-кельтолог, преподающий в МГУ. Два дополнительных вопроса - "А где Грендель и Алевтина" и почему всё сыгранное так сильно отличается от записанного на пластинке - немного позже отпали, т.к. концерт мне очень даже понравился. И нужно ли упоминать о том, что моё юношеское сердце дрогнуло, после чего, меня всецело поглотило многообразие странных авторских текстов, положенных на очень нетипичные для эстрады музыкальные размеры? Думаю, не я один тогда попался на удочку формирующегося вокруг группы уютного междусобойчика, который очень даже положительно влиял на образование, т.к. простые (на тот момент), но очень мелодичные гармонии прекрасно подбирались на фанерной акустической гитарке, а странные термины и используемые в песнях образы заставляли гуглить и читать весьма неслабые выкладки где-то на стыке филологии, мифологии и истории. Кроме того, география их выступлений по вполне понятным причинам и за редким исключением ограничивалась зоной вещания "Нашего радио", что заставляло мучительно искать возможность вырваться в соседние города, а после ехать, ехать и ещё раз ехать. Эмоции от живых выступлений - они всегда прекрасны, а потому - поездки окупались с лихвой.
На этот раз - ехать пришлось всего лишь в соседний район города, в ДК "Ростсельмаш" - в не самый выдающийся, но самый любимый промоутерами Ростова, что на Дону зал. Около служебного входа меня приветливо встретил директор группы Алексей Сапков и повёл через сложную сеть коридоров и лестниц. Объяснить этот путь по телефону, кажется, было невозможно.
Итак, закулисье. Классический отечественный дом культуры. Много кирпича, штукатурки и механических подъёмных конструкций. Умеренно пыльно. Для полноты картины не хватает въевшегося в стены запаха табачного дыма, которого к моей радости не ощущается. Отбиваясь от флэшбэков из глубокого закулисного детства, краем глаза вижу правое крыло сцены, на которой из-за гардины виднеется виолончелист Алексей Орлов и край барабанной установки. Заглядываю в гримёрку и здороваюсь, параллельно присматривая подходящий стул для своего пальто. Надо сказать, гримёрка живёт своей жизнью. По своим делам снуют люди, кто-то расслабленно общается, стоит стол, на котором царстсвует огромный казан с пловом. Как выяснилось позже, плов - это сложившаяся уже ростовская традиция, его готовят друзья группы аккурат к концерту, а группа с удовольствием угощается. В углу стоит знаменитый ЧемоданЛёша.
Вне гримёрки - технические мастера сцены завершают какое-то своё колдовство. За гардиной, таинственно и мягко подсвеченный пультом трудится звукорежиссёр сцены - Алексей Зиновьев. Строят бас Алексея Кожанова, которого мне теперь видно и даже слышно, на пару с играющим на ударных Дмитрием Фроловым, в честь которого даже тематические фестивали переименовывают во "Фрол Дэй" - такой он молодец. Наконец, я полностью вижу сцену, в передних рядах которой стоит духовых дел мастер - Дмитрий Каргин, который хоть и вполне успешно, но заменяет недавно ушедшего из группы Сергея Заславского. На другом краю сцены видно гитариста Сергея Вишнякова - он строит сразу два инструмента, акустическую джамбо и добрый электрический les paul. Под его ногой танцуют камни очень даже бутиковый педалборд.
Ну и конечно, на переднем плане этой флагманской сцены непоколебимо стоит электрическая арфа. За арфой, в джинсах какого-то очень удобного на вид кроя, в пуловере на манер тельняшки и цветастых сникерсах, стоит потрясающе осанистая Наталья. Впервые вижу её игру со спины, а потому - впечатляюсь открывшейся мне картинке. В каком-то из небольших перерывов - спускаюсь в зал, где среди множества пока ещё пустых кресел находятся владения звукорежиссёра зала - Алексея Денисова. Стараюсь никому не мешать, но громко и по делу щёлкаю затвором. Пока строят микрофон и инструменты для акустического блока - наблюдаю за происходящим и понимаю, что вот именно здесь и сейчас я вижу рабочий процесс организованной группы людей, которые абсолютно спокойно, собранно, но при этом, задорно и не без доли юмора занимаются ни чем иным, как своим делом. Да, передо мной сложившийся коллектив, который уже месяц, как едет по стране в рамках очередного тура, но на сцене и за кулисами царит такая доброжелательная атмосфера, словно это утренник какой-то, а не двадцатый концерт за сезон. И вот именно здесь, в пустом зале особенно хорошо чувствуется вся ответственность артиста перед зрителем, становятся видны долгие месяцы труда над собой, весь предшествующий творческий процесс и большая командная работа. Всё это сжато до микроскопических размеров концертной программы, на которую и пришли все те, кого только что запустили в зал из холла ДК.
По сложившейся традиции - кого здесь только нет, от маргинала до аристократа, и стар и млад. Вся эта разношёрстная братия быстро заполняет первые ряды партера, бельэтаж и балкон. Зевая, по залу расходятся охранники, публика понемногу галдит, эпизодически слышны выкрики "Снегурочка". Сцена пуста. На ограждение балкона кто-то вешает большое полотно в серо-чёрных тонах, с крупной стилизованной надписью "Мельница". Минута, две, под одобрительный гул публики включаются дымовые установки и уже, как пятнадцать лет кряду, в зале гаснет свет, яркие софиты освещают сцену, на которой один за другим вновь появляются уже знакомые нам музыканты самобытной и полюбившейся многим группы с простым, но содержащим множество смыслов названием.