Черный юмор и смерть

Feb 10, 2010 15:59

Преодолеть смерть невозможно. Но именно настолько, насколько это является невозможным в действительности, а именно абсолютно невозможным, настолько бесконечно число возможностей ироничной игры со смертью открывается черному юмору.
Запрет настолько силен, что любое его нарушение, даже самое незначительное и незаметное уже выглядит чудовищно нелепым. Поэтому не имеет смысла устанавливать границы возможного нарушения.

Здесь иронизирующему сознанию открывается полная свобода негативной вседозволенности, логика которой может быть выражена следующей формулой: если недозволенно даже малейшее нарушение запрета, то любое нарушение может достигать бесконечной интенсивности. Грубо говоря, нельзя быть мертвее мертвого. И если мы уже начали шутить по этому поводу, то мы можем продолжать шутить до бесконечности.

Гениальная шутка Оскара Уайльда из пьесы “Как важно быть серьезным” еще оставаясь на грани жизни, а значит дозволенного, уже холодит нас этим ощущением вседозволенности: “Я должна сказать тебе, Алджерон, - невозмутимо изрекает леди Брекнелл, - что, по-моему, мистеру Бенбери пора уже решить, жить ему или умирать. Колебаться в таком важном вопросе просто глупо”.

В этом балансировании на грани между жизнью и смертью, между тем, над чем и с чем шутить дозволено и не зазорно, и тем, над чем и с чем шутить непозволительно, и заключается гениальность этой остроты.

Побалансируем вместе, дамы и господа, пока мы еще живы!

лекція, філософія

Previous post Next post
Up