Сегодня здесь особенный пост. О даре. И о странном и особенном человеке.
И о том, что на вопрос кто мой любимый фотограф, я могу теперь ответить без сомнений и мук выбора - Вивиан Майер.
И я могу смириться с тем, что вы не остановите свое внимание на других моих постах (к черту салаты и красивые платья), но очень прошу прочитать этот пост до конца и, если получится, разделить со мной мою радость!
Обычно, если я рассказываю про людей меня поразивших и вдохновивших, я собираю общую информацию (зачастую поверхностную) с различных сайтов, складываю ее вместе и выдаю вместе с фотграфиями, картиинами или другими работами, привлекшими мое внимание. Сегодня другой случай.
История Вивиан Майер, о которой пойдет рассказ, меня буквально сбила с ног, перевернула вверх дном мое внутреннее и поселилась в мыслях не на один день. Возможно кого-то она просто удивит или покажется необычной, но если вы сможете испытать то самое чувство эйфории, что и я (вам знакомо это ощущение легкого возбуждения и покалывания в голове, что означает крайнюю степень заинтересованности предметом?...), я буду рада - в этой жизни, не смотря на все ее многообразие, не так много вещей, которые по настоящему могут поразить.
Итак, перейдем к самой истории. Расскажу ее своими словами, вперемешку с ахами и вздохами восторга...
Вивиан Майер (Vivian Maier) родилась в Америке в 1926 году, была гувернанткой и за свою жизнь поработала в разных семьях. Что он ней известно:
- друзей не имела (большинство ее воспитанников сходятся в том, что не помнят ни одного ее личного развора),
- носила одежу в мужском стиле, очень часто шляпы, и говорила с французским акцентом (ее мать была француженка),
- слыла особой замкнутой (и это очень мягко говоря! я бы просто сказала, что она была не в себе/ не от мира сего/ тихий гений/ тайный сумашедший) - "Кeep your distance from me" type of person - одна из характеристик случайных людей, с кем (о, я верю, что по исключительной необходимости) ей приходилось общаться,
- при этом прекрасно ладила с детьми, чем видимо и подкупала своих работодателей, которые закрывали глаза на ее странности (не верю не верю не верю, что они не замечали за ней нечто необычное),
- любила кино и театр, и могла обсудить пьесу или фильм, но только с тем, кого считала по настоящему сведущим в предмете,
- считала, что американцы слишком много и без причины улыбаются,
- имела тягу к "плюшкинизму" - в каждой новой семье она появлялась с огромным количеством коробок и чемоданов, заполненными книгами, блокнотами, старыми газетными вырезками (умираю от любопытства, хочу узнать, что на них было), магнитофонными записями и... пленками. И вот оно - самое важное в этой истории - пленок было очень много, но... еще минуту, сохраним интригу...
Но главной страстью Вивиан была фотография. Хотя это и нельзя утверждать однозначно - возможно ее увлекал сам процесс фотографирования или поиск объекта для сьемки...
Откуда сомнения, спросите вы? Все очень просто - Вивиан снимала много, почти маниакально (сейчас сейчас будет цифра), но далеко не все свои пленки проявляла и не все фотографии печатала.
И еще - никому и никогда она своих снимков не показывала.
Приведу цифры, чтобы картина обрела очертания, - ее наследие насчитывает более 100,000 негативов, третья часть которых, после ее смерти, так осталась в непроявленных пленках...
Напомню, что речь идет о времени пленочных аппаратов и исключительно ручных настроек.
Теперь о том как эта история стала известной.
В Америке, оказывается, можно сдать на хранение вещи, которым нет места дома, но с которыми жаль расстаться (милый, но ненужный хлам?), а в случае смерти владельца или просто по прошествии какого-то срока, если вещи не будут востребованы, они распродаются с молотка.
Свои дни одинокая Вивиан заканчивала в бедности, в доме для престарелых. Родственников и наследников у нее не было (а если бы и были, кому бы понадобился старый хлам странной старухи?) и поэтому ее личные вещи, с тем самым немыслимым количеством негативов, оказались в такой камере хранения, и впоследствии, в 2009 году, были проданы на аукционе, где их купил (за 400 долларов, как кота в мешке, не зная имени бывшего владельца) некий Джон Малуф (John Maloof), который искал материалы (старые фотографии) для одного проекта.
И вот она, развязка, - коробка пролежала на чердаке у Малуфа какое-то время, прежде чем он добрался до негативов. Думаю не стоит пытаться понять как быстро он осознал, что в руках его клад, но важно то, что в скором времени он целенаправленно искал и выкупал оставшиеся вещи Вивиан, проданные с молотка.
Забегая вперед скажу, что сейчас Джон Малуф наверное единственный и поэтому счастливый обладатель фотографического наследия Вивиан Майер. Хотя назвать его просто обладателем было бы бестактно - Джон, забросив свою работу, стал проводником Вивиан, ее биографом и бережным хранителем ее богатств. Сегодня он все еще продолжает постепенно разбирать ее архивы, сканировать фотографии и делиться ими с миром...
Отдельно стоит заметить, как Джону стало известно имя фотографа - имя Вивиан Майер было написано карандашом на одном из найденных в ее вещах конвертов из фото ателье...
А вот дальше темная история. Если верить Малуфу, как только ему стало известно имя фотографа, он тут же забил его в google search и получил единственную ссылку на некролог о смерти Вивиан Майер, датированный (внимание!) несколькими днями до его запроса... Если так все и было, получается, что заняться поиском оставшихся ее вещей, он смог только после того как ему стало известно ее имя и информация о смерти.
Но есть и другая, менее приятная версия, которая говорить, что Малуфу изначально было извеестно и имя фотографа, и он догадывался о ценности попавшего в его руки фотографического наследия, но он специально выжидал и начал публиковать снимки только после смерти Вивиан.
Как бы то ни было, сейчас Джон Малуф посвятил свою жизнь наследию Вивиан. Он выпустил книгу с фотографиями Майер, огранизовал несколько ее выставок, создал ее сайт и продолжает сканировать и публиковать ее фотографии.
Хотите самое интересеное? Из более 100000 негативов на данный момент разобрано и отсканировано только 10000... Одна десятая часть! Можете представить, что ожидает поклонников Майер, да и самого Малуфа (если он не лукавит и действительно не знает, что в оставшихся коробках)?...
Вот такая вот история об одной странной женщине, что избегала людей и не расставалась со своей камерой...
Не могу сказать лучше и потому процитирую автора статьи на motherjones "She was by all accounts remarkably private, someone who didn't always enjoy the company of other adults. And yet her photographs feel like a celebration of people."
Вот такая вот Вивиан Майер. "She lived life on her own terms," сказал в одном интервью Малуф. "She didn't need to live by society's boundaries."
И хоть пару дней назад я утверждала, что завидую редко, сегодня снова такой случай:)
Я опять до умопомрачения завидую лвум людям.
Счастливчику Джону Малуфу, нашедшему настоящий клад, и всем открытиям, что еще ждут его впереди.
И дару Вивиан и ее взгляду на этот мир и людей...
И теперь самое важное. Ради чего весь восторг. Ее фотографии - лишь малая часть тех тысяч, что доступна сегодня нам с вами.
Показываю частями. Чтобы прочувствовать каждый кадр.
Сначала Люди. Разные...
официальный сайт
www.motherjones.comhttp://www.flickr.comhttp://vivianmaier.blogspot.comhttp://artpages.org.ua продолжение следует...