Сегодня мы публикуем полный текст выступления Михаила Хазина на Третьем Всероссийском Антикризисном Форуме «Потребительский рынок России: второй этап кризиса. Стратегические решения для поставщиков».
Михаил Хазин рассказал о практических выводах из произошедшего, возможных действиях по выходу из кризиса, конфликте между Минфином РФ и Центральным Банком РФ, необъяснимом поведении Центробанка и прогнозе курса валют.
Михаил Хазин:
Я уже несколько раз в этой аудитории рассказывал о теории кризиса, масштабах. Сегодня я хочу поговорить научно-практических выводах. Потому что описывать состояние дел можно, но любой нормальный человек немедленно задаёт вопрос - а что ему делать? Естественно, я не могу объяснить каждому, что ему делать - это невозможно. Но я могу попытаться объяснить - в каком направлении люди должны действовать, чтобы минимизировать последствия кризиса.
И начну я свой рассказ с некоторого исторического замечания. Люди, которые учились в инженерных вузах, могут знать, что примерно до конца 60-х годов в лучших технических вузах России да и других стран мира математику и физику, механику преподавали выпускники университетов. Почему? Потому что, когда у нас есть какой-то предмет, то его можно учить двумя способами. Способ первый - как действовать. Способ второй - почему надо так действовать. И это разные вещи.
Инженер по сути - это человек, который точно знает, что в такой-то ситуации нужно взять вот этот маленький посеребрённый гвоздик и вот этим маленьким-маленьким молоточком очень аккуратно его забивать. А вот в такой ситуации нужно взять железнодорожный костыль, взять железные щипцы, держать костыль щипцами и по нему лупить кувалдой. Вот это то, что он должен знать. То есть его учат отвечать на вопрос «Как?».
Но в ситуации, когда наука, в том числе инженерная, развивается быстро, принципиальным является момент, что нужно подстраивать систему обучения под меняющуюся науку. То есть должны быть люди, которые знают и понимают - почему здесь используется такой метод, а здесь вот такой. И эти люди должны быть максимально близки к процессу обучения, потому что нет времени ждать, когда какой-то там большой учёный напишет толстый учебник, а потом по этому толстому учебнику на кафедрах создадут курсы. Это займёт пять, восемь, иногда десять лет, а надо адаптировать курс здесь и сейчас. По этой причине в хороших технических вузах преподавали люди, которые сами понимали «Почему» и могли адаптировать курсы под изменяющуюся науку.
А теперь давайте приложим данное понимание к современным экономическим реалиям. И начнём мы с того, что посмотрим на этот замечательный график.
Далее - на Food-n-Goods.Ru в отдельном окне:
http://www.food-n-goods.ru/400/