Влияние кризиса на потребление

Jun 07, 2009 10:27


В рамках социологического исследования на тему «Влияние экономического кризиса на деятельность субъектов торговли ЦФО», проведённого Объединением «Росинформресурс» Минэнерго РФ, было оценено влияние кризиса на структуру потребления российских граждан. Сегодня мы публикуем основные выводы этого исследования по данной теме.

Экономический кризис уже отразился на семейном бюджете и структуре потребления россиян. Очевидна тенденция изменения расходов в зависимости от материального статуса респондентов - чем ниже статус, тем выше показатель изменений месячного бюджета.

Согласно оценкам респондентов, основными статьями бюджета, которые уже подверглись сокращению, оказались отдых и развлечения. Так, в январе 60% ограничили свой бюджет в плане расходов на отдых, путешествия и 46% - на развлечения (походы в театр, кино, на концерты и др.). Третья часть всех опрошенных отказали себе в расходах на книги, журналы, аудио- и видеопродукцию, одежду, обувь и косметику, а также на питание вне дома.

Алкоголь и табак попали в категорию тех расходов, от которых на данный момент отказалось небольшое число респондентов (21%). О том, что ситуация не является критической также говорит и тот факт, что всего 11% опрошенных ограничили свои расходы на продукты питания для домашнего потребления.
21 % респондентов указали, что до кризиса они жили экономно, поэтому их образ жизни не изменился и сейчас.

Оценивая снижение своих расходов в будущем, россияне предполагают, что сокращению в еще большей степени подвергнуться такие статьи бюджета, как отдых, путешествия (+7%), одежда, обувь, косметика (+7 %), книги, журналы, аудио и видео продукция (+8%), алкогольные и табачные изделия (+11%). Только 8-9 % опрошенных уверенно сообщили, что ни в чем себя не ограничивают сейчас и не предполагают делать это в будущем.

Также респонденты отметили определенные сдвиги в ассортиментной и ценовой политике городских магазинов и рынков. К примеру, в том, что в течение исследуемого периода времени ассортимент в указанных точках продаж изменился, уверены 36% городского населения центра России.

Оценки изменений распределились следующим образом: 11,7% всех опрошенных отметили увеличение ассортиментной линейки продуктовых товаров в пределах 10%, 6,5% респондентов указали, что этот показатель вырос на 11-20%, и 5,4% - на 21-30%.
Стоит также отметить, что 4,2% целевой аудитории опроса, напротив, зафиксировали уменьшение ассортимента продуктов в пределах 10%.

Иначе выглядит ситуация в отношении промтоваров. Только 3,5% считают, что наблюдается рост ассортимента данной категории товаров в пределах 10%, в то время как 13,3% опрощенных горожан отмечают уменьшение ассортимента промышленных товаров в рамках 10%, и 7,6% - на 11-20%.

Что касается изменения цен, то здесь население реагирует более остро: 94% респондентов отметили, что изменения такого рода в магазинах и на рынках происходили. Большинство отмечает, что данные изменения имеют негативный характер. 23,6% всех опрошенных указали на рост цен на продукты питания в пределах 10%. В тоже время 35,7% уверены, что цены поднялись на 11-20%, 23,4% - на 21-30%. Аналогичны показатели и в отношении промтоваров: 34,7% респондентов указали рост цен до 10%, 25% - на 11-20%, и 8% - на 21-30%.

Что касается предполагаемых сроков окончания кризиса, оценки респондентов второй волны мониторинга общественного мнения сместились в сторону пессимизма. В два раза снизилась доля полагающих, что кризис продлится не более 3 - 6 месяцев с момента опроса. В 1,2 раза меньше респондентов уверено, что этот период займет еще около года. При этом почти в 1,2 раза вырос показатель долгосрочности кризиса «несколько лет». 8 % респондентов вообще затруднились давать какие-либо оценки ситуации. Также сократилось число уверенных в том, что антикризисные меры, предпринимаемые правительством, дадут положительные результаты.

В целом, исходя из результатов исследования, можно предположить, что россияне отдают себе отчет в том, что наступили нелегкие времена, и неизвестно, когда они могут закончиться. При этом большинство надеется только на себя, полагая, что единственная эффективная антикризисная программа для семейного бюджета - сокращение расходов и переход в режим экономии.

Подготовил Владимир Михайлов, собственный корреспондент F-n-G

http://www.food-n-goods.ru/345/

Аналитика

Previous post Next post
Up