По информации, полученной газетой «Коммерсантъ», некоторые люди в Правительстве РФ планируют закодировать все продукты. Все пищевые товары будут маркироваться единым идентификационным кодом, который выдаётся государством и позволяет получать о продуктах информацию на любом этапе их продвижения.
По данным «Ъ», соответствующая идея электронного учёта обсуждается в Минэкономразвития. Участники продуктового рынка считают, что речь идёт об очередной ЕГАИС, внедрение которой только в первый год работы системы обернулось для алкогольной отрасли потерей $2,5 млрд. По факту маркировке будет подлежать каждая единица товара.
В распоряжении «Ъ» оказался рабочий вариант проекта «Перевода разрешительной документации на продукцию в электронную форму и перехода от государственного контроля разрешительных документов на продукцию к государственному контролю сведений о такой продукции», который сейчас обсуждается в Минэкономразвития. В нём изложена концепция перевода разрешительной документации на продукты питания в электронную форму. Цель концепции - чтобы каждый покупатель в онлайн-режиме мог проверить сведения о качестве, безопасности и легальности продукции, а контролирующие органы получили доступ к полному спектру сведений о товаре в едином госреестре. Для решения этой задачи предлагается внедрить в России уникальный идентификационный номер партии товара (УИНП), который «мог бы служить ключом доступа ко всем выданным органами государственной власти на партию товара документам».
Согласно предложенной разработчиками процедуре, получение УИНП становится первым шагом, предваряющим получение разрешительной документации.
В департаменте государственного регулирования в экономике Минэкономразвития, курирующем проект, подтверждают, что «в настоящий момент ведутся обсуждения с представителями органов государственной власти, делового и экспертного сообществ по определению оптимального сценария реализации этого проекта».
Участники рынка считают, что сама идея перехода на электронный документооборот правильная, но опасаются, что подобная система может обернуться для отрасли очередной ЕГАИС. «Предложенный механизм внедрения подразумевает нанесение УИНП на каждый батон колбасы или пакет молока. Речь идёт об оснащении каждой производственной линии как минимум принтером, а как максимум - сложной техникой со специальным программным обеспечением, то есть фактически той же ЕГАИС», - говорит менеджер крупной пищевой компании.
Кроме того, на данный момент большинство производителей продовольственных товаров пользуются штрихкодом стандарта EAN-13, установленного международной организацией GS1. Его разработчики УИНП считают недостаточно информативным, так как он «не позволяет однозначно идентифицировать партию товара». Кроме того, при его получении «необходима регистрация в негосударственной международной организации». «Штрихкод стандарта EAN-13 не придётся менять, если речь заходит об экспортной партии товара, что в свете вступления России в ВТО становится очень актуальным», - отмечает генеральный директор «Черёмушек» Сергей Щедрин.
В большей степени участников рынка волнует механизм реализации проекта по внедрению УИНП, а именно системного взаимодействия внутри его. Они напоминают, что убытки алкогольной отрасли в первый год действия ЕГАИС были оценены в $2,5 млрд. «Основные потери отрасль понесла от системных сбоев, когда из-за невозможности занести данные в систему, которая не справлялась с количеством запросов, неделями простаивали заводы, при том что до сих пор систему смогли внедрить только в производственном звене, исключив дистрибуцию и ритейл», - вспоминает Вадим Дробиз из ЦИФРРА. С ним согласен и исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. «В целом это благо для покупателей, у которых появится возможность получить полную информацию о продукте, - отмечает он. - Хотя не совсем понятно, как можно создать настолько огромную базу данных, которая включает в себя информацию об ингредиентах, из которых сделан продукт».
Доработанный вариант концепции перехода на электронный документооборот должен быть рассмотрен и утвержден Минэкономразвития в ближайшее время.
Светлана Ментюкова, Евгения Перцева
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/1982920 От редакции F-n-G:
Из сказанного понятно, что в случае принятия системы продукты ещё раз подорожают, поскольку производители включат в цену все новые издержки. Но улучшится ли от этого качество продуктов? Маловероятно.
В условиях, когда большинство населения России находится у черты бедности и не может позволить себе элементарного, объявленная цель действа: «чтобы каждый покупатель в онлайн-режиме мог проверить сведения о качестве, безопасности и легальности продукции» выглядит как минимум лукаво.
Да и много ли в нашей стране потребителей, ходящих по магазинам с мобильными устройствами, позволяющими что-либо проверять «в онлайн-режиме»?
В курсе ли чиновники Минэкономразвития, что практически на всех магазинах в России висит объявление-знак: «Фотографировать запрещено»? И охрана строго за этим следит. Не дай Бог потребитель сфотографирует просроченный продукт. Что эти чиновники будут делать, когда к этому объявлению торговцы-ритейлеры неизбежно добавят: «Пользоваться устройствами в онлайн-режиме запрещено»?
Не нарушена ли логика последовательности действий людьми, разместившимися ныне в креслах Минэкономразвития РФ?
Может быть, сначала надо всё-таки потратить усилия на экономическое развитие России, обеспечить достойный уровень благосостояния абсолютного большинства граждан. И лишь потом, когда у всех будут «мобильные устройства в онлайн-режиме», заниматься столь важным делом, как кодировка продуктов?
Или выгодная привычка ставить телегу впереди лошади неизлечима для современного чиновничества?
http://www.food-n-goods.ru/665/